Музей

Как прошлое управляет жизнью

Евгения Гершкович 18 июля 2025
Поделиться

Постоянная экспозиция Еврейского музея и центра толерантности в Москве пополнилась новым разделом «Еврейская жизнь: история и современность». Проект реализован при поддержке общественного деятеля, мецената, основателя благотворительного фонда «770» Йегуды Давыдова и президента фонда Хаи‑Тамар Давыдовой.

Вольная интерпретация истории

Оптическая иллюзия, нередко используемая в театрах и представлениях фокусников, способная заставить объект появляться, становиться прозрачным, вовсе исчезать или превращаться во что‑то иное, в честь изобретшего ее английского ученого названа призраком Пеппера.

Этим сценическим трюком воспользовались создатели нового мультимедийного проекта, фильма‑путешествия, погружающего в историю еврейского народа.

Призрак Пеппера создает иллюзию перехода между эпохами и дает возможность эмоционально пережить происходящее.

Новый павильон, в котором на интерактивном экране демонстрируется видео, фиксирует финальную точку маршрута по постоянной экспозиции Еврейского музея, открытой в 2012 году по проекту компании Ralph Appelbaum Associates.

В новом павильоне музея

Генеральный директор музея, президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода справедливо отмечает, что новый павильон «не является ни началом, ни продолжением, ни завершением истории, это самостоятельное пространство под названием “Еврейская жизнь: история и современность”».

Видеофильм, длящийся 17 минут, который транслируется в павильоне, представляет собой вольную художественную интерпретацию еврейской истории и современности.

Оптические иллюзии для пущей доходчивости аккомпанируют рассказам героев, среди которых представитель малой народности нивхов, коренных жителей Сахалина и Приамурья, учительница, блогер, писатель, врач и даже антисемит. Каждый из них, побывав в Еврейском музее, описывает свои впечатления.

Основатель благотворительного фонда «770» Йегуда Давыдов и президент фонда Хая‑Тамар Давыдова во время презентации нового раздела музея. 30 июня 2025

А впечатлениями от фильма поделился Йегуда Давыдов: «Я был поражен и глубиной фильма, показанного в павильоне, и, с другой стороны, его простотой и доступностью. История каждого героя — это модель судьбы определенного человека, который нашел точки сопричастности с еврейской историей и культурой».

Нивх

У потомка древнего населения Сахалина после музейной экскурсии возникло ощущение, что у евреев такая огромная и детализированная история потому, что они ее будто бы придумывают. Но постепенно, по собственному признанию, он разгадал механизм особого исторического запоминания.

Вот евреи отмечают праздник Рош а‑Шана: вспоминают сотворение мира, своего прародителя Авраама и его жертвоприношение в качестве доказательства верности Б‑гу.

Потомок Авраама Моше вывел страдающий народ Израиля из Египта. И теперь в память об этом в каждом еврейском доме празднуют Песах.

А есть еще праздник Шавуот, знаменующий дарование Торы еврейскому народу более 3 тыс. лет назад.

В память об освящении Второго храма в Иерусалиме после его осквернения евреи празднуют Хануку.

Так едва ли не каждое событие еврейской истории становится поводом для праздника.

«Согласитесь, это впечатляет», — восхищается герой видео. И теперь, вдохновившись, он мечтает открыть на Сахалине такой же современный музей истории нивхов: «Может, это произойдет не сегодня, но однажды произойдет».

Учительница

На экскурсии учительница узнала, что ее профессия была придумана 2000 лет назад и, таким образом, является самой древней в мире.

На экране — по волшебству — возникают картины событий Великого изгнания, относящиеся к 70 году новой эры, когда римляне разрушили Второй Иерусалимский храм и евреям пришлось рассеяться по всему миру.

Кадры видеофильма, иллюстрирующие рассказ учительницы

Чтобы сохранить знания и обеспечить их передачу от поколения к поколению, евреи придумывают уникальную систему наставничества. Наставников народ Израиля называет раввинами. Именно благодаря системе наставничества евреям удалось сохранить национальную общность.

