Всё в руках Небес
Продолжение (начало см. в №376 , №377, №378, №379, №380)
17. «Если порой кажется, что наша вера ослабевает, не стоит зацикливаться на грустных мыслях, ибо они иллюзорны и являются не более чем происками дурного начала».
7 швата 5712 года (3 февраля 1952)
Один из Ваших знакомых рассказал мне, что состояние Вашего здоровья оставляет желать лучшего. И я хотел бы напомнить, хотя для Вас это, разумеется, не новость, что каждый из нас находится под сенью Б‑жественного провидения. Следовательно, если Вам кажется, что кто‑то или что‑то может Вам навредить, то это не более чем фантазия, не имеющая отношения к реальности.
Таким образом, Вам нужно быть крепким в своей вере и четко сознавать, что точно так же, как все мироздание управляется Всевышним, Ваше тело и душа беспрестанно хранимы Им в ничуть не меньшей степени, ибо человек назван «малой вселенной» . Если же нам порой кажется, что наша вера ослабевает, не стоит зацикливаться на грустных мыслях, ибо они иллюзорны и являются не более чем происками дурного начала. Напротив, отвлекайтесь от них всеми силами, и тогда Вы вскоре вновь убедитесь, что, подобно прочим евреям, называемым «верующими, сынами верующих», Вы крепки в своей вере по‑прежнему.
Не сомневаюсь, что Вы будете следовать указаниям врачей, поскольку Тора дает им разрешение и, следовательно, силу лечить.
Дай Б‑г, чтобы в самое ближайшее время Вы смогли сообщить мне хорошие новости о том, что Ваше самочувствие неуклонно улучшается.
Также будет правильным ежедневно читать несколько псалмов. Как мы знаем, царь Давид попросил у Творца, чтобы чтение псалмов засчитывалось евреям как изучение трактатов «Негаим» и «Оалот»
«Негаим» и «Оалот» — трактаты Талмуда. В «Негаим» изложены законы ритуальной нечистоты, вызываемой проказой. В «Оалот» подробно освещаются законы, касающиеся особого вида ритуальной нечистоты, так называемой шатровой, возникающей от человеческого трупа и его отдельных органов. Оба трактата считаются трудными, а их изучение, соответственно, расценивается как большая заслуга.
. Благодаря всем этим действиям Вы удостоитесь двойного вознаграждения.
(Игрот кодеш. Т. 5. С. 208–209. Письмо 1409)
18. «Если Вы уповаете на Творца во всем, что касается заработка, то тем более Вы должны быть крепки в вере, когда речь заходит о детях и об их поведении».
Я своевременно получил Ваше письмо, датированное вторым днем недели, когда в синагогах читают раздел «Итро», но задержался с ответом в связи с приближением годовщины смерти моего достопочтенного тестя, благословенной памяти, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, — занимался неотложными приготовлениями к этой знаменательной дате.
Дай Б‑г, чтобы каждый из нас исполнил свое предназначение и следовал путем, проложенным моим тестем и учителем; в частности, необходимо исполнять его указания, касающиеся соблюдения Торы и заповедей. Тем не менее даже на этом пути наше дурное начало находит способы ослабить нас и воспрепятствовать нашему духовному росту.
Мне было приятно прочесть в Вашем письме, что Вы крепки в своем уповании на Всевышнего. Я надеюсь, что в ближайшее время Вы увидите, как это упование материализуется в Вашем бизнесе . И все же одна вещь меня удивила.
Если Вы доверяете Творцу во всем, что касается заработка, то тем более Вы должны быть крепки в вере, когда речь заходит о детях и об их поведении! В конце концов, это то, что еврею действительно важно, гораздо важнее материальных успехов. Вместо этого Вы пишете, что довольствуетесь тем, что по крайней мере у Ваших детей дела обстоят гораздо лучше, чем у многих других .
Существует толкование стиха «Познай же ныне и положи на сердце твое, что Г‑сподь есть Б‑г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» , которое приводится во многих книгах, так что Вы его, несомненно, знаете. Когда дело касается «небес», то есть Б‑жественных, священных предметов, нужно смотреть «вверх», то есть на тех, кто находится на более высоком духовном уровне, и стараться достичь этой ступени. Когда же речь идет о земных делах, необходимо, наоборот, взглянуть «вниз» и задуматься о судьбе тех, кто ниже нас.
