Натан Хилу, величайший неизвестный еврейский художник‑аутсайдер
Материал любезно предоставлен Tablet
Возможно, вы помните человека по имени Натан Хилу. Некоторое время назад журнал Tablet написал о ветеране Второй мировой — ему тогда было 87 лет — и назвал его самым выдающимся еврейским художником‑аутсайдером, «о котором вы никогда не слышали». Поводом для статьи послужил тот факт, что некий куратор открыл тогда Натана Хилу и организовал в Нью‑Йорке пару выставок его уникальных полотен, выполненных обычным маркером, пастелью, буйными цветными мелками, — полотен, на которых запечатлены воспоминания из его жизни. Хотел бы я сказать, что в последующие годы Натан получил признание, славу, совместные проекты в социальных сетях с модными брендами, что его картины покупали крупнейшие художественные галереи, что его встречали с распростертыми объятиями на «Арт‑Базеле» в Майами и на Венецианской биеннале, что он разбогател. Увы, и 90‑й, и 92‑й, и 93‑й день рождения Натан Хилу встретил «самым выдающимся еврейским художником‑аутсайдером, о котором вы никогда не слышали».

Возможно, вам смутно помнится Нюрнбергский процесс. Натан Хилу присутствовал на нем в качестве солдата американской армии, охранял заключенных, в том числе — о чем Натан снова и снова рассказывал и что изображал на картинах — Альберта Шпеера, Германа Геринга, Юлиуса Штрайхера и целый ряд других исторических личностей, замысливших уничтожить таких, как Натан Хилу.
Документальный фильм израильского режиссера и ветеринара Илана Голода «Натанизм» (2023) ставит перед собой благородную задачу извлечь Хилу из полосы забвения. Камера не столько следует за художником, сколько сидит напротив него безумным тумлером памяти, пока Хилу рисует и, как сейчас говорят, рассказывает свою правду.
Правда Натана заключалась в том, что он буквально одержим: ему во что бы то ни стало необходимо было зримо запечатлеть все, что он помнил об идишском прошлом Америки, которое существовало только в его голове, — встречи с И. Б. Зингером и радиоведущим Цви Скулером в Нижнем Ист‑Сайде в Нью‑Йорке, ленты в духе ковбойских фильмов Боба Стили, только на идише (в детстве Хилу видел их в Питтсбурге), кошерные буфеты, библейские истории, наследие его предков, сирийских евреев, и восточноевропейские предания. Воспоминания эти Хилу увековечивал маркерами, цветными мелками, пастелью, а также с помощью клея, липкой ленты, вырезок из макулатуры и картона. Его произведения — комбинация ярко раскрашенных неуклюжих человечков и пояснений на идише и английском, их необычный самобытный стиль легко узнаваем. Как показано в «Натанизме», Хилу почти ничем другим не занимался, только рисовал эти воспоминания и комментировал их каждому, кто был готов слушать.
«Натанизм» — это и отображение всепоглощающей мании, небрежения к себе и разрушительного действия времени, и, по сути, еще и захватывающее, пусть и бесхитростное повествование о Нюрнбергском процессе и о способности документалистики работать на благо исторической памяти. Средоточие фильма гениально, потому что гениален сам Натан, оно захватывающе воплощает пинчоновскую идею: единственная рациональная оптика, позволяющая понять Нюрнберг и все, что к нему привело, — субъективные и незабываемые каракули безумца.

