Читая Тору

Задавать вопросы просто необходимо. Недельная глава «Бо»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 28 января 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Не случайно, что недельная глава «Бо» (а в ней рассказывается о финальных казнях египетских и исходе сынов Израиля из Египта) три раза обращается к теме детей и обязанности родителей их учить. Мы, евреи, убеждены: для защиты страны необходима армия, но для защиты цивилизации нужна школа.

Верный способ утратить свободу — разучиться ее ценить, думая, будто она сама упала тебе в руки.

Если родители не передают следующему поколению свои воспоминания и свои идеалы, историю борьбы за свободу и битв, ценой которых она завоевана, то наш долгий поход обрывается, мы сбиваемся с дороги.

Но самое удивительное, какими средствами Тора подчеркивает, что дети непременно должны задавать вопросы. О вопросах идет речь в двух из трех мест, посвященных детям, в нашей недельной главе:

«Когда спросят вас ваши дети: “Что это за служение у вас?” — ответьте им: “Это пасхальная жертва Г‑споду, ибо Он миновал дома сынов Израиля в Египте — поразил египтян, а наши дома спас”» (Шмот, 12:25–27).

«Если завтра твой сын спросит тебя: “Что это значит?” — то ответь ему: “Силой руки Своей вывел нас Г‑сподь из Египта, из дома рабства”» (Шмот, 13:14).

Ниже в Торе есть еще одно место с упоминанием о вопросе ребенка: «Когда в будущем твой сын спросит у тебя: “Что это за свидетельства, установления и законы, которые дал вам Г‑сподь, наш Б‑г?”, то ответь сыну так: “Мы были рабами у фараона в Египте, и Г‑сподь вывел нас из Египта мощною рукою”» (Дварим, 6:20–21).

А вот третье место в нашей недельной главе, посвященное детям, и единственное из трех, где не упоминается о вопросах: «Сыну своему в тот день скажи: “Вот ради чего сотворил со мной Г‑сподь [чудеса], когда я уходил из Египта!”» (Шмот, 13:8).

Эти четыре фрагмента широко известны благодаря тому, что включены в Пасхальную агаду. Это часть рассказа о четверых сыновьях: мудром, нечестивом, или мятежном, простаке и сыне, «не умеющем спрашивать». Читая эти фрагменты в совокупности, мудрецы Талмуда пришли к заключению: 1) дети непременно должны задавать вопросы, 2) рассказ, звучащий на Песах, следует выстроить как ответы на вопросы ребенка и начать с этих вопросов, 3) родители обязаны поощрять своего ребенка задавать вопросы, а если ребенок пока не умеет спрашивать, научить его этому.

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА. ФРАГМЕНТ ИЛЛЮСТРАЦИИ. ИЗ АГАДЫ АРТУРА ШИКА. ЛОДЗЬ. 1935

Не думайте, будто такой подход характерен для всех. Напротив, он драматически идет вразрез с разнообразными установками, известными нам из истории.

В большинстве традиционных культур считается, что задача родителей и учителей — давать инструкции, указывать верный путь или приказывать. А задача ребенка — подчиняться. «Детей должно быть видно, но не слышно», — гласит старая английская пословица. «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу», — сказано в одном известном христианском тексте Послание ап. Павла к колоссянам, 3:20. — Примеч. перев.
. Сократа, всю жизнь обучавшего других задавать вопросы, афиняне приговорили к смерти за развращение умов греческой молодежи.

В иудаизме все наоборот. Наш религиозный долг — научить детей спрашивать. Задавая вопросы, они развиваются.

Иудаизм — редчайшее явление, вера, где задавание вопросов положено в основу, а вопросы эти порой такие глубокие и такие неудобные, что, казалось бы, сотрясают самые устои религии. «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?» — вопросил Авраам. «О Г‑сподь! Зачем Ты навел беду на этот народ?» — вопросил Моше. «Почему нечестивцы преуспевают, все предатели благоденствуют?» — вопросил Ирмеяу.

Книга Иова состоит по большей части из вопросов, а ответ Б‑га Иову, занимающий четыре главы, — из еще более глубоких вопросов: «Где был ты, когда Я основал землю? <…> Можешь ли вытащить ливьятана Т. е. Левиафана. — Примеч. перев. удой? <…> Заключит ли он с тобой договор, возьмешь ли его в рабы навек?»

В ешиве нет выше похвалы, чем «ты задаешь хороший вопрос» («ду фрегст а гуте каше»). Рабби Авраам Тверски, глубоко религиозный психиатр, рассказывая о своих юных годах, вспоминал, что его учитель приветствовал опровержение своих доводов и восклицал на ломаном английском: «Ты есть прав! Ты есть сто процент прав! А сейчас я покажу тебе, в чем ты не есть прав».

Исидора Раби, лауреата Нобелевской премии по физике, однажды спросили, что побудило его стать ученым. Он ответил: «Ученым меня сделала моя мама, сама того не подозревая. Во всех других семьях детей, когда они приходили из школы, спрашивали: “Что ты сегодня выучил?” Но моя мама обычно спрашивала: “Иззи, ты сегодня задал какой‑нибудь хороший вопрос?” Это все изменило. Привычка задавать хорошие вопросы сделала из меня ученого».

