Проверено временем

Евреи ГДР

Эдвард Серотта. Перевод с английского Светланы Силаковой 9 ноября 2020
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Дело было в середине сентября 1988 года. Сижу в своей квартире в Будапеште, разбираю письма — и натыкаюсь на огромный конверт: меня приглашают 9 ноября в Берлине осветить в качестве журналиста мероприятия по случаю 50‑летней годовщины «Хрустальной ночи». Ничего необычного тут не было: Западный Берлин и остальная ФРГ, то есть Западная Германия, вспоминали об этой годовщине в десятках деревень, маленьких и больших городов. И, разумеется, правильно делали.

И тут я не поверил своим глазам. Этот конверт прислала пресс‑служба правительства Восточной Германии — Германской Демократической Республики. Я обзвонил нескольких друзей‑корреспондентов в Западной Германии: они удивились не меньше, чем я.

«Когда ГДР начала отмечать годовщину “Хрустальной ночи”?» — спросил я в Будапеште у своего друга из «Рейтерс», а тот позвонил в свой корпункт в Западном Берлине. «Тебя интересует, отмечала ли она ее за все 38 лет своего существования?» Историю ГДР принято отсчитывать от 1949 года. Так что в 1988 году страна существовала уже 39 лет. — Здесь и далее примеч. перев.
 — «Да», — сказал я. — «Ни разу».

Прошел слух, что лидер восточногерманской Компартии Эрих Хонеккер Эрих Хонеккер был председателем Госсовета ГДР и генеральным секретарем Социалистической Единой Партии Германии (СЕПГ). пытается добиться легитимности для своей страны, а поскольку румынский диктатор Николае Чаушеску сумел договориться с США о режиме наибольшего благоприятствования в торговле — и в основном потому, что разрешил еврейской общине функционировать и получать финансовую поддержку от Америки, — Хонеккер жаждал разыграть еврейскую карту: до сих пор он никогда еще не пускал ее в ход.

Председатель Коммунистической партии Эрих Хонеккер (справа) принимает европейских еврейских лидеров в Восточном Берлине. Ноябрь 1988

И разыграл — да как! В течение двух дней в Восточном Берлине должны были пройти выставка об истории евреев в Берлине (первая в истории Восточной Германии), специальное заседание восточногерманского парламента, повторное освящение разрушенной гигантской синагоги на Ораниенбургерштрассе: ее собирались перестроить и превратить в еврейский музей, а вечером — концерт Берлинского симфонического оркестра.

Хонеккер так никогда и не увидел дивидендов от своих «инвестиций», потому что ровно через год, 9 ноября 1989 года, берлинцы уже крушили Берлинскую стену, а сам Хонеккер сидел дома и наблюдал за историческими сдвигами по телевизору. Несколько недель назад его отстранили от работы, вскоре его отдадут под суд, а Германская Демократическая Республика исчезнет с карты мира.

Но все это было еще впереди. Стояла осень 1988 года, у меня на руках было разрешение на въезд и официальное приглашение, и спустя несколько недель я выехал на машине из Будапешта, где жил, и 9 ноября прибыл в Восточный Берлин.

В Восточном Берлине я провел две недели, перезнакомился на официальных мероприятиях с восточногерманскими евреями, записал их адреса и телефоны и прямо на месте оформил официальное разрешение года вернуться туда на месяц в марте 1989‑го, а в июне приехать снова. Мне даже дозволили перемещаться по этой закрытой на все замки стране без сопровождающих. Так что я мог останавливаться в частных домах, слушать рассказы и фотографировать.

Мне хотелось разгадать загадку: что представляют собой евреи Восточной Германии и что их отличает от евреев по ту сторону линии, которую коммунисты называли «антифашистским оборонительным валом».

