Резонанс

Леонард Коэн получает свою «Грэмми»

Лайел Лейбовиц 30 января 2018
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Леонард Коэн получил премию «Грэмми» за песню «You Want It Darker», давшую название его последнему студийному альбому. Это премия в номинации «Лучшее рок‑исполнение». Он уже получал «Грэмми» в номинации за «Достижения всей жизни» в 2010 году, а в 2008‑м — за сборник кавер‑версий песен Джони Митчелл, но это его первая «Грэмми» за сольное исполнение.

Леонард Коэн получает премию принца Астурийского. Овьедо, Испания. 2011

Это еще один из горьких моментов, которые жизнь преподносит нам в эти дни, — что Коэн не смог лично принять эту награду, ибо в ноябре 2016‑го Господин песен призвал его к Себе. Среди его многочисленных талантов был дар произносить прекрасные речи на церемониях награждения — изящные, искренне признательные, теплые, которые были точным отражением его самого. К примеру, в 1991 году на церемонии введения в «Канадский музыкальный зал славы» он сказал: «Если бы я получил все это внимание, когда мне было 26, я бы возгордился. В 36 это поддержало бы меня на моем мрачном духовном пути. В 46 это указало бы мне на то, что я теряю силы, заставило бы думать о побеге или об алиби. Но в 56… Черт возьми, я уже выработал свой ритм, и мне совсем не больно».

Этот человек ушел, но он никогда не будет забыт. И в этот ужасный день что нам еще делать, кроме как вслушиваться в вечную мудрость нашего великого священника:

Оригинальная публикация: Leonard Cohen Wins His First Grammy

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New Yorker: Леонард Коэн: еще мрачнее

Сидя в своем кресле, Коэн отгонял прочь любую мысль о том, что может последовать за смертью. Это было выше того, что может быть понято и произнесено: «Мне не нужна информация, которую я не смогу обработать, даже в качестве подарка». Настойчивость, жизнь до последнего, открытый финал, работа. Песня четырехлетней давности, «Going Home» («На пути домой»), проясняет поставленные им границы: «Он скажет эти мудрые слова, как провидец, хотя он знает, что он ничто, просто часть отделки в тоннеле».

«Леонард Натанович Коэн писал и записывал свои песни все те полвека, что я на свете живу»

Примерно столько же еще лет понадобилось, чтобы уразуметь, что Коэн — это не просто фамилия, но и каста, карма, профессия, образ мысли. Чтобы расслышать и уловить не только музыкальные ребусы вроде «the fourth, the fifth / The minor fall, the major lift», но и куда более простые, лежащие на поверхности смыслы. Догадаться, например, что «First We Take Manhattan» — гимн всемирного еврейского заговора, а «Dance Me To The End of Love» — песня про Холокост в Литве

Последний псалмопевец

Леонард Коэн был одним из величайших англоязычных поэтов и музыкантов второй половины XX века. Но все‑таки главное для меня не его особенный голос, не его ни с чем не сравнимая манера исполнения. Для меня и множества почитателей Коэна главным было то, что он формулировал за нас мысли, которые сами мы были не в состоянии сформулировать.