Все в руках Небес
Часть I. Письма
1. Будьте наставником всех солдат, находящихся под Вашим влиянием
Зима 5704 (1944)
Не сомневаюсь, что Вы своевременно получили все печатные материалы, которые мы Вам послали . Мы уверены, что они будут Вам полезны, прежде всего, для укрепления духа Торы (которую называют Учением жизни) и еврейства. Поскольку речь идет о солдатах, это придаст им мужества, а также укрепит их упование на Всевышнего. Разумеется, Вам известно, что в любое время мы готовы сделать все возможное, чтобы помочь Вам в этом деле. Вы же, не сомневаюсь, дадите нам знать, когда для этого представится благоприятный случай.
Вы удостоились священной миссии быть духовным лидером и наставником солдат, находящихся под Вашим влиянием, то есть, во‑первых, укреплять их дух, дабы они твердо верили, что победа будет за нами, и не испытывали страха перед врагом; а во‑вторых, убеждать их быть твердыми в своей вере и прилагать все усилия, чтобы, насколько это возможно, соблюдать Тору и заповеди. Ибо Г‑сподь, Б‑г воинств, пребывает среди них, постоянно следит за ними и видит все их поступки. Поэтому их лагерь должен быть свят. Ибо сказано в Торе: «Когда выступишь станом против врагов твоих, то берегись всего дурного… Ибо Г‑сподь, Б‑г твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать тебе врагов твоих; пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя чего‑либо срамного и не отступил от тебя» (Дварим, 23:10, 15).
(Игрот кодеш. Т. 1. С. 220. Письмо 124)
2. Усилия с целью создать «сосуд» естественными средствами не противоречат идее упования
2 кислева 5707 (1946)
Отвечая на Ваши вопросы:
1. Что касается идеи упования (битахон) и необходимости создать «сосуд» . Вы пишете, что слышали, будто праведники не нуждаются в таком «сосуде». Соответственно, Вы недоумеваете, почему Аврааму пришлось прибегнуть к хитрости, когда он просил жену: «Скажи же, что ты мне сестра» (Берешит, 12:13) .
На это мы отвечаем: очевидно, что, как правило, помимо упования, необходимо также создать «сосуд». Писание и Талмуд изобилуют примерами, подтверждающими этот постулат. Поэтому идея о том, что человек обязан прикладывать усилия с целью создать «сосуд» в соответствии с естественным порядком вещей, не противоречит идее упования на Всевышнего. Ибо Святой, благословен Он, на которого мы уповаем, сказал нам, что Он благословит нас, когда мы будем «делать, а не сидеть сложа руки»!
Из этого следуют два вывода:
А. Использование «сосуда», а также причина, по которой мы делаем «сосуд», связаны исключительно с тем, что так повелел Всевышний. Соответственно, если человек считает, что этот «сосуд» может быть полезен сам по себе, он пренебрегает упованием.
B. Нам заповедано делать только то, что мы можем сделать, ибо «Святой, благословен Он, не проявляет к Своим созданиям произвола» . Соответственно, если в какой‑то момент человек не в силах создать «сосуд», это свидетельствует о том, что Милосердный освободил его от соответствующей обязанности. Это не должно ослаблять упования, и просьба такого еврея будет услышана.
Правда, остаются еще два вопроса, требующие ответа:
1) Почему нам велено создать «сосуд», если, как уже было сказано, сам по себе «сосуд» не приносит ни пользы, ни вреда?
2) Что произойдет, если не удалось создать «сосуд»?
Что касается первого вопроса, то в учении хасидизма он разъясняется следующим образом: в силу глубочайшей Б‑жественной мудрости Б‑жественная энергия, пребывающая в горних мерах и предназначенная для материального мира, должна быть получена естественными средствами — «одеяниями». Соответственно, человек, созданный по образу и подобию Б‑жьему, должен создать себе таковые «одеяния» — например, найти ремесло, которое будет его кормить. Подробнее см.: Кунтрес у‑мааян, 25. Также см.: Бахья Ибн‑Пакуда. Обязанности сердец: Врата раскаяния, 3 (в частности, эссе «И не вспомнил начальник виночерпиев»). Здесь же не место раскрывать эту тему более развернутым образом.
Что же касается второго вопроса, относительно того, кто не делает «сосуд», хотя может это сделать, мудрецы говорили: «Пусть человек никогда не подвергает себя опасности в надежде, что ради него сотворят чудо, ибо может случиться, что не сотворят ради него чуда» . В подобном случае «упование» не только не оправданно, — напротив, человек будет за него наказан, ибо подвергает опасности свою душу понапрасну. Кроме того, «если и сотворят, то вычтут из его заслуг» , и к тому же такой человек досаждает Творцу .
Даже если речь идет об истинных праведниках, чьи души, заключенные в телах, пребывают на уровне мира Ацилут , — несмотря на их высочайший статус, они все равно подчиняются земным законам материального мира. А в этом мире, как было сказано выше, поток Б‑жественной энергии нуждается в естественном канале. Поэтому даже праведники должны создавать «сосуды».
Правда, есть и другие праведники, прилепившиеся к Б‑гу так крепко, что на эту связь не влияют никакие мирские проблемы. Поэтому, даже когда они занимаются мирскими делами, они все равно воистину пребывают с Творцом. Поскольку, несмотря на занятие мирскими делами, мир для них ничего не значит, у них нет необходимости в «сосудах».
Как разъясняется в книге «Торат Хаим», в разделе «Росток плодоносный Йосеф», а также в эссе «И запряг Йосеф», праотцы такого уровня не достигли. Поэтому они были пастухами, что позволяло им максимально удалиться от мирских дел. Потому праотец Авраам поступил так, как сказано выше, а Яаков, ожидая встречи с Эсавом, прибег к различным уловкам . Однако Йосеф достиг наивысшего уровня, и ему не нужно было создавать никаких сосудов — более того, он был наказан, когда это сделал .
Возникает вопрос : почему Йосеф был наказан за то, что попытался выйти из заключения подобным образом? Ведь, как уже было сказано, Яаков использовал самые разные приемы и не был наказан. Как объясняют упомянутые источники, дело в том, что Йосеф достиг высочайшего духовного уровня [и, соответственно, не должен был полагаться на «сосуд»]. Мудрецы также задаются другим вопросом: почему Йосеф не боялся, что согрешит, — в отличие от Яакова, который этого боялся? И объясняет автор «Торат Хаим»: дело в том, что никакие мирские дела Йосефа не беспокоили, ибо он был гораздо выше всех мирских забот.
Также стоит отметить сказанное в эссе «И как предстала пред царем»: «Я видел сказанное от имени одного из великих людей, что когда человек попадает в беду, он должен уповать на Творца. Это значит, что ему не следует молиться о спасении или предпринимать какие‑либо действия, например окунаться в микву. Ему следует лишь уповать на Творца. И это подобно тому, как хранить молчание в качестве проявления величайшего самоуничижения». Это потрясающее утверждение.
И еще один важный момент. Есть пропитание, которое мы получаем как «хлеб из земли», а есть пропитание, которое мы получаем как «хлеб с Небес» . Но это имеет лишь самое отдаленное отношение к нашей теме .
(Игрот кодеш. Т. 2. С. 179. Письмо 256)