Проверено временем

Пасхальный погром 1940 года в Варшаве: хроника разрушения, боли и предательства

Подготовил Александр Ицкович 21 апреля 2025
Поделиться

Польский портал TVP Info напоминает о трагических событиях, произошедших 85 лет назад, — пасхальном погроме 1940 года в оккупированной нацистами Варшаве. Те страшные дни стали одной из мрачных страниц в истории польской столицы, когда отчаяние, страх и нацистская пропаганда привели к волне насилия против беззащитного еврейского населения.

Со Страстной пятницы и до пасхального воскресенья толпы варшавян громили еврейские магазины, лавки и дома. На улицах Хмельна, Желязна, Маршалковская происходили массовые нападения: избивали мужчин, женщин и стариков только за то, что они евреи. По оценкам историков, десятки людей были серьезно ранены, материальный ущерб оказался колоссальным.

Сцены погрома в Варшаве, происходившего со Страстной пятницы до пасхального воскресенья. 1940

Причин этих трагических событий был целый ряд. В первую очередь нацистская политика: оккупационные власти целенаправленно разжигали ненависть между поляками и евреями, распространяя слухи о «еврейской спекуляции», «поддержке большевиков» и «предательстве нации». Это была циничная стратегия: ослабить общество изнутри, направить гнев угнетенных на тех, кто и сам был жертвой.

На фоне разрушенной войной экономики, голода и безработицы семена подобной пропаганды падали на благодатную почву. Экономические трения между польскими и еврейскими торговцами, существовавшие и до войны, в условиях оккупации обострились до крайности. В погроме участвовали как отдельные радикальные элементы, так и случайные горожане.

Однако многие поляки, несмотря на страх, пытались помочь своим еврейским соседям. Были те, кто укрывал пострадавших и кто пытался остановить насилие даже при угрозе собственной жизни. Эти примеры проявления человеческого достоинства оказались редкими «лучами света» в дни мрака.

Пасхальный погром 1940 года стал предвестником еще большей трагедии, случившейся в ноябре того же года, — создания Варшавского гетто, в котором более чем 400 тыс. евреев были обречены на голод, болезни и массовое уничтожение.

Погром стал «репетицией» разрушения еврейской общины Варшавы — подстрекаемой, направляемой и контролируемой нацистским аппаратом.

А из перспективы сегодняшнего дня пасхальный погром в Варшаве — это урок того, как страх, нищета и зловредная пропаганда могут разрушить совесть людей, превратив соседей в палачей. Это напоминание о том, сколь хрупкой является ткань человеческого сообщества и как легко она рвется.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Польская полиция во время Холокоста убивала евреев даже без приказа нацистов 

«Я читал ужасающие вещи в дневниках польских полицейских, описывающих, сколько евреев они убили каждый день. Рассказывали анекдоты о том, как полицейский просил стакан водки, прежде чем застрелить еврея, или как он использовал горячую воду, чтобы смыть кровь с рук. Они убивали друзей и одноклассников без угрызений совести, и даже в таких местах, куда не заходил ни один немец, чтобы проверить их»

The Wall Street Journal: О книге «Варшавский завет: воспоминания выжившей»

В марте 1943 года Ауэрбах бежала из гетто, выдав себя за польку. Но и в «арийской» части Варшавы, где она по поддельным документам оставалась до конца войны, ею двигала та же решимость. Благодаря безупречному польскому и свободному немецкому («который я хотела бы позабыть навсегда», признается она) Ауэрбах была связной еврейского подполья, ее наблюдения за жизнью в гетто заняли семь тетрадей

«Столько лет не помнила, а сейчас все такое живое»: истории бойцов Варшавского гетто

Ханка Групинская, польская писательница, журналист и деятель культуры, с 1985 по 2000 год брала интервью у последних оставшихся в живых солдат Еврейской боевой организации, действовавшей на территории Варшавского гетто. Эти беседы с солдатами, рассказы об их судьбах легли в основу книги «Я пришла домой, и там никого не было. Восстание в Варшавском гетто: истории в диалогах», русский перевод которой недавно вышел в издательстве Ивана Лимбаха.