Картинка на экране меняется. И мы видим, как в Испании во времена правления королевы Изабеллы Кастильской почти 15 тыс. иудеев, отказавшихся принять христианство, независимо от пола и возраста умерли страшной смертью. Все они сгорели на кострах.

 

Чтобы спастись, евреи Западной Европы, ашкеназы, переселились в Польшу. Там произошел расцвет их культуры. И случилось это благодаря раввинам, хранителям еврейской мудрости.

 

Писатель

«День посещения Еврейского музея стал самым важным в моей писательской карьере. Это день, которого я ждал всю жизнь», — признается писатель, которому в книжной лавке музея удалось обнаружить издание с редкими документами.

В этой серии видео речь идет о 23 декабря 1791 года, черном дне нашего еврейского прошлого, когда императрица Екатерина II ввела беспрецедентные меры против евреев, живущих на территории Российской империи.

Их численность составляла тогда 70% от численности евреев во всем мире.

 

И причиной вопиющей несправедливости были всего лишь деньги. Началом всех антииудейских ограничений в России стала жалоба московских купцов‑христиан генерал‑фельдмаршалу Александру Прозоровскому. В доносе утверждалось, что еврейские купцы, дескать, ввозят товары контрабандой и продают по заниженным ценам.

Из документов, содержащих переписку московских купцов, писателю стало известно, что еврейские негоцианты обвинены были намеренно, без всяких оснований. И именно из‑за этого «бизнес‑конфликта» начала формироваться пресловутая черта оседлости.

«Впервые мне выдалась возможность придать своей беллетристике исторический масштаб и попытаться смыть позорное клеймо антисемитизма с моего народа», — завершает свой рассказ писатель.

Блогер

Тут сложно обойтись без цитаты: «Я здесь уже сутки. Это мой самый известный треш‑челендж: “двадцать четыре часа незаконного пребывания в Министерстве внутренних дел Российской Федерации”. Я взламываю несовершенство системы. Мне 19 лет. И уже почти 700 тыс. человек на этой планете знают меня в лицо! Все это было до сегодня. А сегодня макабр пришел в мутабор».

Далее девушка‑блогер сообщает, что пять часов тому назад она самостоятельно ознакомилась с историей открытия московской синагоги в 1845 году.

Несмотря на черту оседлости, евреи все же жили в крупных городах. Эта жизнь была непростой. Иудеям, которые отказывались креститься, негде было молиться. Им не разрешали официально открыть синагогу. Главы общин — кагалов — на протяжении 50 лет писали прошения на высочайшее имя, но им ни разу никто даже не ответил.

Так было до тех пор, пока не появились три солдатские жены, Еля, Голда и Хая. Они отправили московскому генерал‑губернатору князю Алексею Щербатову во всех смыслах историческое письмо.

В своем послании Еля, Голда и Хая апеллировали к чувству армейской солидарности генерала. Они просили разрешения проводить иудейские обряды над умирающими в госпитале солдатами‑евреями, самоотверженно служившими на благо империи. Князь был глубоко тронут этим письмом и разрешил евреям выбрать себе раввина и открыть синагогу в Москве.

 

Так три хрупкие еврейские женщины за два месяца смогли сделать то, что мужчинам не удавалось в течение 50 лет. Солдатские жены, не ломая систему, сделали ее чуть лучше и справедливее, потому что на систему нужно влиять изнутри.

«Теперь я знаю, что сказать тем 700 тыс. людей, которые знают меня в лицо!» — подводит итог девушка‑блогер.

А по экрану плывут буквы с информацией о том, что только в период с 2000 по 2008 год в России появилось 95 новых синагог и еврейских центров.

Антисемит

«Я антисемит». В Еврейском музее это признание звучит своеобразно. В течение восьми лет этот молодой парень в белой рубашке верил в мировой еврейский заговор. Антисемитизмом он проникся в областном педагогическом университете. На третьем курсе написал курсовую работу о российском национализме начала ХХ века. В центре его интересов была фигура молдавского монархиста‑черносотенца Павла Крушевана.

