Кадиш

Любить как Калик

Ирина Мак 4 апреля 2017
Поделиться

30 марта на 91‑м году жизни в Иерусалиме умер кинорежиссер Михаил Калик.

Он прожил в Иерусалиме почти полвека, чуть меньше в СССР: в Архангельске, где родился в 1927‑м в еврейской семье — отец отбывал там ссылку, потом в Москве, где учился в школе, в ГИТИСе, во ВГИКе, а после 1951 года — в Озерлаге, на станции Тайшет, в пересыльных тюрьмах и одиночках смертников, где по полгода ждал приглашения на казнь.

Такая страшная и плодотворная жизнь, полная побед и предательств, в 1971‑м — репатриация, без реальной возможности работать по профессии. «Снимал, — говорил он, — но на свой уровень не вышел» (Ирина Мак. Контрапункт Калика). Забвение на родине, где фильмы Калика были почти 20 лет запрещены.

В 1990‑м об эмигранте вспомнили и, на волне либеральных настроений, предложили снять на родине все, что захочет. Михаил (а на самом деле Моисей) Наумович всю жизнь мечтал сделать фильм о Януше Корчаке, но, видимо, поезд ушел. И, приняв предложение, Калик снял единственную, наверно, удачную автобиографию в истории кино — «И возвращается ветер» (Ирина Мак. Вся правда о себе). Название типично для Калика — он цитировал Библию часто, иногда — нарушая запреты, как в фильме «Любить…».

Это 1968 год. Оттепель иссякла, танки в Праге, фильм, изуродованный цензорами, вышел в очень ограниченный прокат. Каждый сюжет в этой странной картине, жанр которой автор определил как «несколько необычных историй с анкетой и наблюдениями», начинается с фразы из Песни Песней. Хотя главный любовный литпамятник в СССР еще не издан (вышла Песнь Песней лишь в 1973‑м в Библиотеке всемирной литературы, в томе «Поэзия и проза Древнего Востока»). B перемонтированной против воли автора версии нет ни Песни Песней, ни интервью Александра Меня. Калик подал в суд, на него завели уголовное дело, авторскую копию картины изъяли, и режиссер восстанавливал ее из того, что смог найти. В этих кадрах все поражает — нестандартные ракурсы, свобода обращения с материалом, чудная музыка Таривердиева. Они работали вместе с институтских времен, и темы Таривердиева у Калика — всегда продолжение его собственного языка. И, конечно, каждый актер тут находка: Фрейндлих, Эйбоженко, Круглый… В фильмах Калика не бывает посредственных актеров и случайных лиц. Через много лет киноальманахи войдут в моду, величайшие режиссеры будут снимать новеллы, объединенные общей темой. А Михаил Калик пришел к этому еще в 1960‑х. К фильму «Любить…» у власти было больше претензий, чем к остальным его работам, но, за исключением «Колыбельной» (1959), у всех его фильмов был мучительный путь на экран. Так было и с фильмом «Человек идет за солнцем» (1961) — это еще один гениальный эксперимент Калика, и с «До свидания, мальчики!» (1964), его главной картиной. О ней и вспоминать невозможно без слез и восторга, не то что смотреть.

Все есть в этом фильме — нежность, радость, смех, и уже чувствуется неизбежность смерти, которая для героев в будущем, а для зрителей в прошлом, мы знаем, что будет война, и не только война, но так хочется любоваться и любить, и нельзя оторваться от экрана, с которого льется счастье… Никто не умел показывать счастье как Калик, который и в жизни был бесконечно добр, он считал, что надо всех прощать, и даже приятеля простил, который в 1951‑м на него донес. Кстати, из всех советских режиссеров Калик единственный решился коснуться темы репрессий. Захотел и вставил в «Мальчиков…» сцену с тачками — аллюзию на лагерь, и ни за что не соглашался ее убрать.

«Конечно, это воспоминание о лагере, — объяснял мне Михаил Наумович, когда я сидела у него в иерусалимской квартире, и интервью, на которое был отведен час, продолжалось почти пять. — Там был лозунг “Arbeit macht frei”, а у нас: “Заключенные! Только честный труд…” И когда меня упрекают: что ты говоришь, у нас же не было такого, как у нацистов, я отвечаю: да, евреев не убивали. Их не убивали только за то, что они евреи. Но я — один из тех миллионов, кто строил домики для евреев, в которых они должны были бы жить, когда их выселят в Сибирь».

И в «Мальчиках…» же мы помним последние титры: «Витька погиб в 41‑м под Новоржевом, а Сашка в 56‑м был посмертно реабилитирован». «Посмертно реабилитирован» — об этом в середине 1960‑х еще можно было как‑то писать, но не снимать. А Калик снял. Не потому, что был так безрассудно смел, но взгляд художника не допускал вранья.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»