Книжный разговор

Дэн Браун и его «Голем»: роман без еврейской души

Подготовил Александр Ицкович 2 ноября 2025
Поделиться

 

Dan Brown
The Secret of Secrets
[Тайна из тайн]
Doubleday. 2025 — 688 p.

Внимание читателей вновь приковывает к себе Роберт Лэнгдон — профессор в твидовом пиджаке, воплощение американской версии Индианы Джонса, — только не с хлыстом, а с «фотографической памятью» и любовью к фрескам. На этот раз он мчится по пражским мостовым, а не по ватиканским залам или парижским криптам. И на этот раз перед ним не Грааль, не инферно, а голем, самая знаменитая еврейская легенда Восточной Европы.

Как отмечает Мира Фокс в своей рецензии в The Forward, здесь начинается странное. Дэн Браун, писатель, который превратил христианские символы и тайные общества в мировые бестселлеры, впервые обращается к иудаизму — и словно скользит по поверхности.

Голем появляется, как и положено, с надписью «эмет» на лбу, которая превращается в «мет», когда раввин Лев стирает букву «алеф». Но за этой внешней конструкцией — пустота. Нет ни мидрашей, ни легенд о том, как голема каждую субботу «отключали», ни страшных историй о нацисте, погибшем при попытке проникновения на чердак, где якобы покоилось тело глиняного стража.

Все то, что делает пражский миф живым — кровь, страх, каббалистическая игра с буквами, историческая память гетто, — здесь отсутствует. Браун словно подменяет живую традицию декорацией: вот синагога, вот кладбище, вот слово на лбу чудовища. И дальше — снова бегство, снова тайный манускрипт, снова красивая женщина, которую надо спасать.

В этом и заключен парадокс: Дэн Браун, умеющий превращать христианские мифы в головоломки, от Грааля до Данте, здесь словно бы утрачивает интерес. Ему важнее придумать «научный трактат» о сознании и смерти, чем услышать голос легенды, которая веками жила в еврейском воображении.

А ведь голем не просто монстр. Это метафора защиты и угрозы, символ народной уязвимости, фигура, которая способна рассказать об антисемитских наветах, о стенах гетто, о страхе и силе молитвы. Это один из тех мифов, которые вбирают в себя и историю, и веру, и боль. Однако у Брауна голем превращается почти что в «восставшего Христа», странного монстра без каких‑либо корней, да еще помещенного в атмосферу американского триллера.

Можно сказать, что точности от Брауна никто и не ждал. Но, как подчеркивает Мира Фокс, проблема зарыта глубже. Если христианские мифы он перелицовывал с азартом и любовью, то к еврейской легенде относится как к экзотике. Она становится для него всего лишь еще одной загадкой, которую профессор Лэнгдон должен разгадать, пока мчится по коридорам и мостам.

В итоге The Secret of Secrets — это роман о големе без еврейской души. Книга, в которой миф, рожденный из отчаяния и надежды, из крови и букв, превращается в пустую оболочку. И в этом ощущается какая‑то потеря.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Гербы из гетто

Вопрос о существовании на просторах средневековой и постсредневековой Европы еврейской геральдики до сих пор остается не столько спорным, сколько запутанным. Главная причина кроется во все еще распространенном заблуждении, будто бы правом на герб обладал исключительно класс землевладельцев, иначе говоря, феодальная знать и рыцарство. С этим мифом следует покончить

Черт по имени Янкель

В том‑то и дело, что Янкель, главный персонаж‑еврей, вовсе не отрицательный герой! Напротив — он единственный, кому на самом деле доверяет Тарас Бульба, а ведь Тарас вроде бы герой положительный — если мы имеем дело с героическим эпосом. Он появляется в критические моменты, чтобы... помочь презирающему его главному герою. Он спас старшего брата Тараса — Дороша, выкупив его из турецкого плена.

Голем: легенда или миф

Широкому распространению легенды о создании голема Мааралем из Праги мы обязаны польскому раввину Юдлу Розенбергу и издателю Хаиму Блоху. Трудно сказать, какого рода творческий запал руководил Розенбергом и какие цели преследовались им при создании «Чудесных деяний Маараля», но он отнюдь не является автором легенды. По крайней мере, в первой половине XIX века она уже существовала.