Трансляция

Commentary: Нюрнберг, 75 лет спустя

Меир Соловейчик. Перевод с английского Светланы Силаковой 11 января 2021
Поделиться

мир отмечает 75‑летие Нюрнбергского процесса — он начался в ноябре 1945 года — как годовщину события, которое стало образцом международного права. Но для первого нациста, казненного в Нюрнберге, этот судебный процесс был воплощением не мультилатерализма Мультилатерализм — принцип международных отношений, основанный на формальном равенстве стран в соответствии с принципами международного права и совместном решении общих проблем, обычно на основе консенсуса. — Здесь и далее примеч. перев. , а мести евреев. Это стало очевидно спустя одиннадцать месяцев в такой момент, в котором было что‑то сверхъестественное, причем исторические и теологические уроки, преподанные этим моментом, по сей день влияют на нашу жизнь.

16 октября 1946 года Юлиуса Штрейхера — то был всем нацистам нацист, издатель «Дер Штюрмер», человек, лично приказавший разрушить Большую нюрнбергскую синагогу в «Хрустальную ночь», — повели на эшафот. Как сообщал «Ньюсуик», Штрейхер встретил смерть отнюдь не с достоинством. «Его пришлось подталкивать, чтобы он шел вперед, он смотрел дикими глазами и вопил: «Хайль Гитлер!» Поднимаясь по ступенькам, он выкрикнул: “А теперь я иду к Господу”. Уставился на свидетелей, стоявших лицом к эшафоту, и заорал: “Пуримфест 1946”».

Нюрнбергский процесс. В первом ряду на скамье подсудимых:. Геринг, Гесс, фон Риббентроп, Кейтель, Розенберг, Франк, Фрик, Штрайхер, Функ, Шахт (слева направо). 1945–1946.

Это была отсылка к еврейскому празднику Пурим, отмечаемому в память об истории, которая рассказывается в книге Эстер, — истории о возвышении персидского визиря Амана и его попытке истребить евреев. В финале самого Амана казнят на виселице, а позднее, после войны с его союзниками, вешают и десятерых сыновей Амана. Упомянув о Пуриме, Штрейхер воспользовался антисемитской риторической фигурой, у которой в Германии долгая история. В восприятии Мартина Лютера Пурим был отражением кровожадной натуры евреев, как заметил сам Лютер в трактате, озаглавленном «О евреях и их лжи»:

 

Они настоящие лжецы и кровавые псы, они не только постоянно извращали и фальсифицировали своими ложными толкованиями все Писание с самого начала до сегодняшнего дня. Самые горячие воздыхания, чаяния и надежды в их сердцах устремлены к тому дню, когда они смогут расправиться с нами, неевреями, так, как они поступили с неевреями в Персии во времена Эсфири. О, как любят они книгу Эсфири, прекрасно гармонирующую с их кровожадными, мстительными, смертоносными чаяниями и надеждами.

 

То, что Штрейхер шел на смерть, вторя антисемитизму Лютера, совершенно уместно, потому что свою жизнь он прожил в соответствии с советом Лютера: «Первое: поджечь их синагоги или школы, а все, что не сгорит, закопать и забросать грязью, чтобы никто больше никогда не увидел ни камня, ни золы, которые от них останутся… Я советую также сровнять с землей и разрушить их дома».

Для евреев, ищущих признаки промысла Б‑жьего, отсылка к книге Эстер — нечто ошеломительное. Гитлер и впрямь был современным Аманом, а те, кого повесили в Нюрнберге, — его духовными сыновьями. И — в этом есть что‑то сверхъестественное — на эшафот взошли ровно десять из них; в Нюрнберге приговорили к повешению одиннадцать человек, но Герман Геринг в ночь перед казнью совершил самоубийство в камере. Это общее звено между Аманом и Гитлером напоминает нам, почему евреи празднуют Пурим — не потому, будто мы кровожадны, но потому, что история Эстер напоминает нам, что со злом надо бороться, пока не поздно.