«Натанизм» появился при поддержке благотворительного фонда Стивена Спилберга Jewish Story Partners (сестра Спилберга Нэнси входит в совет директоров), и в нем заметны обезличивающие признаки того, что снят он был с прицелом на фестивали документальных фильмов. Так что «Натанизм», к сожалению, изобилует клише современной документалистики: тут и закадровые комментарии, и архивные записи кинохроники, и озвученная анимация, и навязчивое присутствие автора фильма. Все эти приемы мешают сосредоточиться на главном достоинстве картины — непосредственном общении с Натаном, сгустком энергии, который очаровывает с первых мгновений: его дерзкий настойчивый голос то, повторяясь, звенит в верхних регистрах, то успокаивается, мы слышим монолог — глаза Натана полуприкрыты, — и этот монолог отрезает нас от окружающего мира.
Сгорбленный, сутулый, от времени согнувшийся пополам, в цветастых фуфайках, заправленных в высоко поддернутые брюки, Натан умоляет не забывать о еврейской жизни. Между тем руки его — узловатые, в старческой «гречке» — продолжают рисовать. Маркер поскрипывает на каждом штрихе: кажется, будто пищит мышь. С пылом трехлетки Натан чиркает по бумаге цветными мелками.
Крупные планы жилища Натана в фильм не включили — то ли из вежливости, то ли из соображений приличия, только отдельные элементы, говорящие о бедности и запустении, например мутный аквариум с золотыми рыбками: все для того, чтобы Хилу не осуждали. Поневоле задаешься вопросом, протянет ли Натан — в вязаной кипе под шерстяной кепкой — каким‑то чудом еще один день или развалится прямо у нас на глазах. В одном из эпизодов мы видим его на больничной койке, его подключили к медицинской аппаратуре, а он не обращает на нее ни малейшего внимания и, невзирая на кислородную маску, повествует об очередном воспоминании, увлеченно — скрип‑скрип‑скрип — рисует его.
Если порой и кажется, что фильм скучноват, например, когда очередной голос за кадром комментирует Натаново бытие или обстоятельства, в которых ему выпало существовать, то потому лишь, что жизнь Хилу не так уж богата была событиями. Илан Голод по крупицам намывает то золото, которое есть: беседует в Библиотеке конгресса с архивариусом проекта «История ветеранов» — там хранится копия мемуаров Натана; общается с теми, кто прежде безуспешно пытался издать книгу Хилу; вместе с неким исследователем ищет в архиве микропленку официальных армейских записей с машинописными пометками «Натан Хилу», чтобы подтвердить, опровергнуть, изменить, уточнить или проверить факты того, чему Натан, по его словам, был свидетелем.
Это последнее, в заключительной трети фильма, принимает вид увлекательного квеста, на кону не более не менее как природа документальной правды перед лицом отрицания Холокоста, экзистенциальное бремя, — и этот квест пытается с ним совладать.
Натан не дожил до конца съемок фильма: его не стало 19 апреля 2019 года, и газеты не напечатали ни единого некролога, не считая крошечного в The New York Times от щедрот Объединенного колледжа иврита (Hebrew Union College). Колледж активнее прочих продвигал творчество Хилу — последняя насмешка судьбы над тем, кто называл себя человеком памяти и как одержимый документировал прошлое.
Похороны Хилу на кладбище Калвертон на Лонг‑Айленде — один из самых трогательных моментов фильма: горстка стареньких ветеранов Второй мировой в медалях над скромным сосновым гробом, торжественные давние военные ритуалы — флаг сворачивают перед тем, как опустить гроб в могилу, — звезда Давида на надгробии в море белого мрамора. Учитывая, что запечатлеть то, чему он был свидетелем, стало для Натана смыслом жизни, тот факт, что Илан Голод пришел на похороны и заснял происходящее на пленку, — невоспетый подвиг и по праву заслуживает награды от «Яд ва‑Шем», хоть ее и следовало бы разделить с Лорой Крюгер, куратором музея Объединенного колледжа иврита, ведь именно она открыла Хилу и была с ним до конца.
Дисбаланс между множеством произведений, созданных Натаном за долгие годы работы, и скудостью как официальных документальных свидетельств его жизни, так и числа тех, кого он сумел тронуть своим творчеством, создает определенное противоречие, и оно не разрешается ни в фильме, ни где бы то ни было. Невзирая на все усилия группы научных кураторов и режиссера‑документалиста, мы по‑прежнему почти ничего не знаем о личной жизни Хилу: кроме Натана, у его родителей были еще четверо детей, все моложе него и все уже умерли. Мы не знаем, почему он не был женат, вообще ничего не знаем о его жизни, кроме того, что он как одержимый рисовал мыслеобразы своего еврейского прошлого. И вины режиссера тут нет: Натан — точнее, его безумие — неприступная крепость и наотрез отказывается открываться. Вдобавок в силу своей скромности и безумия он не способен к широким обобщениям о том, что означает его одержимость, не говоря уже о смысле Нюрнберга. Те, кто пытается его истолковать, вынуждены догадываться. Нам остается гениза; документы долговечнее человека.
Читатели, знакомые с важными современными документальными фильмами, быть может, вспомнят подельников Сухарто из «Акта убийства» режиссера Джошуа Оппенгеймера — размышления о том, чем массовые кровопролития оборачиваются для отдельного человека, хотя никто ни разу не предположил, что мании Натана стали следствием пережитого на войне. Ближе фильму о Хилу «Кусама: бесконечные миры», лента о японской художнице, которая «уникально, провидчески выразила личный невроз», и «Билл Каннингем, Нью‑Йорк» Ричарда Пресса, тоже о человеке одержимом — фотографе уличной моды, долгие годы сотрудничавшем с газетой New York Times, который отличался такой же неукротимой энергией, как Натан, и о его внутреннем мире тоже никто не имел представления.
В основе многих документальных фильмов, посвященных биографиям людей искусства, один и тот же вопрос: сумеет ли персонаж «добиться успеха», прежде чем безумие (на котором зиждется его творчество) одержит верх, и как именно он это сделает. Каннингем при жизни добился и славы, и признания, получал награды на модных показах в Париже: в фильме о нем это служит искупительной сюжетной аркой. (На закате лет Каннингем сам признавал, что безумен, так что мы имеем право сравнивать его с Хилу.) Кусама же, например, отнюдь не безвыгодно сотрудничает с брендом Louis Vuitton.
«Натанизм» довольно скоро проигрывает эту «битву», хоть Натан незадолго до смерти и утверждал, что получил признание: о нем ведь снимали фильм. Но вместо почестей и богатства в конце мы видим одинокие голосовые сообщения Натана с просьбой прийти: вы ему нужны, он благодарен…

Способствовало ли это внимание росту популярности интересного, трогательного, крупного и, скорее всего, важного наследия художника‑аутсайдера Натана Хилу, чьи произведения ныне хранятся в ящиках и пакетах для мусора?
В минуты оптимизма мне хочется думать, что да, более того, он это заслужил, и благодаря опубликованным каталогам его картин, в которых Хилу с одержимостью задокументировал свое существование, живопись, а отчасти и жизнь Натана Хилу не будет предана забвению . И пусть фильм Голода, проект по изучению истории ветеранов Библиотеки конгресса, Объединенный колледж иврита, коллекционеры и кураторы (такие, как героическая Лора Крюгер), гранты от благотворительных фондов, фестивальные награды — черт с ним, даже наша рецензия — подобно штриху скрипучего карандаша Хилу, помогут заявить: мы знали этого провидца; он рисовал, что видел; он был.
Оригинальная публикация: Documenting Nathan Hilu, the Great Lost Jewish Outsider Artist

Революционное представление Ребе о еврейском искусстве

«Жизнь была разнообразно веселая»
