Кадиш

Ицхак Арад: Свенчаны — «Жальгирис» — Иерусалим

Михаил Эдельштейн 11 мая 2021
Поделиться

6 мая на 95‑м году умер израильский генерал и историк Холокоста Ицхак Арад.

Ицхак Рудницкий — так звали его до эмиграции в Палестину — родился в 1926 году в польском городе Свенчаны (сейчас литовский Швенчёнис). Бар‑мицву он отметил в оккупированной нацистами Варшаве, а месяц спустя бежал в родные Свенчаны, отошедшие по пакту Молотова‑Риббентропа к СССР. Там, как вспоминал сам Арад много лет спустя, он днем был советским пионером, а ночью сионистом‑подпольщиком: воровал книги из библиотеки закрытой советской властью еврейской школы и тайком читал их.

А потом опять началась война. Родители Арада погибли в Варшавском гетто, дед, бабка, братья — в гетто Свенчан. Сам он провел в гетто полтора года, пока весной 1943‑го ему не удалось бежать к партизанам. Воевал сначала в отряде «Чапаев», затем в отряде «Вильнюс» партизанской бригады «Жальгирис», где получил прозвище «Толька». Столкнувшись с антисемитизмом в партизанской среде, решил, по его словам, «своим поведением и своей доблестью» доказать, что он не хуже других: ходил в разведку, пустил под откос 13 немецких эшелонов, участвовал в операции по освобождению из плена раненого командира одной из партизанских групп.

После прихода Красной армии Арад несколько месяцев сражался против литовских антисоветских партизан, участвовал в облавах НКВД на «лесных братьев». Но после капитуляции Германии «посчитал, что полностью выплатил свой долг советской Родине, теперь можно повоевать за Израиль». Однажды ночью он сказал товарищам, что пойдет к девушке, сделал несколько выстрелов на опушке, имитируя свой захват «лесными братьями», а сам с поддельным греческим паспортом через Польшу, Словакию, Венгрию, Австрию, Италию отправился в Палестину.

Ицхак Арад, лётчик Пальмаха. Кибуц Наан. Израиль. 1947

В порт Хайфы Арад прибыл ровно через шесть лет после бегства из Варшавы в Свенчаны. Как и тогда, было Рождество, английские солдаты напились, и нелегальным иммигрантам удалось сойти на берег. Арад вступил в «Пальмах», где быстро оценили его опыт партизана‑подрывника, принял участие в Войне за независимость. Потом перешел в танковые войска, участвовал еще в трех арабо‑израильских войнах, дослужился до бригадного генерала. В 1960‑х поступил в университет, написал диссертацию о сопротивлении и гибели Вильнюсского гетто. В 1972 году возглавил мемориал Яд ва‑Шем и оставался его директором больше 20 лет.

За эти годы он стал одним из крупнейших историков Холокоста. Написанные им монографии о Катастрофе советского еврейства и об «Операции Рейнхард» стали классикой и выдержали по нескольку изданий на разных языках. По‑русски выходили также книга Арада «Они сражались за родину» (о евреях в Красной армии и партизанских отрядах) и воспоминания «Партизан: от долины смерти до горы Сион».

В конце 1990‑х Арада пригласили принять участие в работе созданной в Литве международной комиссии по расследованию преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в этой республике. В 2006 году газета «Республика», а вслед за ней и прокуратура Литвы обвинили Арада в убийстве мирных жителей в ходе партизанского рейда на польско‑литовскую деревню Конюхи (Канюкай) в начале 1944‑го. Начался международный скандал, дело против Арада и других участников т.н. «резни в Конюхах» было закрыто, не дойдя до суда. Арад считал, что причиной выдвинутых обвинений стало недовольство местных националистов и властей Литвы его неготовностью преуменьшать роль литовских коллаборационистов в Холокосте.

Это был последний раз, когда его фамилия попадала в заголовки новостей. Последние годы он жил в доме престарелых под Тель‑Авивом, занимался резьбой по дереву. И вот теперь он умер: Ицхак Рудницкий, подрывник Толька, генерал Арад. Подросток, бегущий из оккупированной Варшавы, узник гетто, советский партизан, боец «Пальмаха», танкист, историк.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как погиб Ицик Виттенберг, герой Виленского гетто?

Выбор, который партизанам предстояло сделать, — выдать своего вожака или поставить под удар все гетто — во многом отражал главную нравственную дилемму, стоявшую перед Генсом как руководителем гетто, а именно: должен ли он пожертвовать несколькими людьми, чтобы спасти многих? Генс всегда недвусмысленно говорил, что его задача как руководителя гетто — выживание его народа, то есть он должен по возможности предотвращать массовое уничтожение, даже если для этого придется кем‑то пожертвовать.