В Западной Германии в конце 1980‑х — во времена, когда туда еще не прибыли более 150 тыс. евреев из Советского Союза (ему предстояло вскоре стать «бывшим Советским Союзом»), — жило около 28 тыс. евреев. За исключением крайне незначительного числа общин, в таких крупных городах, как Франкфурт, Мюнхен, Дюссельдорф, Кельн, Гамбург и Западный Берлин, общины после Второй мировой войны сформировали заново — не немецкие евреи, а евреи Польши и других восточных стран, бежавшие от тамошнего, еще более лютого антисемитизма. В 1932 году в Германии, по некоторым оценкам, было 523 тыс. евреев; более 300 тыс. сумели сбежать прежде, чем в 1939 году двери захлопнулись. Около 160 тыс. не смогли выбраться из Германии и были убиты. Но некоторые беженцы уехали недостаточно далеко; впоследствии их насильно вернули в Третий рейх и убили. А что же евреи, рожденные в Германии, которым удалось выбраться в Англию, Палестину под британским мандатом, США и другие страны? Их было четверть миллиона с большим гаком, и лишь у ничтожно малой доли из них достало сил вернуться.

Те, кто в конце 1940‑х приезжал из Польши, останавливались в Западной Германии — некоторые хотели просто пожить в лагерях перемещенных лиц и соориентироваться, но их увлекла волна, как его метко прозвали, «германского экономического чуда 1950–1960‑х годов», и они решили остаться. «Живем на чемоданах», — говорили они себе, но именно эти семьи восстановили еврейскую жизнь. Они никогда не называли себя германскими евреями (а свои институты — институтами германских евреев). То были «евреи в Германии» (к примеру, существовал Центральный совет евреев в Германии — под новым названием, в отличие от довоенного Центрального совета германских евреев). И они никогда не отождествляли себя с западногерманским государством.

Напротив, из примерно 500 евреев, живших в Восточной Германии, более 95% в Германии и родились. В 1930‑х годах бежали за границу — в Шанхай, Палестину, США или благодаря операции «Киндертранспорт» Операция по вывозу еврейских детей в Великобританию из Германии и ряда других стран. , — а затем вернулись домой, чтобы строить das bessere Deutschland («лучшую Германию»), начинающую жизнь с чистого листа. И они полностью отождествляли себя с ГДР, которая именовала себя единственным в мире антифашистским государством.

С этими‑то евреями я и хотел познакомиться, и все они могли рассказать мне много весьма примечательного.

Помню, я сидел на кухне у Романа Кёнига в городе Баутцен — прямо над нами нависала средневековая крепость — и спросил его: «Сколько евреев живет в городе?» Роман оттопырил один палец. Он рассказал, что родился в Гамбурге в ортодоксальной семье, незадолго до этого приехавшей из Польши, перебывал в нескольких концлагерях, выжил, пошел пешком из Терезина назад в Гамбург. Но, поскольку никого из его родных не осталось в живых, возвращаться в родной город ему было незачем. В Баутцене одна семья, известная своими антинацистскими настроениями, пригласила его зайти, вызвалась приютить, и в том же Баутцене он повстречал советского офицера‑еврея, и тот предложил Роману поработать у него шофером. Мало того, предложил Роману переводить для него с идиша на немецкий. Когда офицера перевели в другое место, он оставил Роману машину. С того момента Роман Кёниг стал в Баутцене единственным евреем — и единственным таксистом.

Роман Кёниг у себя дома в Баутцене. Март 1989

В часе езды к западу от Баутцена, в Дрездене, я познакомился с 74‑летним Рудольфом Лаппе, уроженцем Хемница, и его женой Софи, из австрийского города Грац. В 1933 году отец Рудольфа увез семью в Англию, где Рудольф учился на инженера‑электрика в Университетском колледже Лондона, а затем в Сассекском университете и в Лондонской школе экономики, параллельно все это время он был соцработником — помогал малоимущим евреям в Восточном Лондоне.

Его как гражданина враждебного государства ненадолго поместили в лагерь интернированных — в такие лагеря в 1940 году заключили довольно многих немецких евреев мужского пола, — затем он продолжил учебу, встретил Софи, а в одной австрийской еврейской молодежной организации познакомился с коммунистическими идеями и стал их приверженцем.

