1 января 2015
Поделиться

Последний день войны

Дорогие друзья!

9 мая 2015 года грядет 70‑летие Победы над коричневой чумой. В 1943 году в Москве проходил пленум Еврейского антифашистского комитета СССР. Выступая на нем, писатель Илья Эренбург сказал: «Мы обязаны рассказать о том, как евреи воюют на фронте не для хвастовства, а в интересах нашего общего дела… Нужны живые рассказы…»

И такие рассказы появлялись в газетах, журналах, звучали по радио. «Лехаим» также поведал о многих событиях, о героях той войны. Но до последней точки еще очень далеко, и скажем себе: призыв знаменитого писателя актуален и сегодня. Принято считать, что на фронтах сражались 430–450 тыс. евреев. Официальные исследования называют и такую цифру: 142 500 из них, т. е. почти каждый третий, не вернулись из боя. А сколько фронтовиков умерло уже после Победы, никто не знает.

Я обращаюсь к участникам войны и труженикам тыла: расскажите, как, где, когда для вас закончилась война. Необязательно, чтобы это случилось 9 мая 1945 года — для кого‑то война завершилась раньше, а то и позже. Я обращаюсь и к родным, знакомым ветеранов, ушедших из жизни: вспомните, какими воспоминаниями делились с вами дорогие для вас близкие. Пришлите нам, в редакцию журнала «Лехаим», записи, копии документов, фотографии, рисунки, мы их обязательно вернем. Глубоко прав р. Берл Лазар, утверждающий: в то время еврейский Б‑г был в каждом солдате советской армии. Благодаря им живем и мы сами. Наш долг — внушить своим детям ту же неизбывную признательность. Этому будут служить и публикации ваших писем.

Прислать материалы можно:

в конверте по адресу: 127018, Москва, 2‑й Вышеславцев переулок, д. 5а. Редакция журнала «Лехаим»;

по факсу: 8 495 710 99 34;

по электронной почте: lechaim@lechaim.ru

Владимир Шляхтерман

 

ЧИТАЛИ?
ФЕЙКОВЫЙ ХАРАКТЕР ИЗРАИЛЬСКИХ «ДИКИХ ГУСЕЙ»
11.2014

Не буду ни с кем спорить, только факты. Семен Чарный пишет: «В качестве противовеса было выбрано и максимально широко распространено сторонниками Майдана из числа представителей еврейских организаций Украины интервью Натана Хазина, нарисовавшего образ “еврейской сотни Майдана” (вне зависимости от того, насколько этот образ был реалистичным). Первоисточником здесь выступила газета “Хадашот”, близкая к Иосифу Зисельсу, одному из лидеров еврейской общины Украины, с самого начала безоговорочно поддержавшему Майдан». Как ни относись к Н. Хазину, но в интервью, данном мне (а это было его первое интервью, с которого все и началось), он ни разу не обмолвился о «еврейской сотне». Интервью называлось «Стоило жить в этой стране, чтобы дожить до Майдана». На следующий день сайт телеканала «Эспрессо ТВ» перепечатал его под своим заголовком: «Як на Майдані живе єврейська сотня Самооборони». Мне сразу посыпались письма, звонки, но вал было уже не остановить: так, вовсе не стараниями «представителей еврейских организаций Украины», а с подачи украинского телеканала начался миф о «еврейской сотне». Более того, на страницах той же «Хадашот» в материале «Я бы фейк приравнял к штыку» я писал: «Да, на Майдане стояло много евреев, были они и в Самообороне, хотя “еврейская сотня” — не более чем миф. Встречались среди майдановцев и израильтяне, никого, кроме себя, не представляющие». Раз уж упомянута группа «Еврейской самообороны» Киева, то явно не соответствует действительности фраза С. Чарного: «Реально можно говорить только о создании самообороны (но без оружия) в киевской еврейской общине…» Я брал интервью у руководителя киевской Самообороны. Цитирую собеседника: «Достаточно сказать, что мы единственная в мире группа “Еврейской самообороны”, которой на уровне руководства МВД разрешено носить и применять в случае вооруженного нападения огнестрельное оружие — вплоть до АКМ. Ни в Нью‑Йорке, ни в Лондоне, где существуют дружины “Шомрим”, такого нет». Читатель, далекий от украинско‑еврейских реалий, вряд ли заметил бы ляпы, но «беда» в том, что мои материалы, ссылки на которые я бросил, широко разошлись по Сети, будучи напечатаны и на Jewish.ru, и на сайте 9‑го канала, и на zahav.ru, и в американской русскоязычной прессе, — зачем строить предположения, если есть документальные факты, их опровергающие?

Михаил Гольд

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»