Послания Любавичского Ребе

Время утешать

Мендл Калменсон 16 января 2019
Поделиться

Вера, что добро сильнее зла

Трудно сохранять оптимизм в то время, когда по всему миру бушует террор. Напротив, вполне логично предположить, что мы вступили в очень опасную эпоху. Это беспокойство многократно возрастает в связи с тем, что мы живем в эру высоких технологий и коммуникаций, превративших земной шар в одну большую деревню. Террор приобрел столь разнообразные формы, террористические акты отличаются такой креативностью и дерзостью, все эти ужасы происходят все ближе к нашему дому — словом, трудно не задуматься: «Есть ли в мире хоть одно место, где мы можем чувствовать себя в безопасности? Неужели силы зла берут верх, а человечеству уготована гибель?»

Как свидетельствует следующая история, Ребе неизменно подчеркивал, что в конечном счете победа достанется не тем, кто физически сильнее, а тем, кто праведнее. Ибо история многократно свидетельствовала, что рано или поздно добро и справедливость обязательно восторжествуют.

27 июня 1975 года палестинские и немецкие террористы захватили самолет компании «Эр Франс», следовавший рейсом Париж–Тель‑Авив, и угнали его в Уганду, в аэропорт Энтеббе. Воздушные пираты отделили еврейских пассажиров от всех остальных и угрожали, что убьют их, если их требования не будут выполнены. Чтобы выиграть время, израильское правительство предложило начать переговоры. Неделю спустя мир потрясло сообщение, что все заложники освобождены и благополучно вернулись домой в результате блистательной, смертельно опасной операции израильского спецназа, проведенной в 2500 милях от базы.

Две недели спустя, выступая перед хасидами, Ребе говорил о важном уроке, который нужно извлечь из этой фантастической спасательной операции:

 

Время от времени нам предоставляется возможность своими глазами увидеть, что и в материальном мире качество побеждает количество… Это заставляет вспомнить недавние достойные изумления события, которые потрясли весь мир. Естественно, я имею в виду чудесное спасение еврейских заложников из лап смерти и их благополучное возвращение в цивилизованные страны.

Казалось совершенно немыслимым, что это можно сделать. Однако мы видели своими глазами, что качество победило количество. Численно враг многократно превосходил спасательные силы — и в самом аэропорту, и тем более если учесть вражеские силы в тех странах, над которыми [израильским самолетам] нужно было пролететь, чтобы освободить заложников и вернуться в Святую землю.

То же самое произошло в ходе самой операции. Дело было не в численности; не количество бойцов или оружия решило, кто победит. Напротив, отряд, в котором было меньше людей и оружия, одержал победу. Именно «качество» освободителей одолело «количество» похитителей.

Более того. Что касается освободителей — их собственное «качество» победило «количество». С точки зрения «количества» — материальных соображений — ни один из них не должен был согласиться участвовать в операции. То, что они сделали, шло вразрез с природой тела, с основополагающим инстинктом самосохранения, который в нормальной ситуации должен был удержать человека от участия в подобной операции. Однако, поскольку в конечном счете возобладали духовные соображения — вернее, духовный инстинкт, который сильнее любых соображений, — они сделали то, что сделали Сихот кодеш, 5736. Т. 2. С. 413–415. В ходе того же выступления Ребе назвал еще одну причину, почему спасательная операция оказалась успешной: «Когда они приземлились в аэропорту, они смогли победить, поскольку пренебрегли всеми условностями… Обычно Израиль прибегает к стандартным дипломатическим процедурам, консультируется с так называемыми союзниками — включая и тех, кто точно не является нашими союзниками, — и лишь потом объявляет, что у нас есть достаточно оружия и войск, что кабинет одобрил такую‑то операцию… Однако в данном случае мы победили, поскольку пренебрегли всеми соображениями времени и пространства, мнением “союзников” и даже основными инстинктами участников операции… И в результате победили». .

В то время как средства массовой информации постоянно кричат, что мир катится в пропасть, а вокруг торжествуют жестокость и сила, очень важно помнить, что добро, как бы маловероятным это ни казалось, в конце концов обязательно победит.

