Трансляция

The Jerusalem Post: Директор берлинского Еврейского музея о еврейской жизни в Германии за пределами BDS

Беседу ведет Джо Баур. Перевод с английского Семена Чарного 31 августа 2020
Поделиться

Предыдущий директор Еврейского музея в Берлине ушел после твита. В мае 2019 года, после того как парламент Германии объявил антиизраильское движение «Бойкот, отчуждение и санкции» антисемитским, музей опубликовал в твиттере критическое высказывание об этом решении, заявив, что оно «недемократично», а также материал с участием нескольких ученых‑евреев, которые согласились с этим. Общественное давление на директора Петера Шафера усилилось — последовали дебаты о роли еврейских музеев и законности движения BDS.

В июне 2019 года Шафер подал в отставку, «чтобы избежать дальнейшего ущерба».

Еврейский музей в Берлине

Вместо него эту опасную должность заняла Хетти Берг, которая начала работать 1 апреля. До того — последние 30 лет — она работала в качестве менеджера и куратора Еврейского исторического музея в Амстердаме, где начинала в своё время как стажер. 58‑летняя Берг выразила сожаление по поводу ухода своего предшественника. Однако она уже полностью сосредоточена на повседневной работе музея, открытого лишь 23 августа после того, как в середине марта из‑за пандемии коронавируса он был закрыт.

Берг не слишком любит говорить о себе, но ее история типична для многих евреев, рожденных «в тени» Холокоста.

Ее семья, жившая в Гааге, как и многие голландско‑еврейские семьи того времени, не демонстрировала открыто свою еврейскую идентичность. Берг объясняет: они не стеснялись быть евреями, но хотели, чтобы их считали голландцами. Молодая Берг заинтересовалась изучением своего еврейского наследия, и это быстро переросло в изучение идиша и иврита, а также в частые поездки в Израиль, чтобы навестить родных.

Теперь она возглавляет работу над масштабной новой постоянной экспозицией музея под названием «Еврейская жизнь в Германии: прошлое и настоящее». Выставка площадью более чем 3500 квадратных метров посвящена еврейской истории и культуре в Германии, разделённых на пять исторических разделов, начиная с еврейской жизни в Ашкеназе (то, что сейчас называется Рейнской областью Германии). Повествование движется постепенно, через Просвещение и национал‑социализм, а также период после 1945 года, освещая реституцию Холокоста, репарации и отношение немецкой еврейской общины к Израилю и русскоязычной иммиграции.

Мы поговорили с Берг о BDS, о новой основной экспозиции, о ее видении музея и современной еврейской жизни в Германии.

 

ДБ → Мне любопытно узнать больше о вашей еврейской жизни в детстве. Что привлекло вас в изучении иврита и идиша?


ХБ ← Я выросла в светской семье. Очень гуманистической, политически активной. Совершенно не религиозной, но мы не ели свинину и ели мацу — однако на Пасху, а не на Песах.

Когда мне было 14, я брала частные уроки иврита, хотела поехать навестить нашу семью в Израиле. С 16 лет я езжу туда каждое лето.

Будучи в Лондоне, я начала ходить в синагогу. А когда вернулась в Амстердам, стала членом общины.

ДБ → Откуда такой внезапный интерес — ходить в синагогу — в то время как вас воспитали светским человеком?


ХБ ← Все, что имело отношение к иудаизму и еврейству, было очень напряженным из‑за Холокоста. Многие евреи в Нидерландах хотели уйти от болезненного прошлого, не отрицая <своего еврейства>, но и ничего не предпринимая в этом отношении, по крайней мере в смысле религиозном.

В 1980‑х годах мы увидели волну детей, переживших Холокост, которые отправились на поиски своей культуры и религии. Что это было, этот иудаизм и это еврейство, за которые было убито так много членов их семей?.. Должно быть, там что‑то было…

ДБ → Как вы решились строить карьеру в этой сфере?


ХБ ← Я не выбирала эту карьеру. Это просто удачное совпадение. Для поиска семейной истории, для работы по реституции Еврейский музей в Амстердаме был идеальным местом. Эта работа питала также мое любопытство. Да, моя еврейская идентичность находит свое выражение в работе и питается ею. Это очень интенсивный способ взаимодействия с еврейской культурой, религией и историей.


ДБ → Что побудило вас занять пост в Берлине после столь долгого пребывания в Амстердаме?


ХБ ← Этот музей — самый большой и важный еврейский музей в Европе. Он имеет особое значение в немецком обществе и является актуальным пространством для текущих дебатов. Это делает его очень интересным и сложным, руководить подобным учреждением — большая честь.


ДБ → Каково, по вашему мнению, нынешнее состояние диалога на еврейские темы в Германии?


ХБ ← Берлин — место, где зародилось еврейское Просвещение, где проводился большой эксперимент по аккультурации, а в Веймарской республике существовал невероятный симбиоз евреев и Германии, особенно в культурной жизни. И, конечно, именно здесь планировалось и направлялось «Endlösung» («окончательное решение»). Берлин был центром и на протяжении всего периода национал‑социализма.

После войны он стал местом, где проводилась большая работа над памятью, а также работа по «Vergangenheitsbewältigung» («преодолению прошлого»).