Иудаизм как религия не требует слепого повиновения. Поразительно, но факт: хотя в этой религии 613 заповедей, в иврите нет ни одного слова со значением «повиноваться». Когда в XIX веке иврит возродили в качестве живого языка и понадобился глагол со значением «повиноваться», его пришлось заимствовать из арамейского: «ле‑цайет». Вместо слова, которое значило бы «повиноваться», в Торе употребляется глагол «шма», который невозможно точно перевести на английский, потому что у него масса значений: 1) слушать, 2) слышать, 3) понимать, 4) усваивать, 5) реагировать.

В самой структуре еврейского сознания заложена идея, что наш высший долг — стремиться понять волю Б‑жью, а не просто слепо подчиняться. Психологическая установка, о которой Теннисон написал: «Не их дело — задумываться: “Зачем?”, их дело — исполнить приказ или умереть» Перевод наш, подстрочный. Цитата из стихотворения Альфреда Теннисона «Атака легкой бригады». — Примеч. перев.
, — полярная противоположность еврейского образа мысли.

Почему евреи не одобряют слепое подчинение? Потому что мы верим, что величайший из даров Б‑га человечеству — интеллект. В истолковании Раши утверждение, что Б‑г создал человека «по Своему образу и Своему подобию», означает, что Б‑г дал нам способность «понимать и постигать» Тора с комментарием Раши. Т. 1. Берешит. С. 73. — Примеч. перев.
. В тексте молитвы амида в будние дни мы первым делом просим о «знании, понимании и постижении» Так в английском тексте. — Примеч. перев.
.

Одно из самых смелых нововведений учителей Талмуда — составленное ими благословение, которое следует произносить при встрече с великим нееврейским ученым. Они не только видели мудрость других культур, отличавшихся от их культуры, но и благодарили за нее Б‑га. Это крайне далеко от той узколобости, которая столь часто и в прошлом, и в наше время дискредитирует религии и роняет их достоинство.

Когда‑то историк Пол Джонсон назвал раввинистический иудаизм «древней и высокоэффективной социальной машиной для производства интеллектуалов». Большую роль в этом сыграло и до сих пор играет отношение евреев к учебе: они всегда считали абсолютно приоритетными образование, школы, бейт мидраш Дом учения (иврит). , религиозное образование как занятие, которое превыше даже молитвы, обучение на протяжении всей жизни, учительство как высочайшее из призваний в религиозной жизни.

Но существенную роль играют и методы — то, как мы сами учимся и учим своих детей.

Тора высвечивает это на самом судьбоносном и волнующем повороте еврейской истории — в тот миг, когда сыны Израиля собираются уйти из Египта и начать новую жизнь в качестве свободного народа под верховной властью Б‑га. Передайте своим детям воспоминания об этом, говорит Моше. Но только не авторитарными методами. Поощряйте своих детей спрашивать, все ставить под вопрос, докапываться, исследовать, анализировать, изучать. Свобода означает свободу ума, а не только тела. Тем, кто уверен в твердости своей веры, не стоит страшиться вопросов. Страшатся только неуверенные — те, кого мучают тайные, глубоко подавленные сомнения.

Однако самое главное — сознавать самим и объяснять детям, что не на всякий вопрос найдется ответ, который сразу будет понятен. Некоторые идеи мы сможем постичь лишь с высоты прожитых лет и приобретенного опыта, другие потребуют основательной интеллектуальной подготовки, а третьи, возможно, вовсе недоступны коллективному пониманию человечества на данном этапе поисков истины.

Дарвин так и не узнал, что такое ген. Даже великий Ньютон, основатель современной науки, понимал, как мало он понимает, и блестяще формулировал это: «Не знаю, как я выгляжу в глазах мира, но в своих собственных глазах я всего лишь мальчишка, играющий на морском берегу и время от времени развлекающийся поисками необычно гладкого камешка или необычно красивой раковины, меж тем как великий океан истины простирается передо мной, совершенно неизведанный».

Обучая детей неустанно задавать вопросы, иудаизм воздает должное тому, что Маймонид называет «активным интеллектом» и признает даром от Б‑га. Ни одна другая вера не окружает человеческий интеллект таким почетом.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Недельная глава «Бо». Духовно развитый ребенок

Евреи были призваны не для того, чтобы стать народом интеллектуалов. Они были призваны, чтобы стать действующими лицами драмы об искуплении: Б‑г пригласил этот народ, чтобы он нес миру благословение тем, как живет и освящает жизнь.

Глупость на марше. Недельная глава «Бо»

Фараон прочно олицетворяет неумение прислушиваться к советникам. Он не понял, что мир изменился, что происходит нечто новое, что его дурной поступок — порабощение целого народа — теперь неприемлем, старая магия больше не работает, а империя, которой он руководит, стареет, и, чем сильнее он упорствует, тем ближе трагедия, к которой он ведет свой народ.

Недельная глава «Бо». Рассказать историю

Еврейская история — в своем роде наиболее древняя из всех, но она вечно молода, и каждый из нас — ее участник. Она сообщает нам, кто мы и кем нам следует быть согласно надеждам наших предков. Рассказывание историй — могучий инструмент нравственного воспитания. Именно в Торе содержится откровение: народ, который рассказывает своим детям историю о свободе и связанных с ней обязанностях, останется свободным, покуда человечество живет, дышит и надеется.