Возвращение после операции «Энтеббе», аэропорт Бен‑Гурион Фото: Миха Бар Ам. 1976

Трагедия как призыв к действию

Несмотря на свой оптимистический взгляд на мир как на Б‑жественный сад, Ребе никогда не закрывал глаза на то, что время от времени наш мир гораздо больше напоминает джунгли. Поэтому он неизменно настаивал, что наша реакция на трагедию, ставшую следствием сознательных человеческих поступков, должна предполагать конкретные шаги по исправлению морально‑нравственного состояния общества.

В понедельник 30 марта 1981 года, на шестьдесят девятый день своего пребывания у власти, когда президент США Рональд Рейган выходил из вашингтонской гостиницы «Хилтон», где он выступал с речью перед делегатами федерации профсоюзов, на него было совершено покушение. Пуля застряла в легком, однако благодаря надлежащему лечению президент быстро поправился.

15 апреля того же года, во время большого собрания в честь его дня рождения (по еврейскому календарю 11 нисана), Ребе упомянул о недавнем покушении на президента и поделился с несколькими тысячами собравшихся следующими мыслями:

 

Как могло случиться, что этот человек совершил поступок, противоречащий здравому смыслу? Принято утверждать, что корень преступности — бедность, которая ожесточает душу, а это, в свою очередь, порождает желание отомстить… Однако в данном случае человек, совершивший покушение, вовсе не был беден. Напротив, он вырос в богатстве Джон Хинкли, совершивший покушение, вырос в обеспеченной семье — его родители владели нефтяной компанией Hinckley oil company.
и, судя по всему, у него было все. Поэтому тем, кто настаивает, что бедность — причина преступности, мы можем сказать, что этот случай наглядно свидетельствует, что корень столь возмутительных поступков — не в экономическом положении, а в чем‑то ином.

Где же следует искать этот корень? Данное преступление указывает нам направление: образование.

Как мы знаем, по закону школьное образование является обязательным. Но какова философия системы государственного образования. Чего ждут от школы? Передачи знаний, а вовсе не того, что она станет формировать, воспитывать или развивать внутреннее «я» ребенка; что она станет учить добродетелям и признает: из всего, чему учат в школе, самое главное — научить творить добро Сихот кодеш 5741. Т. 3. С. 107–109. См.: www.chabad.org/ 968186.
.

 

В ходе этого выступления Ребе высказал мнение, которое отстаивал неоднократно, например в письме вице‑президенту США Уолтеру Мондейлу, написанном 9 швата 5739 (26 февраля 1979) года:

 

Образование в целом не должно сводиться к приобретению знаний и подготовке к будущей карьере, или, как принято говорить, чтобы «жить лучше». Необходимо думать о «лучшей жизни» не только отдельных лиц, но и общества в целом. Поэтому образовательная система должна уделять больше внимания воспитанию характера, с упором на морально‑нравственные ценности.

 

Еще более ясно и недвусмысленно Ребе высказал эти мысли в письме израильскому армейскому раввину бригадному генералу Исраэлю Драйзину, написанном в 1987 году:

 

Премного благодарен за хорошие новости, особенно касающиеся ваших многочисленных бесед и лекций, посвященных семи заповедям потомков Ноаха Законы, которые, согласно еврейской традиции, должны соблюдать неевреи. См.: Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях и войнах, 9:1–3: «Шесть заповедей получил первый человек (Адам): запрет поклоняться идолам, запрет проклинать Б‑га, запрет убийства, запрет прелюбодеяния, запрет грабежа и повеление поставить справедливый суд». Дополнительной заповедью, полученной Ноем, стал запрет есть мясо живого животного, как сказано: «Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте» (Бытие, 9:4). Таким образом, получилось семь заповедей.
, а также того факта, что они были приняты хорошо и даже с энтузиазмом. Я очень рад, что Вы намерены говорить об этом и дальше.

Думаю, нет необходимости объяснять всю важность «продвижения» этих семи заповедей среди неевреев. В наши дни не нужно обладать богатым воображением, чтобы понять: если бы «потомки Ноаха», то есть народы мира, индивидуально и коллективно соблюдали эти заповеди, трагедии, подобные Холокосту, были бы решительно невозможны Письмо, датированное кануном субботы, когда в синагогах читают недельную главу «Берешит» (31 октября 1986 года). См.: www.chabad.org/2021482.
.