Персия времен Эстер была Германией своей эпохи, средоточием цивилизации, которая внезапно наделила властью маньяка, замышлявшего геноцид. Никто не понимал этого лучше, чем рабби Йосеф Соловейчик: он учился в Берлине в пору его интеллектуального расцвета, но бежал от ада, в то время только надвигавшегося. Эстер, написал он, — это «книга об уязвимости человека вообще и об уязвимости еврея в особенности». Перед лицом такой уязвимости евреи должны учиться у Эстер и бороться против наших врагов; именно в мире, где так небезопасно и столько зла, необходимо воспевать героизм Эстер и радостно отмечать крах злодеев. Сколько мудрости в старом анекдоте, предположительно появившемся в 1930‑х годах: еврей предсказывает, что в конце концов Гитлер умрет в день еврейского праздника. Когда его друг спрашивает, как он пришел к этой пророческой догадке, еврей отвечает: «Потому что, в какой бы день ни умер Гитлер, этот день будет еврейским праздником».

Собственно, в день, когда Юлиус Штрейхер шел на смерть, действительно был еврейский праздник, но не Пурим, а Суккот, когда евреи семь дней пируют в утлых постройках. В этом календарном совпадении можно усмотреть другую отсылку к Писанию, не замеченную Штрейхером. Каждый раз на Суккот евреи читают апокалиптическое видение Йехезкеля о «Гоге и Магоге». Пророк описывает международную ось стран, вздумавшую уничтожить евреев, причем ее окончательный разгром будет отмечен празднованием Суккота.

Этот отрывок блестяще разъяснил рабби Шимшон‑Рефаэль Гирш — живший в XIX веке раввин из Франкфурта. В старинной истории о Вавилонской башне, писал он, показано языческое, тираническое общество, которое воздвигло постройку, чтобы обожествить свое собственное могущество; только такие страны ненавидят евреев, проповедующих Б‑га морали и справедливости. Празднуя семь дней в сукке, которая кажется всего лишь шалашом, евреи выражают уверенность в том, что дух, выраженный в принципах Вавилона, в конце концов потерпит крах. Народ, больше всего пострадавший от тирании, тем не менее уверенно предрекает, что мировая история, начавшаяся с тоталитарной башни, закончится Праздником кущей, разгромом зла и признанием того, что подлинный источник могущества и справедливости — это Б‑г.

Таким образом, обнажается незаметная на первый взгляд симметрия, которую никогда не смогли бы предугадать страны антигитлеровской коалиции. Именно в Нюрнберге Альберт Шпеер возвел «Зал Славы» «Зал Славы», он же «Золотой зал» — помещение в центральной части так называемой «Трибуны Цеппелина», здания на «Территории съездов НСДАП» в Нюрнберге. Пергамский алтарь, хранящийся в Берлине, стал прообразом для всего здания. 24 апреля 1945 года американские войска взорвали скульптуру в форме свастики на фасаде трибуны. Здание частично сохранилось. В конце первого десятилетия XXI века «Территория съездов» стала музеем под открытым небом — там разместился документальный центр «Ослепление и насилие», рассказывающий об истории и преступлениях нацизма.
 — гигантское сооружение, возвышающееся над полем для съездов, где нацисты собирались, чтобы самим себя славословить. Зал, прославившийся на всю Германию своей архитектурой, вдохновлен древнегреческим Пергамским алтарем. Смотреть документальные кадры съездов, которые проводились в Нюрнберге в воссозданном языческом сооружении, — значит лицезреть ужасающее осуществление пророчества, высказанного немецко‑еврейским поэтом XIX века Генрихом Гейне:

 

Из забытого мусора восстанут старые каменные боги, протрут глаза, засыпанные тысячевековой пылью… Немецкий гром, конечно, тоже немец, он не особенно подвижен и приближается с некоторой медлительностью; но он грянет, и тогда, услышав грохот, какой никогда еще не гремел во всемирной истории, знайте: немецкий гром попал, наконец, в цель. В Германии будет разыграна пьеса, в сравнении с которой французская революция покажется лишь безобидной идиллией Генрих Гейне. К истории религии и философии в Германии / Пер. А. Горнфельда // Генрих Гейне. Собрание сочинений в 10 томах. М: ГИХЛ, 1958. Т. 6. С. 138.
.

