Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 11 сентября 2023
Поделиться

Продолжение (начало см. в №376 и №377)

8. «Подумайте, неужели Всевышнему действительно нужно, чтобы Вы волновались?»

13 нисана 5711 года (19 апреля 1951)

Ваше письмо дошло вовремя, однако многочисленные дела не позволяли мне ответить раньше. На самом деле Вам не нужен мой ответ, поскольку Вы уже получили ответ от моего достопочтенного тестя, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, когда были здесь.

Тем не менее скажу Вам то, что говорил неоднократно.

Нужно усвоить раз и навсегда, что вера не может оставаться на уровне мысли. Она должна пронизывать всю нашу жизнь. Вы, несомненно, человек верующий. Первый принцип веры заключается в том, что Святой, благословен Он, правит миром. И если Он способен управлять миллиардами людей, то Вы можете быть уверены, что и в отношении Ваших собственных дел Вы, безусловно, увидите исполнение сказанного в Писании: «Я создал, Я и носить буду, Я и терпеть буду и спасу» Йешаяу, 46:4.
.

Задумайтесь: Всевышний обещал: «Я и терпеть буду и спасу». Так неужели какой‑либо смертный, житель этой или любой другой страны, способен помешать Всевышнему исполнить Свое обещание? А теперь, осознав это, подумайте вот о чем: нужно ли Всевышнему беспокоиться о том, как именно Он справится с Вашей заботой о мирских делах и каким образом решит Ваши проблемы? Или же Он сможет найти хорошее решение без того, чтобы Вы волновались понапрасну?

Помимо этого, Вам следует помнить, что наш наставник, мой уважаемый тесть, некогда благословил Вас, а благословение праведника непременно исполняется. Соответственно, и Ваше благословение также исполнится. А до тех пор пока оно исполнится, у Вас есть два варианта. Первый: Вы можете переживать и беспокоиться о том, что Вам следует предпринять, если благословение не исполнится. Когда же оно исполнится, у Вас появится новый повод для переживаний: зачем было понапрасну растрачивать столько жизненных сил?

Вариант второй: Вы будете крепки в своей вере и уповании на Всевышнего, Вы будете знать, что Он поведет Вас верной дорогой и исполнит полученное Вами благословение. И тогда, увидев это воочию, Вы сможете сказать себе: «Что ж, я отлично справился! Я совершенно не беспокоился там, где не было причины для беспокойства».

В этом особенность благословения, которое дал Вам мой тесть; Вы получили не только благословение, но и указание: будьте бодры и веселы, поскольку, с Б‑жьей помощью, проблема, которая кажется Вам сейчас столь грандиозной, будет решена. Вам совершенно не о чем беспокоиться. Пребывайте в радости, и тогда Вы сможете исполнить сказанное в Писании: «Служите Г‑споду в радости» Теилим, 100:2.
.

Желаю Вам кошерного и радостного Песаха, здоровья и счастья, отныне и впредь. Жду от Вас хороших новостей в самое ближайшее время.

(Игрот кодеш. Т. 4. С. 255–256. Письмо 984)

9. «…в одной небольшой книге — она называется Танах — я прочел…»

22 ияра 5711 года (28 мая 1951)

Я исполнил Вашу просьбу об искуплении души и благословении, посетив святую могилу моего уважаемого тестя и учителя, где упомянул Ваше имя в связи со всеми Вашими нуждами. Он, несомненно, походатайствует за Вас и пробудит Б‑жественное милосердие по отношению к Вам и Вашей супруге — чтобы Вы наслаждались отменным здоровьем и телесным и душевным покоем. Тем более что, как Вы пишете, у Вас есть письмо от моего тестя с его святым благословением, чтобы Вы удостоились всего желаемого на своем жизненном пути.

Вы пишете, что страдаете от болезни, хотя не уточняете, от какой именно, а также о том, что в любой момент у Вас может случиться сердечный приступ и т. д. (Лично мне кажется, что это не так и что, прошу прощения, это сильное преувеличение.) Вы также пишете, что от нашего Отца Небесного Вас отделяет «железная завеса», что от Ваших молитв и добрых дел нет никакого толку и т. д.