 

В 1964 году известный американский писатель Харви Свадос получил у Ребе личную аудиенцию. В ходе беседы речь зашла о недавно вышедшей книге Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», в которой она обвинила еврейское руководство времен Катастрофы, что оно закрывало глаза, не желая видеть чудовищных планов нацистов. Ребе придерживался иной точки зрения, подчеркивая, насколько трудно оставаться честным и принципиальным в условиях тоталитарного режима: «Чудо, что было хоть какое‑то сопротивление, хоть какая‑то организация, хоть какое‑то руководство».

Свадос спросил Ребе, полагает ли тот, что Катастрофа не была единственным и уникальным событием еврейской истории и что она может повториться. Рабби Шнеерсон ответил без колебаний: «Да хоть завтра утром».

«Почему вы так уверены, что этот ужас может повториться?» — спросил Свадос.

Тогда, по словам писателя, Ребе приступил к анализу массовых германских убийств. Он не говорил загадками, не касался немецкого национального характера и его предполагаемой склонности к антисемитизму. Напротив, он настаивал, что законопослушность немцев, их привычка беспрекословно выполнять приказы, даже самые чудовищные, является культурным феноменом, возникшим в результате сознательного воспитания на протяжении нескольких поколений См.: www.chabad.org/61921. Стоит отметить, что в данном случае Ребе высказал весьма необычную для него мысль, поскольку он неоднократно утверждал, что Холокост никогда не повторится. С чем это связано, довольно понятно. О том, что Б‑г никогда не допустит, чтобы на евреев вновь обрушился столь страшный удар, Ребе говорил в теологическом контексте. Однако со Свадосом разговор шел не о богословии, но об истории и человеческой природе; о том, сколь ненадежно общество, не признающее высших морально‑нравственных авторитетов. . Рабби Шнеерсон имел в виду, что общество, не прививающее своим гражданам веру в Высшую силу, которая требует от человека праведности и нравственного поведения, всегда готово осуществить геноцид, окажись в его руках необходимая военная сила.

Ребе полагал, что трагические случаи в жизни человека являются призывом к раскаянию. Аналогичным образом он относился и к национальным, и глобальным трагедиям, являющимся делом рук человеческих — по его мнению, это был призыв к обществу заново обдумать свои идеалы и политику. Больше всего Ребе беспокоило воспитание молодежи, которое, по его мнению, обязательно должно было включать формирование характера и нравственное воспитание, чтобы общество оставалось здоровым и безопасным. С помощью правильно налаженного образования, считал рабби Шнеерсон, можно превратить наш мир из джунглей в цветущий сад. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Время утешать

Не рассматривая Холокост с его чудовищными потерями и разрушениями в качестве основы и ключевого момента национальной идентичности, сознательно убрав его из фокуса, Ребе, разумеется, не пытался обесценить эту страшную трагедию. Его задача была в другом — принять меры, чтобы эта трагедия не стала единственной призмой, сквозь которую еврей смотрит и оценивает свое прошлое, настоящее и будущее.

Время утешать

Пусть каждый построит новый дом на том же самом месте, где он стоял до пожара, ибо заслуги общины превосходят заслуги отдельных евреев и могут свести в мир больше Б‑жественных благ. И пусть каждый поможет соседу, а Всевышний даст вам сил и благословит вас во всех ваших начинаниях. В Б‑жественном миропорядке катастрофа нередко прокладывает путь к новым успехам и процветанию, превосходящим все, что было прежде. Это особенно верно, если нам удается преобразовать место трагедии, ибо, согласно учению хасидизма, тьма является не самостоятельной силой, но агентом света

Время утешать

Молчание бывает разным. Иногда молчат, потому что нет слов. Иногда — чтобы не произнести то, что говорить нельзя. И наконец, бывает молчание, означающее близость и сопричастность. Такое молчание громче любых слов. Оно возникает из ощутимых чувств, вызванных самим фактом присутствия.