Археология

Древнейший текст на иврите, содержащий имя Б-га?

Подготовил Семен Чарный 27 марта 2022
Поделиться

Археолог Скотт Стриплинг и международная группа ученых 24 марта провели пресс-конференцию в Хьюстоне, в Техасе, на которой представили, по их утверждению, самый ранний – протоалфавитный – текст на иврите из когда-либо обнаруженных на территории древнего Израиля. Текст содержит имя Б-га (YHWH), сообщает журналистка The Times of Israel Аманда Борщел-Дан. Он был найден на горе Гевал, известной из стиха 11:29 книги Дварим как место проклятий.

Найденная в 2019 году на горе Гевал табличка



Если датировка поздним бронзовым веком (около 1200 г. до н.э.) подтвердится, эта крошечная свинцовая табличка размером 2х2 см может стать одним из величайших археологических открытий. Это будет первое засвидетельствованное в истории упоминание имени Б-га в Земле Израилевой, оно отодвинет границу времени, когда древние евреи уже пользовались письменностью, на несколько столетий назад, показав, что евреи были грамотными, когда вошли в Святую Землю. Следовательно, они могли написать Библию, поскольку некоторые из событий, в ней документированных, известны из других исторических свидетельств.

«Такой текст вы находите  раз в 1000 лет», —  говорит профессор Хайфского университета Гершон Галиль. Он помог расшифровать скрытый на внутренней стороне сложенной вдвое свинцовой таблички текст на основе высокотехнологичного сканирования, проведенного в Академии наук Чешской Республики в Праге.

Основываясь на эпиграфическом анализе сканов и анализе самого артефакта, Стриплинг и его команда датируют табличку с проклятиями, или defixio, поздним бронзовым веком, до или около 1200 г. до н.э. По словам Галиля, если эта датировка подтвердится, текст станет на несколько столетий старше предыдущего рекордсмена — ранее считавшегося древнейшим текстом на иврите в Израиле – и на 500 лет старше ранее засвидетельствованного использования тетраграмматона (YHWH). 

Письменность с использованием алфавита, подобного обнаруженному на Синайском полуострове, зафиксирована в начале 16 века до н.э.

Однако исследователи еще не опубликовали свою находку в рецензируемом научном журнале. Также еще не опубликованы четкие изображения и сканы надписи, чтобы другие ученые могли их оценить.

Надежную датировку объекта осложняет еще тот факт, что табличка не была обнаружена  во время тщательных раскопок, в стратифицированном контексте. Она найдена в 2019 году, во время повторного исследования земли в отвалах, оставшихся после раскопок 1980-х годов, которые проводились под руководством профессора Адама Зертала. Тогда земля была просеяна сухим способом, а в 2019-м команда Стриплинга повторно просеяла ее, используя метод мокрого просеивания, разработанный в рамках проекта просеивания грунта с Храмовой горы, где ранее работал Стриплинг. Сейчас он возглавляет продолжающиеся раскопки в библейском Шило.
Археологи, к которым обратились СМИ, не пожелали комментировать заявление о находке, пока не увидят научную статью и отсканированные изображения.

«Тот факт, что это публикуется в СМИ, прежде чем опубликовано в научных изданиях, немного неправильный», —  заявляет один из авторитетных ученых. А другой предупреждает: поскольку он не может сам увидеть эту надпись,  невозможно понять, были ли утверждения о ней основаны на реальности или это результат «чрезмерно развитого воображения».

Впрочем, оба скептика заявляют, что «все возможно» и «это может быть реальностью».
Хотя рекламировать академическую работу в популярных изданиях до публикации ее в научном журнале не принято, Галиль отмечает, что ученые его группы просто «чувствовали себя обязанными» поделиться новостями о существовании этой таблички, а также своими первоначальными выводами, из-за потенциальной их способности изменить наши представления об истории.


Табличка с проклятиями с «горы проклятий»

Табличка с проклятиями была обнаружена в земле, первоначально взятой из культового места на горе Гевал, недалеко от библейского Шхема и современного Наблуса. 

Напомним, гора Гевал появляется в стихе 11:29 книги Дварим как «место проклятия» и почитается некоторыми христианами и иудеями как место, где библейский Иеошуа бин Нун  построил жертвенник, как было велено в стихах 4-9 главы 27 книги Дварим. 

