Слово раввина

В ответе за себя, в ответе за других

Берл Лазар 6 апреля 2021
Поделиться

Мы живем в такое время, когда все очень заняты. Все жалуются, что времени не хватает. Казалось бы, с чего вдруг? Ведь вокруг масса всякой умной техники, которая взяла на себя главную работу и экономит нам уйму времени.

Увы, проблема не в технике, а в нас самих. Потребительская цивилизация прививает нам культ «успешности» — надо все время заботиться о своих делах, о карьере, о расширении бизнеса или должностном росте. И люди бегут, бегут, бегут… а цель все отодвигается, отодвигается…

Верующему человеку в такой ситуации легче: он знает, что надо делать не то, чего хочешь сам (точнее, чего нынешняя мода убеждает тебя хотеть), а то, чего от тебя хочет Б‑г. И думать не только о собственном успехе, но об успехе того дела, которого хочет Б‑г. А если для успеха этого дела нужно участие многих — следует подключать людей к Б‑жьему делу! В мире бизнеса это называется «умение делегировать» — не стараться все сделать самому, а подключать других людей и организовывать их работу ради успеха предприятия.

Есть притча о царе, который решил проложить дорогу, чтобы людям было легче добираться из провинции в столицу. Собралась бригада рабочих, и принялись за дело. Но один из них явился со всеми своими друзьями и знакомыми! Работа долгая, объяснил он, а дело нужное: чем быстрее справимся, тем лучше. Остальные члены бригады были недовольны, что придется делить премию за труд неизвестно с кем, — но, когда дорога была проложена в кратчайшие сроки, царь обрадовался и увеличил награду!

Именно об этом наша сегодняшняя мишна: «К тому, кто помогает многим обрести заслугу, никакой грех не пристанет, но для того, кто многих ввел во грех, не будет возвращения к Б‑гу. Моше сам был добродетелен и многих вывел на путь добра, а потому заслуги этих людей возведены ему в заслугу, как сказано: «Справедливость Г‑спода исполнил и суд Его с народом Израиля». А вот Йеровам бен Неват и сам грешил, и других вводил во грех, а потому их грехи зачтены также и ему, как сказано: «За грехи Йеровама, что сам грешил и народ Израиля в грех вовлек»».

Здесь речь не только о том, как организовать работу, но и о воспитании детей, о строительстве крепкой семьи, об отношениях с соседями… В обществе у человека два варианта поведения — помогать или самоустраниться. Мишна однозначно говорит: помогай! Это то, чего от тебя хочет Б‑г, — забота о детях Б‑жьих. И если ты «помогаешь обрести заслугу» многим, как Моше‑рабейну, ты будешь все успевать в жизни, потому что Б‑г даст тебе и силы, и время.

Мало того, если ты помогаешь ближним делать добро, к тебе самому грех не пристанет: это тебе награда от Б‑га за их добрые дела, как было у Моше. И, что не менее важно, то, что ты творишь добро, устанавливает для тебя правильную шкалу приоритетов, то есть ориентирует тебя самого не грешить.

Если же человек занимается только своими делами, своими интересами, он быстро становится жертвой дурного начала, толкающего его на путь греха. На этот счет есть известная притча о р. Элимелехе из Лиженска, который всю жизнь учил евреев, как верно следовать путями Торы. Раз явился к нему его собственный «йецер а‑ра» и предложил сделку: дескать, оставь других их собственной судьбе, а я за это оставлю в покое тебя. Раввин ответил: «Если ты мне мешаешь, когда я забочусь о других, могу себе представить, с какой силой ты примешься вредить мне, когда я останусь один!»

А уж тем, кто поощряет ближнего ко греху, вообще спасения нет. Мы знаем, что каждый может раскаяться во грехе, встать на правильный путь и вернуться к Б‑гу. Но тот, кто поступает, как царь Израиля Йеровам — а он, как мы знаем из святых книг, запретил своим подданным ходить на молитвы и праздники в Иерусалимский храм, поскольку тот находился под властью царя Иудеи Рехавама, — несет на себе не только собственный грех, но и грехи тех, кого он соблазнил на зло. А исправить чужие грехи невозможно.

В заключение еще одна история о воздаянии Г‑споднем за помощь другим. Был человек в стране Израиля, которого звали Нехунья‑колодезник. Много лет он копал колодцы вдоль дорог в Иерусалим, чтобы евреи, которые идут молиться в Храм, не страдали от жажды. И вот однажды его дочь вышла из дому — и пропала. Нехунья бросился к верховному раввину, рабби Ханине: просил молиться за спасение ребенка. А раввин ему в ответ: успокойся, она вернется живая. И действительно, только вышел Нехунья от раввина — а дочь его уже стоит на пороге! Оказывается, она по неосторожности упала в один из вырытых отцом колодцев, но подошли паломники и вытащили ее. «Ребе, как вы узнали заранее, что опасности нет?» — воскликнул изумленный землекоп. «Очень просто, — ответил рабби Ханина, — не может быть, чтобы дочь пострадала от добрых дел отца».

Если человек помогает окружающим идти путем добра, Б‑г всегда поможет ему в трудную минуту.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Смотреть вверх — и подниматься вверх

Нынешней ситуации идеально соответствует сегодняшняя мишна: «Четыре типа идущих в дом учения. Тот, что идет, но не делает, его награда за то, что идет. Тот, что не идет, но делает — его награда за то, что делает. Кто идет и делает — хасид, праведник. Кто не идет и не делает — грешник».

Человек сам творец своего характера

Наши мудрецы знали о существовании проблемы еще две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна: «Есть четыре типа характера: вспыльчивый, но отходчивый, больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый, но неотходчивый — больше теряет, чем выигрывает; невспыльчивый и отходчивый благочестив, а вспыльчивый и неотходчивый — злодей».

Совершаешь поступок — подумай о последствиях

Верующий человек знает: в мире всё не случайно, а тем более такие события, как нашествие хищников, галут и эпидемии. Рамбам особо подчеркивает, что «вера в случайность — это жестокость»: если человек думает, что какие‑то вещи происходят случайно, он будет продолжать совершать ошибки вновь и вновь. А предыдущая и сегодняшняя мишна дополняют эту мысль: то, что происходит, не просто не случайно, но подчиняется принципу «мера за меру».