Читая Тору

Выбрать правильную дистанцию. Недельная глава «Ваигаш»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 18 декабря 2023
Поделиться

«Что делать дикобразам зимой?» — задумался Шопенгауэр. Если дикобразы слишком тесно прижмутся друг к другу, то они поранят друг друга своими иголками. А если разбредутся слишком далеко — замерзнут. Для дикобразов жизнь — тонкий баланс между сплоченностью и отстраненностью. Нащупать правильную дистанцию нелегко, ошибиться с дистанцией — опасно. Так обстоит дело и у людей.

Этот принцип объясняет огромную мощь того слова, которое стало названием нашей недельной главы: «Ваигаш», «И он подошел близко».

«Тогда подошел к нему близко Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова: «Подошел к нему Йеуда». — Примеч. перев. Йеуда и сказал: “Позволь, мой господин, рабу твоему молвить слово перед моим господином. Не гневайся на [меня], раба твоего, ведь ты — что фараон!”» (Берешит, 44:18).

Йеуда, возможно, впервые в жизни подошел близко к своему брату Йосефу. Разумеется, Йеуда не знает, что этот человек — Йосеф: такова ирония ситуации. Но одного этого шага — того факта, что Йеуда подошел близко к Йосефу, — хватило, чтобы растопить лед: вся опасливость, все защитные психологические механизмы Йосефа испарились, и, словно бы не в силах сдержаться, он наконец‑то открывается братьям: « — Я Йосеф! — сказал Йосеф своим братьям. — Неужели мой отец еще жив?» (Берешит, 45:3).

Отчего мы уверены, что слово «ваигаш» — ключевое? Дело в том, что оно резко контрастирует с другим стихом, который помещен выше, на много глав и много лет раньше: «Они приметили его издали и, пока он приближался к ним, замыслили его убить» (Берешит, 37:18).

В самом начале этой истории, когда отец послал Йосефа выяснить, все ли благополучно у его братьев на пастбище, братья приметили его издали, когда их разделяло огромное расстояние. Вообразите эту сцену. Они не могут разглядеть его лицо. Все, что они видят, — его одежду с богатой отделкой, «разноцветную рубаху», которая колет им глаза, беспрестанно напоминая, что Йосефа отец любит, а их — нет.

Издали мы не видим в людях людей. А когда мы перестаем видеть людей в людях, когда они обращаются для нас в символы, объекты зависти или ненависти, возможны очень нехорошие поступки. Вся трагедия Йосефа и его братьев объяснялась слишком большой дистанцией между ними. Они во всем были чересчур далеки друг от друга.

Поэтому лишь после того, как Йеуда подошел к Йосефу близко — «ваигаш», лед между ними растаял, и они стали братьями, а не чужими друг другу.

Если дистанция слишком велика, мы замерзаем. Но если мы чересчур сблизимся, можем нанести друг другу раны. Об этом говорит история Яакова и Эсава. Посудите сами. Яаков купил у Эсава первородство. Украл благословение, которое предназначалось Эсаву. Переоделся Эсавом, напялив его одежду. Временно выдал себя за Эсава. Даже в тот миг, когда оба они явились на свет, Яаков хватко цеплялся за пятку Эсава.

И только когда они зажили врозь, держась друг от друга подальше — в те двадцать два года, проведенные Яаковом вдали от дома, у Лавана, — взаимоотношения наладились, раны зажили. И когда братья встретились вновь, Эсав, несмотря на страхи Яакова, обнял его и поцеловал, обошелся с ним, как с братом и другом.

Свеча для авдалы с серебряным подсвечником. 1940‑е

Слишком близко — раним друг друга. Слишком далеко — замерзнем.

Как же нам строить и поддерживать взаимоотношения, если выбрать правильную дистанцию трудно, а ошибиться с дистанцией — запросто?

Вот какой ответ дает Тора (он содержится уже в первой ее главе): следует сначала отделиться, а потом уже объединяться. В первой главе Берешит глагол «леавдил» («отделять») употреблен пять раз. Б‑г отделяет свет от тьмы, верхние воды — от нижних, море — от суши. Отделение — центральный принцип еврейского закона: священное отделено от мирского, чистое — от нечистого, разрешенное — от запретного. В иудаизме «кадош» («святой, священный») означает отделенность. Освятить — значит отделить. Почему? Потому что, когда мы отделяем одно от другого, мы упорядочиваем мир. Преодолеваем хаос. Расставляем всех и вся по местам, выделяя всякой вещи и живому существу отдельное пространство. Я — это я, а не ты. Ты — это ты, а не я. Когда мы станем уважать наши различия и дистанцию между нами, мы сможем объединиться, не причиняя вреда друг другу.

Самый красивый символ этой проблемы и ее решения — обряд авдала в конце шабата, особенно авдальная свеча. У такой свечи фитили отделены друг от друга, но, когда они горят, их пламя сливается воедино. То же самое происходит между мужем и женой. То же самое происходит между родителем и ребенком. То же самое происходит — или должно происходить — между братьями и сестрами.

Слишком большая дистанция — вот что испортило отношения между Йеудой и Йосефом. Ваигаш, шаг Йеуды к Йосефу, — вот что привело к их восстановлению.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Ваигаш». Рефрейминг

«Мы, прошедшие через концлагеря, можем вспомнить людей, которые, идя по бараку, утешали других, отдавали им свой последний кусок хлеба. Возможно, таких людей было немного, но их существование доказывает: у человека можно отнять все, кроме последней из его свобод: самому выбирать, как относиться к любым внешним обстоятельствам, самому выбирать свой собственный путь»

Недельная глава «Ваигаш». Зарождение прощения

Иудаизм — главным образом этика вины, и это противопоставляет его большинству других систем мировоззрения, поскольку те представляют собой этику позора. Одно из коренных отличий: позор «прилипает» к человеку, а вина — к поступку. В культурах позора человек, совершивший что‑то дурное, как бы запятнан, отмечен клеймом, покрыт скверной. В культурах вины дурным считается не человек, а его поступок, не грешник, а грех. Человек сохраняет свою сущностную ценность. А вот поступок надо каким‑то образом исправить. Поэтому в культурах вины есть процессы покаяния, искупления вины и прощения.

Недельная глава «Ваигаш». Нежданный лидер

Лидеры совершают ошибки. Менеджеры следуют определенным правилам, но лидеры оказываются в таких ситуациях, когда правил не существует. Вы немедленно объявите смертельному врагу войну, в которой будут гибнуть люди, или воздержитесь от такого шага в надежде сохранить мир, но рискуя тем, что враг приумножит свою военную мощь и в результате погибнет еще больше народу? Такая дилемма стояла перед Чемберленом, и он ошибся, делая свой выбор, а Черчилль был прав, что стало ясно только в 1939 году.