Трансляция

JTA: Как ежегодное религиозное паломничество возродило еврейскую общину в украинской Умани

Кнаан Липшиц. Перевод с английского Семена Чарного 8 сентября 2020
Поделиться

Прежде чем решить остаться здесь насовсем, Хаим Хазин ежегодно посещал небольшой украинский город Умань во время Рош а‑Шана, еврейского Нового года.

Для Хазина — соблюдающего музыкального продюсера из Израиля — короткие ежегодные визиты давали заряд духовной энергии вдали от домашних финансовых проблем.

«В Умани царит чувство святости, духовности и возвращения к истокам, — говорит Хазин, отец семерых детей. — Это дает силы и вдохновение для продолжения».

Как и десятки тысяч других соблюдающих евреев после падения коммунизма в Европе, 43‑летний Хазин приехал в этот небольшой город накануне Рош а‑Шана, потому что это место захоронения рабби Нахмана, религиозного светоча 18 века, основавшего движение брацлавских хасидов.

До закрытия границы с Украиной из‑за коронавируса ежегодно на праздник приезжало около 30 000 еврейских паломников, в основном из Израиля. Еще многие тысячи приезжали сюда круглый год.

Хазин, его жена Лиат и их дети — среди тех 70 семей, которые опыт пребывания в Умани подняли на совершенно другой уровень: они переехали сюда жить.

Большую часть года в городе с населением 80 000 человек сонно и тихо. По словам Хазина, помимо духовного значения места, «здесь легче зарабатывать на жизнь»:

«В Израиле я всегда был занят бюрократией, просроченными платежами, уведомлениями о возврате права собственности, ведением переговоров с налоговыми органами. Украине в этом плане намного проще. Это не бюрократическая страна», — говорит он.

Как и множество других — 200 с лишним — соблюдающих евреев из Израиля, которые живут в Умани круглый год, Хазин зарабатывает на жизнь, обслуживая поток паломников Рош а‑Шана. Он владеет недвижимостью, которую сдает в аренду, а также отелем.

Паломники не тратят много денег. Обычно они расстаются с 50‑100 долларов в день на человека во время пребывания в Умани. Общее время их пребывания — от четырех до семи дней. Но большая часть их денег идет сравнительно небольшому числу поставщиков услуг, которые либо принадлежат к постоянной еврейской общине Умани, либо ведут с ней дела. В то время как большинство паломников прибывают на Рош а‑Шана, тысячи людей, которые приезжают сюда круглый год, являются надежным источником дохода для местных евреев.

Евреи молятся неподалеку от могилы рабби Нахмана. Умань. 20 сентября 2006

В стране, где средняя годовая зарплата составляет около 6000 долларов, дохода от паломников, скудного по западным меркам, достаточно для членов постоянной еврейской общины Умани, чтобы жить комфортно и позволять себе определенные общинные удобства, которыми пользуются лишь немногие другие украинские еврейские общины такого размера. Здесь есть постоянный раввин из Израиля, моэль, проводящий обрезание, и шойхет. Есть небольшая начальная школа для мальчиков, школа для девочек и даже еврейский детский сад.

Что касается еды, то у уманских евреев необычайный выбор благодаря наличию примерно 10 кошерных ресторанов. Их существование означает, что местные евреи могут заказывать все — от итальянских до йеменских блюд. В общине также есть продуктовый магазин с кошерным мясом и молочными продуктами.

Паломничество настолько важно для некоторых брацлавских хасидов, что около 1500 из них пытались нарушить закрытие границы, вступившее в силу 29 августа, которое, по мнению некоторых, было введено в этот день именно для того, чтобы предотвратить паломничество. Представители органов здравоохранения Израиля и Украины призвали потенциальных паломников держаться подальше от Умани в этом году, предупредив: город может стать эпицентром новой волны коронавируса.

В празднике участвуют не только евреи‑хасиды — каждый год в числе посетителей фестиваля оказывается все больше светских евреев, некоторые из них просто хотят повеселиться. Лидеры брацлавского движения, в отличие от других ортодоксальных еврейских течений, подчеркивают эйфорию и радость праздника, а не его идейную, интеллектуальную составляющую. В результате, по мнению некоторых наблюдателей, образуется огромная еврейская вечеринка, продолжающаяся неделю, с наркотиками, антисанитарными условиями и мусором, разбросанным по улицам.

Трения с местным населением и его латентный антисемитизм в течение нескольких лет омрачали пребывание в Умани для многих хасидских паломников. Протесты против паломничества здесь не редкость, как и петиции и соответствующие материалы в СМИ. Некоторые, в том числе активисты и сторонники ультраправой партии «Свобода», протестуют из‑за своих расистских убеждений; другие возражают против паломничества по практическим причинам, говоря, что это нежелательное нарушение в эпоху эпидемии.