Это позволяет нам быть довольными своей участью. Человек, смотрящий на вещи верно, воистину богат, как сказали наши мудрецы: «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью» .
Думаю, нет нужды лишний раз напоминать, что ни любавичским хасидам в целом, ни Вашему покорному слуге в частности не свойственно прибегать к бесполезным упрекам. Соответственно, написанное выше преследует две цели: помочь Вам, насколько это в моих силах, укрепиться в уповании на Всевышнего, который дает Вам заработок и здоровье, и еще раз напомнить о том, что я говорил Вам, когда Вы были здесь: не отчаиваться и неустанно говорить с детьми об их поведении через призму Торы и заповедей. Ибо «речи мудрых» непременно будут услышаны, особенно если их произносят «спокойно» .
(Игрот кодеш. Т. 5. С. 237–238. Письмо 1437)
19. «Множество общеизвестных случаев свидетельствует, что благодаря крепкой вере можно достичь всего».
Из того, что Вы пишете о микве, создается впечатление, что вторую сторону не удается убедить ни алахическими, ни юридическими аргументами. Боюсь, что их противодействие — не что иное, как заурядное упрямство людей, вознамерившихся взять верх любой ценой. Иначе невозможно объяснить, почему кто‑либо может возражать против строительства миквы в соответствии с предписаниями различных выдающихся знатоков Торы прежних поколений. Ваши противники, несомненно, так же хорошо разбираются и в Талмуде, и в кодексах ранних и поздних религиозных авторитетов и современных законоучителей, и должным образом исполняют их постановления. Жаль, что среди наших хасидов не наблюдается такой же решительности и твердости, несмотря на однозначные указания, что нужно хранить безусловную верность любому еврею, с которым человек сближается, поскольку испытывает к нему уважение, и тем более если речь идет о его наставнике и покровителе.
Вы могли видеть своими глазами, как люди не останавливаются ни перед чем, чтобы осуществить идеи того, кого они считают своим нравственным авторитетом. Тем не менее Вы не сделали всего, что могли, чтобы воплотились в жизнь идеи человека, который воистину был человеком Б‑жьим, то есть обладал Б‑жественным разумом, и тысячи евреев полагали его своим наставником во всем, что касалось Торы и заповедей.
Вы спрашиваете, следует ли показать мою телеграмму Вашим коллегам. Множество общеизвестных случаев свидетельствует, что благодаря крепкой вере можно достичь всего. Это справедливо и в Вашем случае. Могу Вас заверить, что, если, получив телеграмму, Вы будете действовать уверенно, не боясь, что скажут люди, распоряжение рабби Шалома‑Дов‑Бера преодолеет все преграды и воплотится в жизнь. Однако, поскольку Ваши коллеги советуют нечто противоположное, и в результате Вы сами начали сомневаться, так что потребовались поддержка и разъяснения, я очень сомневаюсь, что Вы сможете действовать решительно, и, соответственно, этот шаг только повредит делу. Ибо, как Вы знаете, тот, кто «колеблется между двумя мнениями» , особенно в важных вопросах, способен причинить еще больше вреда, чем его реальный идеологический противник.
Я не собираюсь, не дай Б‑г, в чем‑то Вас упрекать, но мое сердце болит. Каждый из нас своими глазами видел множество чудес, совершенных нашими наставниками, и полагался на них даже в смертельно опасных ситуациях (как в материальном, так и в духовном плане). Тем не менее время от времени — не хотелось бы об этом говорить, но, увы, это происходит достаточно часто, — когда дело доходит до испытаний, порождаемых противодействием наших идеологических противников, некоторые хасиды теряют уверенность в себе и начинают искать различные выходы и лазейки, превращаются в дипломатов и т. д.
Более того, такой подход служит очередным доказательством того, как мало еще сделано для того, чтобы «источники излились наружу» . Ибо, как многократно разъяснялось в хасидской литературе, если бы наружу вырвалось хоть немного хасидского света, он воссиял бы повсюду.
Дай Б‑г, чтобы каждый из нас нашел достойное окружение и помог другим исполнить свое предназначение в этом мире и чтобы Он вывел нас из теснин к подлинной безграничной духовной свободе.
(Игрот кодеш. Т. 5. С. 241–242. Письмо 1441)