В марте в кампусе Тель‑Авивского университета в Рамат‑Авиве открылся Музей еврейского народа АНУ (ивр. «МЫ»), самый большой еврейский музей в мире. Экспозиция занимает 6,6 тыс. квадратных метров, а общая площадь нового здания — 20 тыс. квадратных метров. АНУ создан на базе предшествовавшего ему Музея еврейского народа Бейт а‑Тфуцот (Музей диаспоры), открывшего свои двери в 1978 году. Несмотря на то, что в момент открытия Бейт а‑Тфуцот считался одним из наиболее современных музеев мира, с течением времени стало очевидно, что его концепция безнадежно устарела. Изначально идея Бейт а‑Тфуцот была предложена основателем и президентом Всемирного еврейского конгресса Нахумом Гольдманом: увековечение истории и культуры еврейской диаспоры от эпохи разрушения Второго храма и до создания Государства Израиль. То, как эта идея была воплощена в экспозиции, сейчас принято называть «слезливым нарративом» еврейской истории. Мне доводилось писать о старом музее в статье «О Великом восстании, героях Масады и современном мифотворчестве».
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/154525028_10223401804406067_3477896715315302661_n.jpg)
Бейт а‑Тфуцот был напичкан информацией, шикарными моделями, реконструкциями и отличался тем, что практически не имел оригинальных экспонатов. Посещение музея оставляло двоякое впечатление: с одной стороны, информативно и интересно, с другой — мрачно и депрессивно. С моей точки зрения, это было обусловлено именно идеологической позицией относительно прошлой и настоящей истории еврейского народа. Так или иначе, Бейт а‑Тфуцот перестали посещать, и кто‑то как‑то даже сказал, что «число посетителей примерно сравнялось с числом сотрудников музея». Встал вопрос о его закрытии.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/155061323_10223389397535903_2872072496827247955_n.jpg)
В 2011 году израильское правительство одобрило план расширения и модернизации музея. В течение последующего десятилетия в музее была осуществлена тотальная реорганизация экспозиции стоимостью порядка 100 млн долларов. Программа финансировалась Государством Израиль, фондом «Надав» и частными благотворителями. Обновленный музей сменил свое название: Музей еврейского народа Бейт а‑Тфуцот (Музей диаспоры) стал называться «АНУ: Музей еврейского народа».
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/155031559_10223389398295922_7789993801808792234_n.jpg)
В двух словах, АНУ и предыдущий Бейт а‑Тфуцот — это два разных музея и по содержанию, и по концепции. При этом АНУ включает практически все хорошее из экспозиции предшественника: модели синагог, макеты, удачные решения, исторический обзор. Но АНУ включает в несколько раз больше, чем Бейт а‑Тфуцот.
Обновленный музей расположен в перестроенном и расширенном здании Бейт а‑Тфуцот. Постоянная экспозиция занимает три этажа, обширные территории отведены под временные выставки, в музее есть кафе, сувенирный магазин, большая аудитория, развлечения для детей; музей интерактивен.
Основная экспозиция делится на четыре части. Первая, «Мозаика», расположена на самом верхнем этаже и посвящена евреям недавнего прошлого и сегодняшнего дня. Здесь действительно представлена мозаика: начиная с гигантских фотографий различных еврейских семей на стенах и заканчивая неожиданными и редкими экспонатами. Идея «Мозаики» — представить широкую, многогранную и плюралистичную картину сегодняшнего еврейства через фольклор, искусство, язык, музыку, литературу, а также подчеркнуть еврейский вклад в современный мир. Это самая сильная часть музея. Создатели АНУ преуспели в своем стремлении показать многоликость еврейской культуры, порадовать оригинальными экспонатами, среди которых и гитара создателя группы Кiss Джина Симмонса (урожденный Хаим Витц), и воротничок судьи Верховного суда США Рут Гинзбург, и ручка Шолом‑Алейхема, и печатная машинка Башевиса Зингера. Не обойдена стороной современная тема женщин.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/155126307_10223389398015915_4090975904781240173_n.jpg)
Вторая часть экспозиции, «Путешествие», посвящена истории еврейского народа от древности до наших дней. Эта часть АНУ более или менее воспроизводит главную часть бывшего Бейт а‑Тфуцот, но лучше и многограннее. Предыдущий музей представлял историю евреев как историю страданий, изгнаний, гонений, погромов и дискриминаций с кульминацией в спасительном создании Государства Израиль. «Путешествие» рисует намного более уравновешенную картину. Кроме гонений, были и великие достижения, и эпохи расцвета. Многие прекрасные макеты из предыдущей экспозиции используются в новой, плюс появилось большое число новых оригинальных экспонатов.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/154976253_10223389398775934_4014685651463469289_n.jpg)
Третья часть — «Основания». Здесь вкратце представлены главные темы иудаизма — шабат, завет, календарь и годичный цикл праздников, Священное Писание. Универсальный аспект иудаизма подчеркнут влиянием Библии на мировую культуру.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/154991031_10223389397255896_3937729589837667951_n.jpg)
Четвертая часть, которая открыта была первой, еще до полного закрытия Бейт а‑Тфуцот на реновацию, называется «Аллилуйя», в ней собраны модели 21 синагоги разнообразных периодов и географических мест. Большая часть моделей являлась частью экспозиции Бейт а‑Тфуцот, но к старой экспозиции добавились новые и обновленные модели, а также оригинальные артефакты.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/155877117_10223401799685949_842022025022423227_n.jpg)
Каждая часть музея содержит огромное количество мультимедийных экспонатов, короткометражных фильмов и баз данных. Этот музей невозможно исчерпать за один раз. АНУ создал современный веб‑сайт на нескольких языках, включая русский, позволяющий иметь доступ к обширным и постоянно обновляющимся базам данных.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2021/04/155817470_10223401797885904_2856188358300532657_n.jpg)
Есть, пожалуй, и недостаток в новом музее, но всего один: это скамейки с острыми углами, которые привинчены к полу посреди интерактивных залов. Посетитель, завороженный тем, что ему без конца показывают с разных экранов, как правило, не смотрит под ноги.