В некоторых случаях напряженность проявляется в насильственных действиях. Между евреями и местными жителями вспыхивают драки. Как правило, грабежи на Украине случаются нечасто, но, тем не менее, они регулярно происходят в Умани, где каждый год у ряда паломников пропадают кошельки, мобильные телефоны и другие вещи. Одно такое нападение, связанное с ограблением, произошло совсем недавно, возле местного супермаркета.

В качестве провокации местные жители установили большой крест возле озера, где паломники совершают ритуальные омовения. В ответ посетители‑евреи разрушили его.

Раввин Яаков Джан, 46‑летний отец семерых детей, стал главным раввином общины около пяти лет назад, переехав в Умань с женой и детьми. Его семья вернулась в Израиль в 2018 году, потому что одной из дочерей потребовалось специальное образование.

«Слава Б‑гу, здесь есть удобства, но жизнь здесь непростая, — говорит Джан. — Мы здесь никому не нужны. Здесь очень много антисемитизма, а в последнее время, из‑за коронавируса, в больницах нас отказываются лечить. Меня это беспокоит».

Вовлеченность мафии в еврейские дела Умани, кумовство, а также буйное порой поведение паломников мало помогают развеять опасения критиков.

Некоторые отели в Умани отказывают в аренде номеров тем из еврейских паломников, кто заслужил дурную репутацию: некоторые из них устраивают костры для барбекю прямо в арендованных номерах, выбрасывают мусор из окон и демонстрируют другие формы бесцеремонного поведения.

Однако Хазин говорит, что постоянная еврейская община мирно сосуществует с остальной частью города. Он добавляет, что некорректное поведение туристов действительно было обычным явлением, но «в основном это в прошлом благодаря просветительской работе духовных лидеров и местных евреев».

Один местный житель, Шимон Бускила, рассказал в 2017 году, что некоторые трения «связаны с ненадлежащим поведением, оскорблениями и насилием со стороны части сообщества паломников. К сожалению, их действия могут затмить опыт сосуществования, который в основном очень позитивный».

У Хазина украинский паспорт благодаря его родителям, которые здесь родились и совершили алию в Израиль несколько десятилетий назад. Но у большинства евреев Умани есть резидентские визы, которые Украина выдает любому, кто может продемонстрировать, что вложил более 100 000 долларов в украинскую недвижимость или коммерческое предприятие. Разрешение на временное проживание можно получить гораздо дешевле.

В августе мэр Умани Александр Цебрий жаловался в своём видеосообщении в фейсбуке, что израильтяне покупают вид на жительство у коррумпированных иммиграционных чиновников за 500 долларов, назвав это «формой мошенничества и манипуляций, которые необходимо прекратить».

Цебрий, 46‑летний бывший автомобильный дилер, избранный на пост мэра в 2015 году, выступает ярким критиком паломничества. Эту идею он поставил в центр своей кампании по перевыборам на второй срок на муниципальных выборах нынешней осенью. На фоне опасений, что паломники могут представлять опасность для здоровья во время пандемии, Цебрий в августе разбил палатку возле киевского офиса президента Украины Владимира Зеленского, который является евреем, и потребовал запретить это мероприятие.

Проведенный им опрос показал: «94% жителей Умани против традиционного паломничества в Рош а‑Шана, хотя они ничего не имеют против самих паломников», — сообщил Цебрий журналистам у офиса Зеленского.

По его подсчетам, годовой доход города от паломничества составляет всего 270 000 долларов. Одни только расходы на уборку «съедают» более трети этого дохода, помимо дополнительных затрат на воду и техническое обслуживание.

Паломники — не единственные туристы, которые приезжают в Умань. Сотни тысяч людей ежегодно стекаются в уманский парк «Софиевка» — ботанический сад огромной площади, который с момента открытия в 19 веке стал символом творческого экологического дизайна.

Семья Хазина — завсегдатаи «Софиевки», а во время школьных каникул Лиат регулярно возит детей на пляж в Одессе — шумном мегаполисе с оживленной еврейской жизнью, в трех часах езды от Умани.

«В некоторых отношениях уманская община живет более комфортно, чем многие другие, более крупные еврейские общины Украины», — подчеркивает Хазин.

Оригинальная публикация: How an annual religious pilgrimage created a year‑round Jewish community in Uman, Ukraine

КОММЕНТАРИИ
Поделиться