Вне всякий сомнений, Вы и сами понимаете, что все это не более чем пустые фантазии. Ибо если бы такая условная «железная завеса» действительно существовала, то ведь наши мудрецы ясно и недвусмысленно говорят нам: «Даже железный занавес не сможет отделить сынов Израиля от Отца Небесного» Псахим, 85б. .

Это справедливо и в отношении Вашего утверждения, что ни от Ваших молитв, ни, особенно, от пожертвований на благотворительность нет никакой пользы. Знаете, в одной небольшой книге — она называется Танах — я прочел: «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Г‑сподь Воинств: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?» (Малахи, 3:10). То же самое относится и к молитве, как это разъясняется в многочисленных высказываниях наших мудрецов.

В трудах хасидских наставников сказано, что такова одна из уловок дурного начала, вознамерившегося низвергнуть человека в уныние. И если даже к унынию, порождаемому духовными причинами, следует относиться очень осторожно, то тем более нельзя терзаться из‑за материальных забот, поскольку хуже этого ничего быть не может.

Поэтому Вам следует настойчиво укреплять Ваше доверие к принципам, в которые верит весь наш народ, включая самых легкомысленных его представителей, и помнить, что Святой, благословен Он, не только сотворил этот мир, но и управляет им, не только в прошлом, но и прямо сейчас, ежедневно и ежечасно. Это относится не только к мирозданию в целом, но и к любому из его элементов, то есть к каждому из нас. Также нам известно, что Всевышний является высшим Благом. Поэтому нет никаких сомнений, что в конечном счете Вы своими собственными глазами увидите, что все к лучшему, включая ту конкретную форму блага, в которой проявится Б‑жественное провидение в Вашем случае. Однако для этого необходимо укрепить свою связь с Б‑гом Живым: выделить время для регулярного изучения Торы, которую называют Учением жизни; как можно чаще обращаться к Нему с молитвой; и наконец, скрупулезнее соблюдать заповеди и прежде всего — заповедь о благотворительности, ибо «на пути благотворительности — жизнь, и по направлению ее стези — бессмертие» Мишлей, 12:28.
.

Надеюсь, что в самое ближайшее время Вы сообщите мне об улучшении своего материального положения, а также об улучшении Вашего духовного состояния: о том, что Вы более не помышляете об отделяющей Вас «завесе» и т. д., и о том, что Вы прилагаете все необходимые усилия, чтобы исполнить заповедь «служите Г‑споду в радости» Теилим, 100:2.
.

Вместе с письмом посылаю Вам недавно опубликованный текст моего выступления на Лаг ба‑омер. Вам следует изучить его серьезно и вдумчиво.

В ожидании хороших новостей.

(Игрот кодеш. Т. 4. С. 292–293. Письмо 1019)

 

10. «Ваша проблема — маловерие, а лекарство — изучение “Врат упования”»

9 сивана 5711 года (13 июня 1951)

Ваше письмо от 25 ияра пришло только сейчас. Не сомневаюсь, что Вы уже давно получили буклет и текст моего выступления вместе с моим письмом. В должное время я упомяну Ваше имя и имя Вашей супруги на святой могиле моего достопочтенного тестя.

Скажу Вам то, что уже говорил неоднократно: я решительно не понимаю Вашей меланхолии и отчаяния. Поскольку «даже надзиратель колодца назначается Свыше» Бава батра, 91б.
, очевидно, что раввин, возглавляющий еврейскую общину, должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Еще более очевидно, что идеи, вызывающие у Вас меланхолию и отчаяние, являются порождением «другой стороны» «Другая сторона» («ситра ахра») в еврейской традиции обозначает силы зла и скверны.
, или, если воспользоваться терминологией моего достопочтенного тестя, «уловками хитреца» Так рабби Шнеерсон называл дурное начало.
. Соответственно, каждый раз, когда Вы предаетесь подобным размышлениям, имейте в виду, что они ведут свое начало из чертогов «другой стороны», и о таких мыслях сказано: «И как только она [дурная мысль] поднимается к мозгу, средний отгоняет ее обеими руками и сейчас же от нее отвлекается, лишь только вспомнит, что эта мысль дурная. Воля его не принимает этой мысли даже в виде добровольного помышления» Танья, Ликутей амарим, 12.
.

И это сказано обо всех и каждом, поскольку «ступень среднего доступна каждому человеку, и каждый должен к ней стремиться» Там же, 14.
. (И нет противоречий между словами «Таньи», где в одном месте сказано, что «любой человек может быть средним в любое время и в любой час» Там же.
, а в другом месте — что «средний никогда в своей жизни не совершил греха и никогда не совершит» Там же, 12. Очевидно, что есть очень мало людей, о которых «в любое время и час» можно сказать, что они никогда не грешили.
. Имеется в виду, что, когда человек достиг духовного уровня среднего, в его жизни нет места греху, ни в прошлом, ни в будущем. На сегодня об этом достаточно.)

Из вышесказанного понятно, что мне было очень неприятно прочесть в Вашем письме, что Вы подыскиваете себе другое место работы. Вы должны оставаться на своем нынешнем посту и твердо уповать на то, что Святой, благословен Он, наставит Вас на путь истины Ср. Берешит, 24:48: «И преклонился я, и поклонился Г‑споду, и благословил Г‑спода, Б‑га господина моего Авраама, который навел меня на путь истины».
и благословит Ваш святой труд, дабы Вы преуспели. Если же у Вас возникают сомнения, то так проявляется не столько Ваше разочарование в своих способностях, сколько неверие в Его всемогущество. Лекарство от этого — изучение книги «Обязанности сердец», а если брать шире — Вам следует припасть к Древу Жизни, то есть изучать хасидское учение и регулярно участвовать в традиционных хасидских застольях. В наше время дружеские собрания хасидов помогают евреям поддерживать друг друга; там они повышают свою духовную чувствительность и наполняются подлинно хасидской радостью, а именно: радуются сами и радуют других.

Поскольку недавно Вы переехали в новую квартиру, там следует организовать настоящее хасидское застолье, как в старые добрые дни, когда хасиды могли говорить искренне, не задумываясь над тем, что скажут другие, или над измышлениями его собственной левой и правой стороны Соответственно, доброе и дурное начало.
. Хасид знал одно: что хасидское застолье, где можно услышать рассуждение о хасидском учении, меткое хасидское слово или поучительную историю о ком‑то из наставников, просветляет человека, а как известно, «немного света разгоняет большую тьму» Цеида ла‑дерех, 12.
.

И последнее: зачем нам вообще думать о тьме? Подумаем лучше о свете — особенно сейчас, накануне дарования первых скрижалей Завета Письмо написано за два дня до Шавуот, праздника дарования Торы.
, о которых наши мудрецы говорили: «“И скрижали эти были делом Б‑жьим, а письмена — письмена Б‑жьи, начертанные (‘харут’) на скрижалях” (Шмот, 32:16). Читай не: “харут”, а: “херут” (свобода)» Пиркей авот, 6:2.
.

Дай Б‑г, чтобы Ваше новое жилище послужило подтверждением слов мудрецов: «Поменял место жительства — поменял судьбу» Рош а‑Шана, 16б.
и чтобы Ваша судьба изменилась к лучшему. Пусть Ваш дом будет теплым и счастливым, устроенным по слову Писания: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет» Мишлей, 6:23. . Пусть он будет полон светом Торы, т. е. учением хасидизма и хасидскими обычаями. И, как уже было сказано, время от времени Вам следует устраивать хасидские застолья.

Жду добрых новостей об улучшении Вашего настроения.

(Игрот кодеш. Т. 4. С. 318–319. Письмо 1042) 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Все в руках Небес

Вы удостоились священной миссии быть духовным лидером и наставником солдат, находящихся под Вашим влиянием, то есть, во‑первых, укреплять их дух, дабы они твердо верили, что победа будет за нами, и не испытывали страха перед врагом; а во‑вторых, убеждать их быть твердыми в своей вере и прилагать все усилия, чтобы, насколько это возможно, соблюдать Тору и заповеди.

Благословение и мир

Что лежит в основе любви и преданности двух близких друзей, мужа и жены или детей и родителей? Разумеется, не тело, которое не более чем плоть, кости и внутренности, но душевные качества, то есть подлинная сущность человека. Именно свою суть человек сообщает ближним посредством тела и органов. С помощью глаз, ушей, рук, органов речи мы выражаем свои мысли, чувства и душевные качества. Очевидно, что именно душа, а вовсе не плотские средства выражения, составляет наше подлинное «я».