В стихе 8:31 книги Иеошуа бин Нуна он описывается как «жертвенник из необтесанных камней, на который никто не поднимал железа».

Археолог Скотт Стриплинг с находкой



Это место известно местным жителям как Аль-Бурнат, или «цилиндр» по-арабски, и рассматривается археологами в качестве чрезвычайно редкого примера раннего израильского поселения. Оно единственное в своем роде в этом районе. По общему мнению археологов, это культовое место относится к раннему железному веку, около 11 века до н.э., или когда евреи заселяли Кнаан. Другие археологи относят его датировку к 12 веку до н.э, или позднему бронзовому веку.

«Это важное место, относящееся к волне поселений в высокогорье, на ранней стадии железного века», —  говорит Исраэль Финкельштейн, один из ведущих мировых исследователей поселений железного века в регионе. 

Беседа с Финкельштейном проходила в феврале 2021 года, когда гора Гевал оказалась в центре внимания СМИ после того, как были выдвинуты обвинения, что она разрушается местными властями арабских городов в ходе строительства дороги.

«Насколько я могу судить, сооружение датируется 11 веком до н. э. Его можно рассматривать как отображающее жизнь тех групп населения, которые основали Израильское царство (Северное царство) в 10 веке до н. э. Другими словами, это раннее израильское сооружение», — говорил он.
Покойный профессор Хайфского университета Зертал раскопал это место в 1980-х годах, в том числе большой прямоугольный алтарь, по-видимому, построенный поверх более раннего круглого алтаря. Стриплинг рассказывает, что табличка найдена в грунте, первоначально извлеченном из этого круглого алтаря.

«Как только я увидел ее (табличку), я понял, что это такое, потому что подобные объекты с проклятиями — известная вещь. Мое сердце чуть не выпрыгнуло из груди», —  говорит Стриплинг.

В дополнение к тому факту, что в Земле Израиля найдена ранняя — если не самая ранняя — надпись на иврите, Галиль сообщает, что эта находка положила конец продолжающейся академической дискуссии о том, были ли древние евреи грамотными.

«Мы знаем, что с того момента, как они пришли в Израиль, они умели писать, в том числе имя Б-га, —  замечает он. — Это не слишком удивительно; в других местах люди тоже уже умели писать».

Сканы были прочитаны Галилем и Питером Гертом ван дер Вином из Университета Йоханнеса Гутенберга в Майнце. 

Стриплинг рассказывает, что текст включает слова arur («проклятый») и YHWH (в частности три буквы из тетраграмматона).

«Мы нашли надписи из 40 букв внутри и снаружи таблички. Все они написаны этим протоалфавитным шрифтом, который восходит к позднему бронзовому веку», —  говорит Стриплинг.

Галиль рассказывает, что текст написан в основном архаичным протоханаанским шрифтом, но некоторые буквы взяты из иероглифов. Эпиграфический  анализ показывает: самые поздние из символов относятся к 12 веку до н.э., некоторые использовались еще раньше.

Галиль утверждает, что большая часть текста на иврите написана евреями в качестве внутреннего юридического документа, формы договора, предупреждающего человека о том, что произойдет, если он не выполнит своих обязательств.

По мнению исследователей, надпись гласит: «Проклятый, проклятый, проклятый – проклятый Б-гом YHW/ Ты умрешь проклятым./ Проклятый ты непременно умрешь./ Проклятый YHW – проклятый, проклятый, проклятый».

Галиль  замечает, что эта структура представляет собой параллельный хиазм (риторическую фигуру, заключающуюся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов)

На месте археологических расопок на горе Гевал

Такая риторическая фигура встречается в Библии, а также в иных ближневосточных текстах аналогичного периода и даже ранее. Но до сих пор исследователи считали, что Библия была записана — или составлена ​​— только через сотни лет после предполагаемой датировки этого текста.

«Теперь мы видим, что кто-то мог написать хиазм и в 12 веке до н.э.», – говорит Галиль.  По его словам, теперь нет смысла дискутировать о том, были ли грамотны евреи во времена царя Давида.

«Человек, написавший этот текст, мог написать любой из текстов Библии», — заключает Галиль.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться