Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 4 августа 2025
Поделиться

«На Б‑га уповаем»

Все, что случается в мире, происходит по воле Провидения, и в странах, где проживают евреи, Б‑жественное присутствие ощущается сильнее. В частности, это верно в отношении США, где провел последние десять лет своей жизни шестой Любавичский Ребе, чью годовщину смерти мы недавно отмечали. А десять лет — серьезный срок.

Связь между евреем и страной, где он живет, подчеркивает следующий закон Торы, которую называют Учением жизни: «Закон страны — закон» Гитин, 10б.
(во всем, что не касается Торы и заповедей).

У американских денег есть одна особенность: на здешних банкнотах фигурирует надпись: «In G‑d We Trust» — «На Б‑га уповаем». Как известно, деньги — это то, что «ставит человека на ноги» См. Сангедрин, 110а: «“Все достояние, которое при них” (Дварим, 11:6), — сказал рабби Эльазар: “Это имущество человека, позволяющее ему встать на ноги”».
. Кроме того, деньги играют важную роль в жизни еврея. Прежде всего, они позволяют ему жертвовать на благотворительность: чем больше он имеет, тем больше может дать, а благотворительность равноценна всем заповедям, вместе взятым Бава батра, 9а. См. также Танья, 37: «Нет заповеди, в которой витальная душа настолько была бы облечена, как заповедь о благотворительности. Во всех заповедях облекается лишь одна из сил витальной души, и только во время их исполнения, а пожертвование человек дает от приобретенного собственным трудом; но ведь сила всей витальной души облекается в выполнение работы или какой‑нибудь иной деятельности, с помощью которой человек добывает эти деньги, и когда он их жертвует, вся его витальная душа возносится к Всевышнему. И в том случае, если человек не трудится для своего пропитания, все же, так как на пожертвованные им деньги он мог бы приобрести то, что оживляет его витальную душу, он тем самым отдает Всевышнему жизнь своей души. И потому сказали наши мудрецы, благословенна их память, что [исполнение этой заповеди] приближает избавление».
.

Деньги нужны и для исполнения других заповедей, в соответствии с принципом, что заповеди не должны доставаться «даром», но непременно требуют усилий Зоар II, 128a.
. Именно об этом наши мудрецы говорили: «Если скажет тебе человек: “Трудился я, но не обрел”, — не верь. [Если скажет]: “Обрел я, хоть [и не трудился]”, — не верь. Но если скажет: “Трудился я и обрел”, — поверь ему» Мегила, 6б.
.

Таким образом, деньги играют важнейшую роль в жизни в целом и в еврейской жизни в частности. И на банкнотах этой страны начертана декларация веры в Б‑га. И не просто веры, но упования! «На Б‑га уповаем» означает, что мы считаем Его своим поручителем, что мы доверяем Ему все и полагаемся на Него во всех своих делах.

Каждый из вас сейчас получит долларовую банкноту, чтобы пожертвовать ее на благотворительность. В результате ваше возвращение домой станет «посланничеством заповеди», то есть специальной поездкой, предпринятой ради исполнения заповеди Поэтому возвращающиеся могут не бояться, что в дороге с ними что‑то случится, поскольку в Талмуде сказано: «Говорил рабби Эльазар: “Посланники, идущие выполнить заповедь, хранимы от всякого вреда, как на своем пути туда, так и на обратном пути”» (Псахим, 8б).
. На каждой из этих долларовых банкнот начертано: «In G‑d We Trust». Это означает, что человек достиг такого уровня веры, что он полностью полагается на Б‑га и вручает Ему всего себя: душу и тело, деньги и имущество, повседневные поступки и т. д.

(Ликутей сихот. Т. 26. С. 341)

Ребе передает доллар еврею. 1970‑е

Когда ребенок появляется на свет, вместе с ним «рождается» и его пропитание

Родители удостаиваются величайшего благословения и величайшей привилегии: Всевышний позволяет им исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь», причем не только духовно Обучая других Торе, поскольку, согласно еврейской традиции, ученики приравниваются к детям. См. Сангедрин, 19б: «О всяком, кто обучает сына своего товарища Торе, Писание говорит как о породившем его, как сказано: “А вот родословие Аарона и Моше”, и как написано: “Вот имена сынов Аарона“ (Бемидбар, 3:1–2) — это говорит тебе: Аарон породил, а Моше учил, поэтому они названы по его имени».
, но и физически.

Что же до утверждения, что, дескать, это связано с расходами, Тора учит нас, что Первый человек был создан накануне субботы «Учили наши мудрецы: человек сотворен в канун субботы» (там же, 38а).
, чтобы его сразу ждала готовая трапеза и он мог есть все, что пожелает. Кроме того, «создан был только один [первый] человек, чтобы научить тебя: если кто‑нибудь загубил одну душу из Израиля, Писание относится к этому так, будто он загубил целый мир, а если кто‑нибудь сохранил одну душу из Израиля, Писание относится к этому так, будто он сохранил целый мир» Там же, 37а.
. Иными словами, любой еврей, где бы и когда бы он ни жил, — это «целый мир», подобно Первому человеку, Адаму. Соответственно, когда он приходит в мир, его «трапеза» уже готова.

Таким образом, Тора сообщает на все времена, что, если человек ведет себя, как должно, Всевышний обеспечит его всем необходимым без каких‑либо хлопот с его стороны, как Он обеспечивал Адама.

Разумеется, Творец желает, чтобы человек своими усилиями создал снизу «естественный сосуд», который послужит ему каналом для получения различных благ и пропитания, как сказано: «И благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что ты будешь делать» Дварим, 15:18.
. В то же время Тора заверяет нас, что, когда ребенок появляется на свет, вместе с ним «рождается» и его пропитание. Иными словами, рождение очередного ребенка увеличивает доходы всей семьи.

Поэтому родители должны использовать благословение, полученное Свыше, исполняя заповедь «плодитесь и размножайтесь» в буквальном смысле этого слова. И это им следует делать с полным упованием на Всевышнего, который «по доброте Своей, по милости, любви и милосердию посылает пищу всему живому», «Своей рукой, наполненной благами, щедрой, святой и несущей изобилие» Цитаты из Благословения после трапезы.
.

Будем же твердо верить, что Он позаботится о пропитании каждого рождающегося ребенка и что с появлением нового младенца повышается благосостояние всей семьи.

(Торат Менахем, Итваадуйот 5744 (1984). Т. 3. С. 1429)

 

Заповедь плодиться и размножаться следует исполнять с радостью

Существует заповедь «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» Берешит, 1:26.
. Эту заповедь следует исполнять с легким сердцем, без каких‑либо расчетов; а также с радостью, источником которой является твердая вера в то, что благословение Всевышнего исполнится наилучшим образом, как для ребенка, так и для отца с матерью.

Важный урок, связанный с этим, преподали нам праведные женщины, благодаря заслугам которых сыны Израиля были освобождены из Египта См. Сота, 11б: «Благодаря праведным женщинам того поколения евреи были освобождены из Египта. Когда шли они по воду, Святой, благословен Он, посылал им в кувшины маленьких рыбок, так что вынимали полкувшина воды, а полкувшина рыбы. Ставили они на огонь два горшка, один для горячей воды, другой для рыбы, несли их мужьям на поля и там умывали их, умащали, кормили и поили и ложились с ними между кошарами».
. Эти женщины рожали сыновей и дочерей, невзирая на указ фараона. Всевышний же, в Свою очередь, помог им выкормить этих детей: согласно Талмуду, Святой, благословен Он, «давал им два каравая, один из меда, другой из масла, как сказано: “И питал его медом из скалы и елеем из кремнистого утеса” (Дварим, 32:13)» Там же.
. Таким образом они вырастили сыновей и дочерей, о которых сказано: «И выросла ты, и стала большая, и явилась в драгоценных украшениях» Йехезкель, 16:7.
. «А когда Святой, благословен Он, явил Себя на Красном море — узнали они Его, и сказали: “Вот Б‑г мой, и прославлю Его” (Шмот, 15:2)» Сота, 11б.
.

Думаю, мне нет необходимости пускаться в пространные объяснения, почему и сегодня евреям следует рассуждать точно так же. Не следует принимать во внимание «указы Египта», то есть «теснины и границы» Игра слов: «Мицраим» («Египет») — «мейцарим ве‑гвулим» («теснины и границы»).
: например, размышления о том, как прокормить будущих детей, достаточно ли просторна квартира и т. п. Ибо на основании подобных расчетов человек может, не дай Б‑г, решить: «Всякого новорожденного сына бросайте в реку» Шмот, 1:27. Ребе имел в виду аборт.
. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» следует исполнять без подобных расчетов, с твердым упованием на то, что Всевышний даст нам все «сосуды», необходимые для получения Его благословения.

Разумеется, когда наши предки были в Египте, Всевышний кормил их новорожденных детей чудесным образом, описанным выше, тогда как сегодня мы не наблюдаем явных чудес, когда речь идет о заработке. Тем не менее можно смело утверждать, что рождение каждого следующего ребенка — это дополнительное благословение, касающееся заработка, которое реализуется естественным образом, как гласит пословица: «С каждым ребенком приходит его кусок хлеба». Более того, с рождением ребенка дополнительного благословения удостаивается и вся его семья То есть душевой доход не только не уменьшается, но возрастает.
. И это происходит в атмосфере радости и удовольствия, которую создает в доме появление нового ребенка.

