Пятый пункт: имперская кровь, матушка, переходный возраст, господдержка, литературная сенсация
Какие последствия имели антисемитские высказывания для «наследницы Романовых» в России и православной монахини в Израиле? В чем обвиняют правоохранительные органы 14-летнего подростка из еврейской школы в Москве? И что делает российское государство для сохранения синагог в России? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.
Пятый пункт на этот раз полностью посвятим новостям, связанным с Россией. Кажется, с каждым днём становится всё труднее различить, где заканчивается свобода и начинается ответственность, где история — уже не знание, а повод для ненависти. Пять пунктов — один громче другой, и все об одном: о слове, которое то спасает, то уничтожает.
Имперская кровь и уголовная статья
Светлана Вислобокова. 52 года. В её биографии — «профессор», «историк», «наследница Романовых» и даже «интеллектуальный лидер русской политики на мировой арене». Всё это она утверждает о себе сама. В действительности же она — фигурант уголовного дела по статьям 282 и 280 УК РФ.
По данным канала Baza, Вислобокова не просто писала в Telegram — она на протяжении нескольких месяцев публиковала открытые призывы к насилию против евреев. Не меньше восьми раз. Среди формулировок — «изъятие имущества», «лишение гражданских прав» и даже прямые угрозы.
Государство долго не реагировало. Но в марте 2025 года на фоне усиленного мониторинга экстремистского контента её деятельность стала предметом уголовного дела. Сейчас она задержана, решается вопрос об аресте.
Вопрос тут не только в экстремизме. А в том, как легко радикальные идеи под маской исторического ревизионизма прорываются в публичное поле. Как человек с аватаркой с императорским орлом может за пару месяцев собрать сотни подписчиков — и превратить свой бред в инфоповод. Условная «профессорша с царским прошлым» — это ведь даже не реликвия. Это уже лицо эпохи, где грань между фантазией и угрозой исчезла.
Матушка против глобального заговора
Если у Вислобоковой был Telegram-канал, то у Юлии Матвеевой — эфир федерального телевидения. Монахиня, известная как матушка Евфросиния, с 1993 года жила в Израиле. Сначала — в Русской православной церкви, потом — в Греческом патриархате. Управляла историческим храмом в Старом городе Иерусалима. До октября 2023 года.
7 октября мир содрогнулся от теракта ХАМАС. Но Матвеева публично заявила: «Это не теракт. Это спектакль. Израиль всё подстроил». В её версии событий — ракеты американские, заговор организован, чтобы отвлечь внимание от дел Нетаньяху. Плюс оккультные фантазии о рыжих телятах, которых «американцы собираются сжечь на Масличной горе в честь Мессии». Звучит как бред — но это увидели миллионы.
Израиль отреагировал. Лишение визы. Увольнение из патриархии. Отказ в статусе беженца. Депортация.
Министр внутренних дел Израиля прямо заявил: свобода слова не должна прикрывать антисемитизм. И хотя сама Матвеева уверена, что за ней теперь охотятся спецслужбы, в реальности охотиться стоит на ложь, которую она распространяет. Потому что когда монахиня называет террористов союзниками Израиля — это уже не богословие. Это подстрекательство.
Данила. Мальчик и спецоперация
А теперь — история о совсем другом. Без политики, без великих геополитических теорий. Просто про ребенка.
В начале апреля 2025 года «Московский комсомолец» опубликовал статью о 14-летнем Даниле из Москвы, чья жизнь неожиданно изменилась.
Еврейская школа. Умный, честный, из хорошей семьи. Победитель олимпиад, многодетный дом, мама с высшим образованием. Казалось бы, что может пойти не так?
Мошенники звонят и представляются спецслужбами. Убеждают: нужна помощь. Родителей якобы шантажируют. Родину нужно защитить. Данила должен исполнить свой гражданский долг. Он соглашается.
И вот он уже выполняет задание. Думает, что спасает маму. А следствие говорит: это теракт. Статья 205 УК. Возможно — пожизненное. Сейчас Данила в СИЗО для несовершеннолетних.
Эта история — страшная. Не из-за преступления. А потому что государство не защитило своего ребёнка от лжи. Потому что в мире, где взрослые лгут каждый день, ребёнок стал оружием. Подставным. И — наказуемым.
Этот случай — не единичный. В последние годы в России наблюдается тревожная тенденция: несовершеннолетние становятся жертвами мошенников, которые, используя методы психологического воздействия, заставляют их совершать преступления. Согласно данным издания «Милосердие.ru», как минимум шестерых задержанных за поджоги обвиняют в терроризме, еще 11 человек — в умышленном повреждении имущества. Эти серьезные статьи предусматривают длительные тюремные сроки.
История Данилы вызывает глубокое сочувствие и тревогу. Мир проливает сейчас слезы над британским мини-сериалом «Переходный возраст» (Adolescence), вышедшем на Netflix в марте 2025 года. В сериале 13-летний Джейми Миллер арестован по подозрению в убийстве одноклассницы Кэти Леонард. Сюжет раскрывает, как тихий и замкнутый подросток оказывается в центре ужасного преступления, шокируя семью и общество.
По мере развития событий выясняется, что Джейми подвергался травле со стороны сверстников и был вовлечён в токсичные онлайн-сообщества, пропагандирующие ненависть и насилие. Сериал подчёркивает влияние социальных сетей и интернет-радикализации на психику подростков, демонстрируя, как внешние факторы могут привести к трагическим последствиям.
