Человек

«Как Интересно Обманывать»

Соломон Кипнис 11 апреля 2019
Поделиться

125 лет назад, 11 апреля 1894 года, родился Эмиль Теодорович Гиршфельд, родоначальник цирковой династии иллюзионистов Кио.

«Уважаемый Константин Иванович Орлов!» Так начиналось письмо, которое однажды получил известный цирковой артист-иллюзионист Кио – Ренард Эмиль Теодорович. Писавший не шутил. Он, видимо, решил, что Кио – это не настоящая фамилия, а составлена она из инициалов (так, кстати, думают многие), и раскрыл ее по своему разумению. В одном он был все-таки прав. Кио – не настоящая фамилия. «По паспорту» он – Гиршфельд-Ренард Эмиль Теодорович.

Версий происхождения фамилии Кио предостаточно. Например, одни считают, что в ней зашифровано «Как Интересно Обманывать», другие – «Колдун Из Осетии» (там родился его старший сын Эмиль). Заманчиво правдоподобной кажется история, пересказанная Юрием Никулиным. Вот она.

На заре своей артистической жизни Эмиль Теодорович как-то проходил с приятелями мимо кинотеатра. Жена одного из них, глядя на блистающую электрическими огнями вывеску, где буква «Н» не горела, так и прочитала вслух: Ки…о! И радостно повторила Кио! Кио! Это то, что вам надо, Эмиль.

Но сын Эмиля Теодоровича, Игорь Кио, сообщал более прозаический вариант происхождения фамилии.

Когда отец жил в Варшаве, рядом с его домом была синагога. Молитвы в новогодние праздники сопровождались многократно повторявшимися громкими возгласами: Ткио! Ткио! Ткио! Они и послужили отцу для выбора артистической фамилии, ставшей династической.

Представлять Кио-отца нет необходимости. Те, кто видели его выступления, думаю, на всю жизнь сохранили удивление от чудес наяву. Ведь не зря Международная артистическая ложа (Лондон) наградила его Золотой медалью. Забыть фамилию Кио не давал и его сын Игорь, продолжавший с успехом работать в том же жанре, что и отец.

Ошеломляющие фокусы Кио, при всей своей невероятности, находили у зрителя, хотя и не знающего их конкретную разгадку, простое объяснение: «нас дурят» с использованием новейших достижений науки и техники. Верно. А как же иначе смогла бы, например, женщина, на глазах у публики перепиленная в ящике, тут же появиться целой и невредимой?

Но если все, чего Кио достигал с помощью высочайшего мастерства и специальной аппаратуры, можно назвать «благородным обманом», то финальный номер был просто самым настоящим… обманом!

Каждое выступление Кио заканчивалось тем, что он садился в автомобиль, прощался и уезжал с арены. И буквально через мгновение он появлялся из противоположного прохода и приветствовал зрителей.

Даже знатоки иллюзионных фокусов не могли объяснить «раздвоение» Кио.

Эмиль Теодорович Кио с сыновьями-иллюзионистами Игорем и Эмилем Кио

А это всего-навсего была настоящая мистификация, для осуществления которой, правда, тоже использовалась «специальная аппаратура». Ею служил брат Эмиля Кио, очень на него похожий и с помощью гримера превращавшийся в практически неотличимого двойника.

(Опубликовано в №116, декабрь 2001)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Guardian: Памяти Виктора Хоххаузера

Он осмелился проникнуть за железный занавес — в Советский Союз и в Китай — и открыл двери западных театров для таких советских исполнителей, как артист балета Рудольф Нуреев и пианист Святослав Рихтер, для балетов Большого и Кировского (ныне — Мариинский) театров и для китайской оперы. Работая вместе со своей женой Лилиан, Виктор достиг значительных успехов в переговорах с русскими; иногда он вывозил артистов из страны в обстановке строгой секретности и всегда нянчился с ними и пестовал их раздутое эго.