В общем и целом: если евреи будут поступать так, как сказано выше, мы удостоимся потока Б‑жественных благ, прорывающего любые преграды, — до тех пор пока наконец не будет окончательно прорвана «преграда изгнания». Ибо в Талмуде сказано, что сын Давида придет только после того, как опустеет небесное хранилище душ То есть родятся все, кому суждено родиться. См. Йевамот, 62а: «Учил рав Аси, который говорил: сын Давида не придет, пока не родятся все души, находящиеся в Гуфе (дословно “тело”; духовный мир, где находятся души всех людей, которым предстоит родиться), как сказано: “Иначе изнеможет предо Мною дух и души, Мною сотворенные” (Йешаяу, 57:16)».
.

(Торат Менахем. Итваадуйот, 5744 (1984). Т. 3. С. 1549–1550)

Мальчик, готовящийся к бар мицве, со своим учителем в Хоральной синагоге в Бухаресте. 1987

Упование не противоречит идее, что все, что ни делается, — к лучшему

Одна из основ нашей веры и нашей Торы — упование на Всевышнего. Если говорить просто, без излишних умствований, это означает, что еврею следует быть твердо уверенным, что в конечном счете все происходит к лучшему, явным и ощутимым образом. В таком значении слово «битахон («упование») упоминается в Талмуде во многих местах. Эта тема также подробно разбирается в книге «Обязанности сердец», в разделе «Врата упования», а также в многочисленных хасидских эссе на тему стиха «Уповайте на Г‑спода вовеки, ибо Г‑сподь Б‑г есть твердыня вечная» Йешаяу, 26:4.
.

Именно это и означает «уповать» — до такой степени, что даже если все обстоятельства, как «снизу», так и свыше, указывают на то, что дела идут совсем не так, как следовало бы, — «да не оставит он молитвы о милосердии!» Брахот, 10а. Согласно Талмуду, эту фразу произнес царь Хизкия, после того как пророк Йешаяу сказал ему, что вынесенный ему приговор окончателен и не подлежит обжалованию: «Ответил ему Йешаяу: “Уже вынесен тебе приговор свыше”. Сказал ему Хизкияу: “Сын Амоца! Заверши пророчество свое и уходи, [ибо] так обучен я предком моим: даже когда острый меч приставлен к горлу человека, да не оставит он молитвы о милосердии!”»
. В такой ситуации необходимо всячески укрепиться в безоговорочном уповании на Всевышнего (прежде всего, посредством молитвы и добрых дел) и поверить в то, что эта неблагоприятная ситуация в итоге преобразуется в какое‑то видимое и осязаемое благо, причем ситуация станет даже лучше, чем была до беды, и эта разница будет «такой же, как преимущество света перед тьмой» Коэлет, 2:13.
.

Помимо уверенности, что Всевышний обязательно одарит нас видимыми и явственным благами, от нас также требуется следующее: «Заповедь повелевает молиться каждый день… Вот что предписывает эта заповедь: человек должен просить и молиться каждый день, повествовать о славе Святого, благословен Он, а потом просить о своих нуждах, [говорить,] в чем он нуждается, обращаясь с просьбами и мольбами» Рамбам. Мишне Тора, Законы о молитве, 1:1–2.
. Эти просьбы следует излагать так, как в молитве «Шмоне эсре», в которой мы в прямом смысле просим исцелить больных, благословить год и т. д. Это касается и личных просьб, с которыми мы обращаемся, когда произносим благословение «Услышь голос наш» Одно из благословений молитвы «Шмоне эсре». Принято, что свои личные просьбы молящийся вставляет именно в этом благословении.
. Во всех случаях общим является то, что наши просьбы касаются видимых и осязаемых благ.

Бывает, однако, что происходит нечто такое, о чем мудрецы говорили, что «должен человек благословлять за зло, так же как благословляет за добро, ведь сказано: “И возлюби Г‑спода, Б‑га твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими” (Дварим, 6:5). “И всею душою твоею” — даже когда Он отбирает душу твою» Брахот, 61б.
. Раши объяснял это так: как бы Он ни поступил с тобой, милостиво или сурово, — поблагодари Его. Более того, нам предписано «принимать все с радостью, так же как радуются добру, раскрытому и видимому, ибо все тяжелое и неприятное — также к добру, только оно не раскрыто и невидимо взору человека» Танья, 26.
.