Софи рассказала: «В 1939 году родители отправили меня в Англию; в ноябре 1939 года моего отца, родившегося в Польше, депортировали из Австрии — она тогда была в составе Рейха. Матери удалось бежать в Палестину, но она теряла зрение, получила весть о смерти моего отца, и ее жизнь складывалась все хуже и хуже. В письмах она пыталась это затушевать, но в 1948‑м пришло последнее. Затем она покончила с собой».

В 1946 году в Лондоне у Рудольфа и Софи родился сын Герберт, а в 1948‑м они вернулись в Германию и обосновались в Дрездене. «Я не без удовлетворения обнаружил, — сказал мне Рудольф, — что университет, где меня когда‑то отвергли в качестве студента, теперь взял меня на должность профессора». Рудольф Лаппе активно занялся местной партийной политикой, а также стал одним из ведущих в стране специалистов в области технических наук. В тот вечер, когда я его навестил, он увлеченно стучал по клавиатуре персонального компьютера — писал программы. Обратите внимание: шел 1989‑й год, Рудольфу стукнуло семьдесят четыре, и было это в Восточной Германии.

Рудольф и Софи Лаппе в Дрездене. Март 1989

В Восточном Берлине жило евреев больше, чем на остальной территории ГДР — в совокупности. Многие занимали высокое положение, особенно в сфере науки, литературы и музыки. Робин Остоу, канадский историк, писавший о восточногерманских евреях, познакомил меня с университетским преподавателем Хельгой Элерт (урожденной Дреснер), и вот что она мне рассказала: «Я родилась в 1923 году в Лейпциге, у моего отца было два меховых магазина. В то время Лейпциг был столицей меховщиков, меховщики были сплошь евреи, и, как мне рассказывали, до сих пор так оно и есть, только не в Германии». Когда нацисты пришли к власти, семья Хельги запросила американские визы. «И нам сообщили, что мы сможем эмигрировать в 1947 году».

Хельгу отправили в Северную Ирландию на «Киндертранспорте». Все остальные члены ее семьи погибли. «Я жила на ферме в окрестностях Белфаста. Там‑то я и научилась готовить пойло для свиней и говорить не только по‑английски, а и на идише!» После войны Хельга все‑таки поехала к родственникам в Чикаго, но молодой человек, с которым она познакомилась в Ирландии, рассказал, что можно вернуться в эту часть Германии: она начинает жизнь с чистого листа, «и я сказала: отлично, я туда поеду. Видите ли, самое последнее, что написал Гитлер, — это об угрозе мирового еврейства. Раз так, самое малое, что было в моих силах, — внести свой вклад и вернуться». Хельга училась в Дрездене, преподавала в местном техническом университете, а позднее перевелась в Технический университет в Восточном Берлине.

Гизела Линденберг и ее муж Вальтер тоже вернулись в Берлин. Оба родились в Германии, обоих вывезли на «Киндертранспорте», у обоих вся родня погибла от рук нацистов. Познакомились они в 1942 году, в молодежном общежитии в Лондоне. «Я работал на фабрике, и там‑то мне очень много рассказали о социалистических идеях. Там были голландцы и чехи, и мне все это показалось разумным», — сказал Вальтер. Он вступил в британскую армию и после войны недолгое время служил в Германии.

Вальтер и Гизела Линденберг в своей квартире на Александерплац в Восточном Берлине. Март 1989

Гизела — она родилась в 1924 году и уехала из Германии на «Киндертранспорте» в апреле 1939‑го — сказала: «Вам ни за что не представить, как несчастны были такие, как я, дети в Англии. Да и я тоже. В таком возрасте — разлука с родителями, а потом война, и бомбежки, и сообщения в газетах, ну и письма от родителей, разумеется, перестали приходить».

Гизела добавила: «Моих родителей депортировали в Минск; больше я о них ничего не знаю, вот разве что через друзей получила открытку. В ней было написано: “Мы отправляемся в поездку” — и больше ничего».