 

В конце концов нацистский «Зал Славы», как и Вавилонская башня в старые времена, обратился в развалины. Самые кошмарные кадры нацистских съездов Лени Рифеншталь снимала в Нюрнберге, именно в этом здании и окрест него. Но она не засняла одно из прекраснейших зрелищ в конце войны — миг, когда американские солдаты взорвали свастику, венчавшую это здание. Итак, совершенно уместно, что за фиаско нацистского «комплекса градостроительства» Термин, изначально возникший на Филиппинах в 1970‑х годах, когда супруга президента Маркоса Имельда инициировала проекты помпезных зданий. Их возводили за счет бюджета в целях политической и предвыборной пропаганды. должна была последовать казнь нацистов через повешение в том же самом городе в день Праздника кущей. Штрейхер действительно умер в день еврейского праздника, и его заслуженная гибель на Суккот придала торжествам добавочный смысл.

К октябрю мир переключится с воспоминаний о Нюрнбергском процессе на что‑нибудь еще. Но на Суккот в 2021 году некоторые евреи, возможно, будут стоять в синагоге и вспоминать, что нынче 75‑летняя годовщина с тех пор, как десять сыновей Амана предстали перед Б‑гом. Мы вспомним, как Юлиус Штрейхер умер с названием еврейского праздника на устах, и отметим «Суккотфест 2021» с размахом: памятуя о разгроме зла в прошлом и горячо мечтая об окончательном разгроме зла, который еще впереди.

Оригинальная публикация: Nuremberg, 75 Years After

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сны о Гитлере: вспоминая о ненависти к себе

Мне казалось, если я сумею его найти, может, я сумею найти и недостающую частичку самой себя — вдруг еврейское самосознание осенит меня из могильной тьмы и высветит нечто более существенное, яркое? Когда я дошла до самого дальнего северного угла кладбища, я вдруг обнаружила, что совсем потеряла из виду своего напарника‑следопыта. Я стала звать его, но он не откликался. Тишина, величавая безучастность мертвых. Я огляделась вокруг, и по спине пробежал холодок. Что, если мой коллега не найдет меня, а я — его? И я останусь здесь в темноте, наедине с бренными костями франкфуртских евреев?

Ханна Арендт об Эйхмане: о блеске извращенности

Любой объективный читатель высоко оценит блестящий анализ личности Эйхмана в книге мисс Арендт. Вместе с тем едва ли найдется более наглядный пример интеллектуальной извращенности, присущей уму, который упивается своей искрометностью и склонен ослеплять читателя своим блеском. Антисемит — это любитель грязных шуточек про евреев, — но никак не Адольф Эйхман, который отправил несколько миллионов евреев на смерть, — в противном случае это было бы неинтересно и нисколько не прояснило бы вопрос о природе тоталитаризма.

Восточно‑западная улица

Я участвовал в нескольких делах о массовых убийствах. В одних разбирательствах обвинение формулировалось как преступления против человечества, то есть поставленное на поток убийство отдельных людей; в других речь шла о геноциде, уничтожении групп. Я имел некоторое представление о происхождении обоих терминов, о том, с какой целью они были введены в оборот и как связаны с аргументами, впервые прозвучавшими в зале заседаний № 600. Но я никогда не погружался слишком глубоко в историю Нюрнберга. Приглашение из Львова давало мне шанс исследовать эту историю.