И сегодня, с одной стороны, есть очень жесткие проявления антисемитизма. Но с другой стороны, есть возрождение еврейской жизни и невероятное разнообразие всех видов еврейских религиозных и культурных выражений. Так что в Берлине много чего происходит, он привлекает много евреев со всего мира, у них есть новые идеи, и это также делает город захватывающим местом. Я хотела бы, чтобы музей дал трибуну новым идеям и новым инициативам.

ДБ → Вам сложно обсуждать темы, связанные с BDS, Израилем и антисемитизмом в Германии?


ХБ ← Этот вопрос мне задают чаще всего. Но я директор одного из самых больших и интересных еврейских музеев, и мне есть о чем поговорить в связи с еврейской культурой и разнообразием еврейской жизни в Берлине и Германии. Наше внимание сосредоточено не на том, что происходит на Ближнем Востоке и в Израиле. Мы находимся здесь. Нас интересует история и культура евреев в Германии, ее прошлое и настоящее, динамика в обществе здесь, в Германии, между евреями и неевреями. Я думаю, это именно те темы, которыми мы должны заниматься.

В нашей новой основной экспозиции антисемитизм разделен на отдельные темы, а также есть отдельный рассказ, как мы с ним справляемся сегодня, потому что это очень важно. У нас есть, например, «debattenraum» (комната для дискуссий), где обсуждают антисемитизм, мы предлагаем обширную образовательную программу по этой теме. Обсуждаются и тематические исследования — такие, как история с барельефом, изображающим «Judensau» («Еврейскую свинью») в Виттенберге. Следует ли ее удалить, что это значит, каковы коннотации?.. Мы хотим, чтобы люди думали сами. Что такое антисемитизм? С чего он начинается?..

ДБ → Что вы думаете о BDS?


ХБ ← Почти во всех интервью о BDS я говорила, что отвергаю идеи этого движения. Оно не только требует бойкота Государства Израиль, но и бойкота всех израильских ученых, деятелей искусства. Я думаю, это не может способствовать развитию дискуссии.


ДБ → Каковы ваши планы относительно музея?


ХБ ← Я считаю очень важным, что Еврейский музей в Берлине будет местом как для евреев, так и для неевреев, потому что еврейская история в Германии — это общая история. До сих пор очень большая часть посетителей, 75%, приезжали из‑за границы, и это замечательно. Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем они снова смогут сюда приехать.

Но моя цель — привлечь внимание жителей Берлина и немцев, я хочу, чтобы музей стал социально значимым местом и играл роль в обществе. Чтобы добиться этого, нужно достучаться до людей, которые составляют общество, — до тех, кто живет здесь, в Германии. Особенно из‑за всех актуальных тем, о которых мы здесь говорим: принадлежность и исключение, аккультурация и сохранение собственной идентичности. Это насущные проблемы сегодняшнего дня, важные также и в исторической перспективе.

ДБ → Какие еще выставки могут ожидать посетители, помимо постоянной экспозиции?


ХБ ← Первой временной выставкой, которая откроется в феврале, будет «Искупление сейчас» Яэли Бартана: это ее первая большая персональная выставка в Германии. Она родом из Израиля, много лет жила в Амстердаме, а теперь проводит время между Берлином и Амстердамом. Яэль Бартана — одна из лучших современных видеохудожниц, работающая с еврейскими темами. Еврейский музей в Берлине дал ей задание создать новую видеоработу о Берлине под названием «Царица Германия».

Следующий год — очень важный, потому что юбилейный: 1700 лет еврейской жизни в Германии. Этот юбилей будет отмечаться разными способами. Также будет отмечаться и 350 лет еврейской общине Берлина, а в следующем году — 20‑летний юбилей нашего музея. К 350‑летнему юбилею у нас будет выставка, посвящённая Мозесу Мендельсону, который был очень важной фигурой не только для Берлина и Германии, но и для иудаизма в целом. И будет выставка работ фотографа Фредерика Бреннера, который сделал проект об эффективности еврейства в сегодняшнем Берлине.

Что касается программы, мы обязательно сделаем выставку, посвященную евреям в ГДР (Германской Демократической Республике, или Восточной Германии). Это тема, на которую было сделано не так много исследований.

ДБ → Что нового в детском музее, который работает уже четыре года?


ХБ ← 18 мая мы должны были торжественно открыть нашу новую основную экспозицию — «Детский мир ANOHA». В нашем детском музее рассказывается история Ноева ковчега с такими темами, как устойчивость, климат, как жить вместе, как обращаться с природными ресурсами и со всеми теми видами животных, которые должны жить вместе в ковчеге. Более 150 животных были созданы художниками из вторсырья. Это очень красиво.

К сожалению, мы не сможем открыть экспозицию сейчас, это получится сделать не раньше ноября. Но это будет совершенно новое предложение. Экспозиция будет очень дружелюбна к семье и открыта для всех культур, поэтому я надеюсь, что она станет новым важным центром нашего района.

Оригинальная публикация: Berlin Jewish museum director on Jewish life in Germany, beyond BDS

КОММЕНТАРИИ
Поделиться