Трансляция

The Guardian: «Гениальность и страх» Нормана Лебрехта: обзор 100 блестящих лет еврейской истории

Джонатан Ри. Перевод с английского Семёна Чарного 8 декабря 2019
Поделиться

 

Norman Lebrecht
Genius and Аnxiety. How Jews Changed the World, 1847–1947
Oneworld, 2019. 432 стр.

Норман Лебрехт гордится тем, что он еврей. Однако еврейство, в его понимании, не имеет ничего общего с биологическим наследием: он считает, что нет такой вещи, как еврейская ДНК. Речь не идет и о религиозном благочестии: большинство его любимых евреев — нерелигиозные. Еврейство, с точки зрения Лебрехта, это вопрос культуры, особенно высокой культуры. А «Гениальность и страх» — упражнение в бахвальстве, призванное показать, как еврейский талант «переделал мир» за последние два столетия.

Повествование начинается с 1840‑х годов — главы, посвященной Феликсу Мендельсону, Генриху Гейне, Карлу Марксу и Бенджамину Дизраэли. По словам Лебрехта, они были «успешными евреями»: первыми, кто противостоял извечным оскорблениям со стороны христиан. Автор вспоминает, как ирландский депутат‑католик Даниэль О’Коннелл, известный как «Освободитель», выступил с традиционной инвективой в адрес Дизраэли как «потомка убийц Христа». «Да, я еврей, — ответил Дизраэли, — и когда предки досточтимого джентльмена были жестокими дикарями на неизвестном острове, мои были священниками в Храме Соломона». Этот ответ, по словам Лебрехта, знаменует момент, когда евреи «вырываются из гетто, переполненные энергией двух тысячелетий».

Дальнейшее повествование документирует культурные достижения десятков эмансипированных евреев, и не только таких знаменитостей, как Дизраэли. Например, я был рад познакомиться с Элизой Дэвис, которая теребила Чарльза Диккенса по поводу его оскорбительных карикатур на евреев, в конечном счете подвигнув его не только на извинения, но и на пересмотр сюжета «Оливера Твиста». Мне было интересно узнать, что цыганская героиня оперы Бизе «Кармен» имела еврейский прототип в виде жены композитора, Женевьевы Галеви. И мне понравился портрет Эммы Лазарус, которая, как выразился Лебрехт, соединила «гордость за своё еврейство» с «верой в американскую мечту» и написала знаменитые строки, которые процитированы на Статуе Свободы: «Дайте мне усталый ваш народ/ Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде/ Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот».

Настоящая Кармен… Женевьева Галеви.

К концу 19 века евреи стали самым космополитичным племенем в истории и процветали повсюду от США до Южной Америки, Китая, Новой Зеландии, Австралии и Южной Африки. Однако это обширное географическое расселение породило политическую ностальгию, кульминацией которой стал призыв Теодора Герцля к «публично признанной и юридически обеспеченной родине для еврейского народа в Палестине».

Борьба между двумя тенденциями — центробежной и центростремительной — обрамляет портреты евреев 20 века, которые заполняют вторую половину книги Лебрехта: Фрейд, Эйнштейн, Троцкий, Кафка, Витгенштейн и, что самое поразительное, Шенберг, который был столь же фанатичен в отношении воссоединения еврейского народа, как и в отношении строгости в музыке. Книга заканчивается рассказом о Леонарде Бернстайне, который сублимировал свои потрясающие таланты в «портрет золотого мальчика» и «изменил образ еврея в глазах общественности».

Эйнштейн в 1931 году.

По словам его издателя, Лебрехт является «автором мировых бестселлеров по классической музыке». Хотя «Гениальность и страх» позиционирует себя как серьезное историческое исследование, оно пронизано журналистским духом. Я должен признать, что на меня это не всегда действует. В таком повествовании я устаю от бесконечного использования настоящего времени, осведомленности автора в сексуальных секретах своих героев и его привычки включать себя — как Зелига (герой одноименного фильма Вуди Аллена, «человек‑хамелеон») — в каждую главу. Я просто не могу понять, что он имеет в виду, когда говорит, например, что «читатели реагируют на Пруста, как собаки — на Павлова»!..

Как историк Лебрехт в целом надежен, но не всегда. Дядя Маркса не управлял «электрической фирмой», отец Витгенштейна не был «железнодорожным бароном», а Эйнштейн никогда не занимал «кафедру в Принстонском университете». Гегель не верил, что «теза против антитезы равна синтезу», и Маркс не собирался создавать «идеологию» (для него само это слово было табу). Сказать, что Гейне «взрывает мозг сложными структурами предложений, которые заканчиваются глаголами, и болезненным романтизмом, заканчивающимся смертью», чересчур умно. И смешно отвергать психоаналитическую доктрину о том, что сексуальность больше зависит от фантазии, чем от факта, говоря, что это «момент, когда Фрейд становится обманщиком».

В «Гениальности и страхе» много говорится о еврейском гении, но очень мало на деле — о еврейском страхе. Я был удивлен, когда добрался до конца книги и понял, что Холокост в ней едва упоминается. Глава о событиях 1942 года начинается в Берлине, описанием конференции в Ванзее и обсуждения «окончательного решения еврейского вопроса». Но через несколько страниц она уносит нас в Калифорнию, где Майкл Кертис снимает «Касабланку», и Массачусетс, где Грегори Пинкус начинает исследование, которое приведёт к изобретению противозачаточных таблеток, а следовательно, как нам говорят, «к сексуальным и феминистским революциям 1960‑х годов».

Стремление Лебрехта представить евреев как смелых создателей, а не жертв нацистской политики, в некотором смысле раскрепощает, но тут же и «выводит из строя». Еврейский опыт 20 века сформирован не только миллионами убитых, но и теми, кто выжил, но так или иначе пострадал. Их мучения нетрудно обнаружить, если вспомнить знаменитый рассказ Анны Франк об унижениях повседневной жизни в Нидерландах или великолепные дневники Леона Верта (Франция), Михаила Себастьяна (Румыния) и Виктора Клемперера (Германия). Лебрехт игнорирует их, хотя они кажутся мне одними из самых ярких литературных явлений 20 века, про этом они имеют самое непосредственное отношение к его аргументации.

Одна из поразительных черт этих авторов — Франк, Верта, Себастьяна и Клемперера — заключается в том, что они практически не считали себя евреями, пока не столкнулись с антисемитским насилием и искривлениями антисемитской бюрократии. Постоянно меняющиеся запреты, нацеленные на них как на евреев, — охватывающие все, от разведения домашних животных до поездок на трамваях или постановки пьес, — вместе с обысками, экспроприациями, избиениями, плевками и желтыми звездами, делали каждый момент их жизни невероятно опасным. Им не за что было зацепиться, кроме как за своё еврейство, превратившееся в то же время в источник позора. 

Оригинальная публикация: Genius and Anxiety by Norman Lebrecht review – 100 years of Jewish brilliance

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Признание права на страдание и служение

Действительно ли светское искусство и иступленный религиозный поиск — это столь уж разные вещи? Ведь истина едина, к ней лишь ведут разные дороги. «Я не отгородился наглухо от прежнего мира. Я видел определенные параллели между Брамсом и Раши, Виленским гаоном и Стриндбергом. Лично для меня все они были подлинными искателями истины, братьями‑первопроходцами в борьбе за признание права на страдания. Поделиться этой мыслью со своими товарищами‑раввинами я, конечно, не мог, они бы сочли меня еретиком. Но для меня спокойное приятие факта, что существует много путей, ведущих к познанию, стало стрелкой, на которой мое прежнее “я” уступило дорогу “я” новому».