Сходство между реальной историей Данилы и вымышленной судьбой Джейми поражает. Оба мальчика — умные, воспитанные в благополучных семьях, стали жертвами манипуляций и обмана. Один искренне стремился помочь, другой — защититься, но оба оказались втянутыми в преступления, которых не осознавали до конца. Только Данила был уверен, что действует во благо. И, право же, он, настоящий, вызывает куда большее сочувствие, чем его сверстник из сериала.
Система наказаний вызывает вопросы: государство не смогло защитить детей от мошенников, но теперь держит 14-летних в камерах под угрозой пожизненного заключения. Вместо поддержки и реабилитации подростки сталкиваются с суровыми мерами, которые могут сломать их судьбы. Важно, чтобы общество и правовая система учитывали возраст и обстоятельства, при которых несовершеннолетние совершают поступки, и стремились к их исправлению, а не лишь к наказанию.
Синагоги: между реставрацией и исчезновением
На этом фоне — новости, которые будто бы совсем из другой вселенной. Томск. Солдатская синагога. Деревянное здание, построенное в 1872 году еврейскими солдатами, кантонистами. В XIX веке они не могли посещать общие синагоги, и построили свою. Символ веры и независимости.
Её реставрация обойдётся бюджету в 60 миллионов рублей. Работы продлятся до 2027 года. После восстановления здесь будет музей истории евреев Сибири.
А в Петербурге — другая синагога. Огромная хоральная, на Лермонтовском проспекте. Там — башни осыпаются. Город выделяет 412 миллионов рублей на реставрацию фасада и кровли. Времени у здания немного — климат не прощает.
Что объединяет эти две истории? Не только синагоги. А то, что государство — при всей своей противоречивости — всё ещё способно вкладываться в сохранение памяти. Той самой, которую сегодня легко переписывают в Telegram-каналах и телестудиях.
Апрельский «Лехаим»
В новом выпуске журнала «Лехаим» перед нами раскрывается богатая палитра тем, отражающих многогранность еврейской культуры и истории.
Историческая перспектива номера охватывает широкий спектр событий и личностей: от трагической судьбы сестёр Франк до сложных взаимоотношений еврейской общины с Ватиканом. Особое внимание уделено малоизвестным эпизодам прошлого, таким как история американской Соньки-Золотой ручки — Мамаши Мандельбаум.
Культурный раздел радует рецензиями на литературные новинки, анализом кинематографических произведений и статьями об изобразительном искусстве. Например, статья «Тоска по бойне» поднимает вопрос о причинах ностальгии по штетлам Восточной Европы, заставляя задуматься о глубинных связях с наследием предков.
Современные реалии также находят отражение на страницах журнала. В рубрике «Резонанс» рассматривается предвзятость в медиапространстве, в том числе критика документального фильма Би-би-си о Газе. Личные истории, такие как монолог «Еврей из вторых рук» Максима Биллера и эссе Сары Абревайа Стейн о взрослении в сефардской диаспоре, добавляют изданию интимности и глубины.
Журнал рассказывает о главной литературной сенсации последнего времени.
В мире литературы порой происходят удивительные открытия, возвращающие к жизни забытые шедевры и проливающие свет на взаимоотношения великих писателей с их эпохой. Одним из таких событий стало обнаружение и публикация последнего романа на идише «Сыновья и дочери» Хаима Граде.
Хаим Граде, признанный мастер слова, чьё имя часто упоминалось наряду с Исааком Башевисом-Зингером, создал произведение, которое долгие годы оставалось недоступным широкой аудитории. Роман, писавшийся в 1960–1970-х годах и частично публиковавшийся в нью-йоркских газетах на идише, не был завершён к моменту смерти автора в 1982 году. Ситуация осложнялась тем, что вдова писателя, Инна Хеккер-Граде, обладательница всех его рукописей, не спешила делиться наследием мужа с миром.
Лишь после её кончины в 2010 году, когда архивы Граде были переданы в Исследовательский институт идиша (YIVO) и Израильскую национальную библиотеку, появилась надежда на обретение утраченных страниц. В 2014 году, после кропотливой работы, гранки романа были найдены, что стало настоящей сенсацией в литературных кругах.
«Сыновья и дочери» — это глубокий и многослойный рассказ о раввине Шолеме-Шахне Каценеленбогене из вымышленного литовского местечка Морехдалье. Его дети, поддаваясь соблазнам светской жизни, отходят от традиционных еврейских ценностей, что отражает сложные процессы, происходившие в еврейских общинах между двумя мировыми войнами.
Публикация этого романа на английском языке стала возможной благодаря усилиям переводчицы Розы Вальдман, которая посвятила восемь лет работе над текстом. Издательство «Кнопф» выпустило книгу, предоставив читателям возможность прикоснуться к последнему великому роману на идише.
Интересно отметить, что личность Хаима Граде была многогранной. В статье «Огонь и чернила» рассказывается о его встречах с Любавичским Ребе — раввином Менахемом-Мендлом Шнеерсоном. Эти встречи, организованные при содействии президента Израиля Залмана Шазара, стали для Граде источником вдохновения и духовной близости. Ребе олицетворял для него связь с культурой Торы, которую писатель глубоко ценил, но часто оставлял в мире литературных фантазий.
Финал
Слова бывают разными. Одни разрушают. Другие строят. Кто-то разжигает ненависть и фантазирует о третьем храме. Кто-то теряет ребёнка в телефонной спецоперации. А кто-то — восстанавливает деревянную синагогу, потому что это важно.
Спасибо за внимание. Это был «Пятый пункт». Слушайте, думайте, спрашивайте. Шабат шалом!

Пятый пункт: торговля Газой, анализ катастрофы, ад Трампа, «Оскар», «Лехаим»

Пятый пункт: бельгийское правосудие, Би-би-си, Сирия, университеты, куклы