В свете сказанного выше мудрецы говорили, что «все, что ни делает Милосердный, — к лучшему (“ле‑тав”)», или, на святом языке, «гам зу ле‑това» («и это — к лучшему»). Важно отметить, что разница не только в том, что в одном случае сказано на арамейском «ле‑тав», а в другом — на святом языке — «ле‑това». Разница здесь принципиальная. Как видно из контекста, «ле‑тав» сказано об устранении опасности «Случилось однажды с рабби Акивой, что был он в пути, и пришел в один город, и искал там место переночевать, и никто не впустил его. Сказал он: “Все, что ни делает Милосердный, — к лучшему”. Ушел он в поле, и были при нем петух, осел и свеча. Задул ветер и погасил свечу, пришел кот и сожрал петуха, пришел лев и сожрал осла. Сказал [рабби Акива]: “Все, что ни делает Милосердный, — к лучшему”. Той же ночью пришло войско и пленило жителей города. Сказал им: “Ведь говорил я вам: ‘Все, что ни делает Святой, благословен Он, — все к лучшему’”» (Брахот, 60б).
, тогда как «ле‑това» — о том, что в ситуации, когда драгоценные камни превратились в прах, в конечном счете выгода оказалась больше первоначального ущерба «У Нахума Иш Гамзу была присказка: “И это — к лучшему”. Как‑то раз решили евреи послать дары кесарю. Сказали они: “С кем пошлем их? Пошлем их с Нахумом Иш Гамзу, который умеет [творить] чудеса”. Дошел он до постоялого двора и решил там остановиться. Сказали ему [постояльцы]: “Что у тебя?” Сказал тот: “Дары для кесаря”. Встали ночью, открыли ларец, забрали дары и насыпали туда песок. Когда отдали ларец [кесарю], тот воскликнул: “Евреи насмехаются надо мной! Казнить их всех!” Сказал [Нахум]: “И это — к лучшему”. Явился тут Элияу, прикинувшийся одним из них, и сказал им: “Может быть, это песок праотца Авраама, который бросал [во врагов] песком, превращавшимся в мечи, и соломой, превращавшейся в стрелы?” Проверили они, и все так и оказалось: двинулись в округ, который не могли завоевать, бросили этот песок и завоевали. Тогда привели [Нахума] в сокровищницу и сказали ему: “Возьми все, что пожелаешь”. Наполнил он ларец золотом. По дороге домой спросили его [постояльцы двора, где он ночевал]: “Что ты отнес кесарю?” Сказал тот: “То, что унес отсюда”. Набрали песка, отнесли [кесарю] и были казнены» (Таанит, 21а).
.

Таким образом, еврей должен уповать на Всевышнего и просить, чтобы Он обеспечил его всем необходимым, причем явными и осязаемыми благами. Однако, даже если эти молитвы, не дай Б‑г, остаются без ответа, нужно помнить, что «от Б‑га пришло это дело» Берешит, 24:50. , а «все, что ни делает Милосердный, — к лучшему». Кроме того, «и это — к лучшему», просто речь идет о незримых благах.

(Торат Менахем, Итваадуйот 5745 (1985). Т. 5. С. 2719)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Всевышний помогает тем, кто защищает своих братьев, не забывая при этом, что Б‑г — источник их силы и что нужно исполнять Его предписания. Одно из Б‑жественных предписаний — запрет уступать часть Земли Израиля (или любую территорию, необходимую нам с точки зрения безопасности), которую Он дал народу Израиля. Этот запрет остается в силе и сегодня, ибо мы все еще живем в эпоху изгнания

Всё в руках Небес

Каждый должен быть уверен, что Машиах обязательно придет. Нужно верить в это истинной и полной верой, как сказано: «И жду его каждый день». Нужно верить, что Машиах может прийти хоть завтра, — даже если эта вера не подкрепляется никакими рациональными доводами или наблюдениями за естественным порядком вещей. Такое упование на Всевышнего само по себе способно ускорить приход Машиаха, да произойдет это вскорости

Всё в руках Небес

Когда письмо с указом об уничтожении евреев было запечатано царем и вручено Аману, Аман и его приспешники вышли «с веселым сердцем» и внезапно наткнулись на Мордехая. В этот момент Мордехай увидал трех мальчиков, возвращавшихся из дома учения. Он поспешил к ним, а Аман и его свита последовали за Мордехаем, чтобы услышать, о чем он их спросит. Догнав учеников, Мордехай сказал одному из них: «Ну‑ка, прочти мне стих, который ты учил сегодня»... Услыхав ответы, Мордехай улыбнулся, и у него отлегло от сердца