В 1903 году на страницах газеты «Бессарабец» Крушеван обвинил мировое еврейство в лице прихожан кишиневской синагоги в ритуальном убийстве православного мальчика Миши Рыбаченко — с неясными, но несомненно экстремистскими целями. Позднее выяснилось, что Мишу убил его родственник из‑за наследства. Но это было уже неважно, градус общественного возмущения достиг температуры кипения, по стране прокатилась волна еврейских погромов.

За три года погибли почти 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей. Погромы поддерживал (теперь уже бывший) кумир антисемита из музея: «защитник исконных русских интересов» Владимир Пуришкевич.

С намерением подражать Пуришкевичу в 2020 году герой рассказа создал сообщество, телеграм‑канал, и начал на нем неплохо зарабатывать.

Ныне же он его удалил.

После смерти матери, разбирая семейные документы, молодой человек вдруг выяснил, что по материнской линии является чистокровным евреем. «Антисемитизм — это тоска по общности и единению, — говорит он. — Узнав, что я еврей, впервые в жизни я почувствовал, что не одинок. И мне еще предстоит к этому привыкнуть».

Врач

Герой сюжета рассказывает семейную легенду, согласно которой его предок Данила Юльевич был служителем Панацеи. Он лечил царя Федора III Алексеевича от цинги и не вылечил. Лекаря казнили при большом скоплении народа.

Потомка Данилы Эммануила Ароновича, одного из основателей педиатрии в Российской империи, зарубили топором в 1851 году во время киевского погрома.

По сравнению с Эммануилом дед героя видео отделался легко. В конце 1952 года его арестовали и отправили в лагерь. Вместе с ним по тому же делу проходили еще 35 человек, 23 из которых были евреями. Позднее это политическое преследование назвали «делом врачей». В 1953 году деда выпустили, но в Москву он уже не вернулся. Остался в Норильске работать врачом общей практики в центральной городской больнице. Кроме него в Норильске были лишь четыре врача с высшим образованием, тоже бывшие заключенные. Здесь дед с его колоссальным опытом был нужнее.

Кадры видеофильма, иллюстрирующие рассказ учительницы

Отец героя сюжета, кардиолог кремлевской больницы, лечил генсека Константина Черненко от сердечной недостаточности — и не вылечил. Тогда семья на всякий случай решила эмигрировать в Америку. Там наш врач окончил медицинский вуз. Последние 30 лет он возглавлял отделение в крупном онкологическом институте.

Недавно его пригласили на консилиум в Россию. Познакомившись с практикой работы провинциальных онкодиспансеров, он убедился, что везде катастрофически не хватает квалифицированных врачей. И когда получил приглашение возглавить онкодиспансер в одном из городов‑миллионников, неожиданно для себя согласился. Почему, спрашивается?

«Потому что я русский еврей, а еще русский врач. И это фатальное для моих предков сочетание для меня какое‑то очень особенное…»

Финальным аккордом видеофильма в новом павильоне Еврейского музея становится фраза из Екклесиаста, возникающая на фоне образа царя Шломо, восседающего на троне: «Всему свое время, и время каждой вещи под небом. Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Суровая правда

Одним из немногих фотографов, а возможно единственным, кому довелось снимать эпизоды битвы за Зееловские высоты — операции, предшествовавшей взятию Берлина, стал Георгий Петрусов. Фотографии корреспондента Совинформбюро из коллекции Алекса Лахмана составляют большинство экспонатов нынешней выставки. Уроженец Ростова‑на‑Дону, банковский бухгалтер, он удивительным образом переквалифицировался в фотографа. А дружба с Александром Родченко в значительной мере сформировала стиль Петрусова

«Таких не так уж много»: судьба Любови Поповой и судьба ее наследия

Одним из направлений деятельности московского Еврейского музея, открытого в здании Бахметьевского гаража, построенного в 1927 году по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова, была заявлена популяризация искусства русского авангарда. Для этих целей в музее создан Центр авангарда.

По «израильской визе»

Все последующие места жительства окажутся для Бродского лишь условным домом. Во всех географических точках он будет подсознательно воссоздавать для себя тот же «модуль существования». Родители в аэропорт не поехали. Для них это было слишком больно и тяжело. Тогдашняя волна эмиграции уезжала в один конец, без обратного билета, с отказом от советского гражданства