Супруги Линденберг обосновались в Восточном Берлине. Вальтер стал инженером, специалистом в области тяжелого машиностроения. У них родились два сына и дочь. «От своего иудаизма мы никогда не отказывались, но детям говорили, что мы социалисты, что религия осталась для нас в прошлом, и точка. И так продолжалось, но вот как‑то прихожу домой — Вернер сидит на кушетке с книгой. Спрашиваю: “Что читаешь?” А он говорит: “Книгу о христианстве”. И тут я как заору: “В моем доме?!” Теперь он живет в Иерусалиме, стал заправским ортодоксом и сменил имя на Давид Ашер».

Из разговоров с восточноевропейскими евреями выяснилось, что многие из них занимали привилегированное положение и с удовольствием пользовались тем, чего не было у подавляющего большинства граждан Восточной Германии, — а именно возможностью путешествовать. Но в какие бы страны эти восточногерманские евреи ни съездили или ни намеревались съездить (чаще всего в Грецию, Испанию и США), одну страну большинство из них не желали посетить хоть однажды — и была это Западная Германия. «Зачем мне туда ехать? — изумился Герберт Лаппе, качая головой. — У меня там нет родных. По правде говоря, она мне совершенно неинтересна».

Герберт Лаппе в своей квартире в Дрездене. Март 1989

Но вскоре после 9 ноября 1989 года думать, посещать или не посещать Западную Германию, им не пришлось. Она явилась к ним сама. Проглотила их страну целиком.

Вальтер и Гизела Линденберг, которым уже перевалило за семьдесят пять, отнеслись к переменам благожелательнее, чем большинство, хотя их вера в восточногерманский режим рухнула.

«Я даже не могла себе представить всю глубину коррумпированности людей Хонеккера, — сказала Гизела, когда мы беседовали в начале 1990 года. — Мы и впрямь были наивными. Такими наивными, что даже не хочется в этом признаваться». Вальтер, при коммунистах не имевший никакого отношения к жизни еврейской общины, стал членом совета еврейской общины Берлина и не пропускал ни одного заседания. Умер он в 2004 году, в восемьдесят лет, а Рудольф Лаппе оставался членом реформированной Компартии — die Linke («Левой партии») и продолжал активно работать — и в партии, и на компьютере — вплоть до самой смерти в 2013 году в девяносто девять лет. 

Оригинальная публикация: On the Anniversary of Kristallnacht and the Fall of the Berlin Wall, Remembering East Germany’s Jews

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: Директор берлинского Еврейского музея о еврейской жизни в Германии за пределами BDS

«Моя цель — привлечь внимание жителей Берлина и немцев, я хочу, чтобы музей стал социально значимым местом и играл роль в обществе. Чтобы добиться этого, нужно достучаться до людей, которые составляют общество, — до тех, кто живет здесь, в Германии. Особенно из‑за всех актуальных тем, о которых мы здесь говорим: принадлежность и исключение, аккультурация и сохранение собственной идентичности. Это насущные проблемы сегодняшнего дня, важные также и в исторической перспективе».

Восток сходится с Западом

Если Восточная Германия отрицала какую‑либо свою ответственность за нацистское прошлое и не уставала клеймить Израиль, Западная Германия выплачивала Израилю огромные суммы и оказывала широкую поддержку. Как и остальная часть западногерманского общества, «левые некоммунисты и леволиберальные группы в стране были по преимуществу настроены подчеркнуто произраильски» в период между 1949 и 1967 годами. Но решительная победа Израиля в Шестидневной войне, по меньшей мере, насторожила левых по всему миру, и западногерманские левые не были здесь исключением.

Антисемитизм и немецкая молодежь

Если вы не любите свой народ в его дурных проявлениях, горе вам! Вы окажетесь заражены высокомерием тайного общества евнухов, от которых нельзя ждать ни плодов, ни обновления. Так любите же свой народ, как мы, евреи, любим свой! Любите свой искаженный народ – и тогда вы должны будете проникнуться его бедами и начнете исцелять от них, от мании насилия, плеонексии, страсти грабить ближнего, порабощать друг друга, желания быть хоть маленьким да начальником.