Музей

«МЫ»: от Музея галута к Музею еврейского народа

Михаил Туваль 18 апреля 2021
Поделиться

В марте в кампусе Тель‑Авивского университета в Рамат‑Авиве открылся Музей еврейского народа АНУ (ивр. «МЫ»), самый большой еврейский музей в мире. Экспозиция занимает 6,6 тыс. квадратных метров, а общая площадь нового здания — 20 тыс. квадратных метров. АНУ создан на базе предшествовавшего ему Музея еврейского народа Бейт а‑Тфуцот (Музей диаспоры), открывшего свои двери в 1978 году. Несмотря на то, что в момент открытия Бейт а‑Тфуцот считался одним из наиболее современных музеев мира, с течением времени стало очевидно, что его концепция безнадежно устарела. Изначально идея Бейт а‑Тфуцот была предложена основателем и президентом Всемирного еврейского конгресса Нахумом Гольдманом: увековечение истории и культуры еврейской диаспоры от эпохи разрушения Второго храма и до создания Государства Израиль. То, как эта идея была воплощена в экспозиции, сейчас принято называть «слезливым нарративом» еврейской истории. Мне доводилось писать о старом музее в статье «О Великом восстании, героях Масады и современном мифотворчестве».

«Еще 100 000 дунам». Плакат Еврейского общественного фонда. Эрец‑Исраэль (Палестина). Художник Зеев Рабан. Около 1925

Бейт а‑Тфуцот был напичкан информацией, шикарными моделями, реконструкциями и отличался тем, что практически не имел оригинальных экспонатов. Посещение музея оставляло двоякое впечатление: с одной стороны, информативно и интересно, с другой — мрачно и депрессивно. С моей точки зрения, это было обусловлено именно идеологической позицией относительно прошлой и настоящей истории еврейского народа. Так или иначе, Бейт а‑Тфуцот перестали посещать, и кто‑то как‑то даже сказал, что «число посетителей примерно сравнялось с числом сотрудников музея». Встал вопрос о его закрытии.

Инсталляция «Женщины, пробившие стеклянный потолок» 2020

В 2011 году израильское правительство одобрило план расширения и модернизации музея. В течение последующего десятилетия в музее была осуществлена тотальная реорганизация экспозиции стоимостью порядка 100 млн долларов. Программа финансировалась Государством Израиль, фондом «Надав» и частными благотворителями. Обновленный музей сменил свое название: Музей еврейского народа Бейт а‑Тфуцот (Музей диаспоры) стал называться «АНУ: Музей еврейского народа».

Фрагмент экспозиции «Мозаика» в Музее еврейского народа АНУ. Рамат‑Авив.

В двух словах, АНУ и предыдущий Бейт а‑Тфуцот — это два разных музея и по содержанию, и по концепции. При этом АНУ включает практически все хорошее из экспозиции предшественника: модели синагог, макеты, удачные решения, исторический обзор. Но АНУ включает в несколько раз больше, чем Бейт а‑Тфуцот.

Обновленный музей расположен в перестроенном и расширенном здании Бейт а‑Тфуцот. Постоянная экспозиция занимает три этажа, обширные территории отведены под временные выставки, в музее есть кафе, сувенирный магазин, большая аудитория, развлечения для детей; музей интерактивен.

Основная экспозиция делится на четыре части. Первая, «Мозаика», расположена на самом верхнем этаже и посвящена евреям недавнего прошлого и сегодняшнего дня. Здесь действительно представлена мозаика: начиная с гигантских фотографий различных еврейских семей на стенах и заканчивая неожиданными и редкими экспонатами. Идея «Мозаики» — представить широкую, многогранную и плюралистичную картину сегодняшнего еврейства через фольклор, искусство, язык, музыку, литературу, а также подчеркнуть еврейский вклад в современный мир. Это самая сильная часть музея. Создатели АНУ преуспели в своем стремлении показать многоликость еврейской культуры, порадовать оригинальными экспонатами, среди которых и гитара создателя группы Кiss Джина Симмонса (урожденный Хаим Витц), и воротничок судьи Верховного суда США Рут Гинзбург, и ручка Шолом‑Алейхема, и печатная машинка Башевиса Зингера. Не обойдена стороной современная тема женщин.

Бас‑гитара Джина Симмонса, основателя и солиста рок-группы Kiss. Лос‑Анджелес, США. 2020

Вторая часть экспозиции, «Путешествие», посвящена истории еврейского народа от древности до наших дней. Эта часть АНУ более или менее воспроизводит главную часть бывшего Бейт а‑Тфуцот, но лучше и многограннее. Предыдущий музей представлял историю евреев как историю страданий, изгнаний, гонений, погромов и дискриминаций с кульминацией в спасительном создании Государства Израиль. «Путешествие» рисует намного более уравновешенную картину. Кроме гонений, были и великие достижения, и эпохи расцвета. Многие прекрасные макеты из предыдущей экспозиции используются в новой, плюс появилось большое число новых оригинальных экспонатов.

Афиша кабаре «Летучая мышь». Художник‑оформитель Бертольд Лофер. Вена, Австрия. 1907

Третья часть — «Основания». Здесь вкратце представлены главные темы иудаизма — шабат, завет, календарь и годичный цикл праздников, Священное Писание. Универсальный аспект иудаизма подчеркнут влиянием Библии на мировую культуру.

Амулет Алеф — оберег для новорожденного мальчика Иоанина. Греция. 1887.

Четвертая часть, которая открыта была первой, еще до полного закрытия Бейт а‑Тфуцот на реновацию, называется «Аллилуйя», в ней собраны модели 21 синагоги разнообразных периодов и географических мест. Большая часть моделей являлась частью экспозиции Бейт а‑Тфуцот, но к старой экспозиции добавились новые и обновленные модели, а также оригинальные артефакты.

Модель синагоги Эвен Шошан. Толедо, Испания. XIII век. 1977

Каждая часть музея содержит огромное количество мультимедийных экспонатов, короткометражных фильмов и баз данных. Этот музей невозможно исчерпать за один раз. АНУ создал современный веб‑сайт на нескольких языках, включая русский, позволяющий иметь доступ к обширным и постоянно обновляющимся базам данных.

Камень из синагоги поселения Магдал с барельефами, изображающими символы и архитектурные детали Иерусалимского храма. I век до н. э. Реплика

Есть, пожалуй, и недостаток в новом музее, но всего один: это скамейки с острыми углами, которые привинчены к полу посреди интерактивных залов. Посетитель, завороженный тем, что ему без конца показывают с разных экранов, как правило, не смотрит под ноги.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться