Слово раввина

Твой дом — твой Храм

Берл Лазар 24 февраля 2020
Поделиться

Сегодня каждый думает, как лучше выстроить свой дом. Сделать так, чтобы в доме всегда было тепло, все члены семьи чувствовали себя комфортно, родители правильно воспитывали детей, а дети приносили родителям много «нахес». Короче, чтобы наш еврейский дом был для нас источником радости, покоя и любви. Или, как мы говорим на свадьбе, «чтобы Б‑г радовал вас, как Адама и Хаву в раю».

К сожалению, на практике это получается не у всех и не везде. Порой ко мне приходят очень хорошие люди и жалуются: после работы им просто не хочется возвращаться домой! И я всякий раз отсылаю их к книге «Пиркей авот» — к мишне, где говорится о чудесах в Иерусалимском храме:

«Десять чудес совершены были для праотцев наших в Храме: ни у одной женщины ни разу не было выкидыша от запаха жертвенного мяса; жертвенное мясо ни разу не испортилось; ни разу не видели мухи на бойне; ни разу не осквернился первосвященник в Йом Кипур; ни разу не погасили дожди огня на жертвеннике; ни разу ветер не рассеял столб дыма; ни разу не находили порчи в омере, в двух хлебах и в хлебе, что клали на золотой стол; и люди стояли в тесноте, но когда поклонялись Б‑гу, было им просторно; и ни разу не принесли вреда змеи и скорпионы; и ни разу не сказал человек, что слишком тесно ему в этом месте, чтобы ночевать в Иерусалиме».

Конечно, сразу следуют вопросы. Какое отношение наша сегодняшняя жизнь имеет к чудесам в Храме? Ведь написано, что Б‑г делал эти чудеса праотцам нашим, а не нам. И почему Б‑г посылал чудеса вроде бы без нужды? Ведь мы знаем из святых книг, что Он дает чудо, чтобы спасти праведных, помочь народу Своему, а в остальных случаях, как говорится, «обходится законами природы». Наконец, если такая привилегия дана именно Храму — что нам с того? Ведь Храма сейчас нет.

На последний вопрос ответ самый простой. Наши мудрецы объясняют: помимо большого Храма в Иерусалиме, есть еще «малый Храм» — это каждый еврейский дом. По крайней мере, каждый еврейский дом должен стремиться к тому, чтобы стать «малым Храмом» для Г‑спода. Дом для нас — не просто крыша над головой, это святое место. В доме человек должен чувствовать, что рядом с ним присутствует наш общий небесный Отец.

Вспомните, когда Б‑г велел построить Храм, Он добавил: «…и Я буду пребывать в вас». Почему «в вас», а не «в нем»? Наши мудрецы объясняют, что в этих словах заключена великая мудрость и урок для всех поколений: Б‑г реально пребывает в каждом доме, в каждой семье, в каждом человеке. А когда человек понимает, что Б‑г в нем самом и рядом с ним, в его доме, — он и вести себя будет в этом доме, как подобает в присутствии Б‑га!

И еще одну важную вещь говорят наши мудрецы: все десять чудес Храма, о которых говорит мишна, показывают нам: мы заслуживаем чуда, когда делаем для Б‑га больше, чем заложено в нас природой. Храм — это место, где совершались жертвоприношения, то есть люди приносили что‑то, что они заработали, и отдавали во славу Б‑га. Одновременно Храм — это место, где собиралось великое множество молящихся: люди стояли тесно, им было неудобно, но они не думали о физических удобствах, они хотели быть ближе к Б‑гу, показать себя Б‑гу с лучшей стороны — со стороны добра. Поэтому и друг к другу они относились в Храме с любовью, уважением — и за это получали чудеса.

Есть известное высказывание Ребе из Коцка: «Как могло быть, что люди стояли тесно, но, когда поклонялись Б‑гу, было им просторно? Когда каждый стоит на своем — всем вместе тесно и неудобно; а когда все с любовью устремлены ко Всевышнему — всем просторно и удобно». Есть любовь — есть место для всех, и всем хорошо.

На этот счет есть хасидская притча. Один еврей пришел к Цемаху Цедеку с жалобой: дескать, в синагоге им пренебрегают, его мнения не слушают и ни во что не ставят. Ответ раввина был таков: «Поскольку ты всем навязываешь себя и свое мнение — тебя отталкивают. Лучше поступай, как все молящиеся: сиди тихо, говори без гордыни, тогда и к тебе будут относиться со всем уважением».

Эти слова возвращают нас к мишне о чудесах. В Храме люди чувствовали святость, вели себя скромно, относились друг к другу с любовью — и в результате заслужили чудеса. Это урок не только нашим предкам, но и нам сегодняшним, и всем поколениям: наш дом — наш «малый Храм»; будем вести себя, как в Храме, — Б‑г сделает так, чтобы в доме было просторно и покойно, чтобы в доме царила любовь.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Путь к счастью и душевному покою

Есть одна вещь, которая объединяет зависть, вожделение и честолюбие: во всех трех случаях речь о желании вещей, которые человеку не необходимы. Он видит, что какая‑то вещь есть у другого, и хочет ее для себя: вот зависть. Он желает чего‑то безмерно, забывая обо всем на свете: вот что такое вожделение. Он видит, что другому оказывают за что‑то почет, и требует такого же для себя, даже не имея к тому оснований. А что в результате? В результате человек лишается душевного покоя и нормальной жизни — что называется, «выходит из мира».

В ответе друг за друга

Мы хотим справедливости — а вокруг множество вещей, которые справедливыми назвать трудно. При этом мы знаем: все зависит от Г‑спода, без Его воли даже с дерева лист не упадет. Почему же Он допускает, чтобы праведник терпел неудачи, а грешник шел от успеха к успеху?

Не для денег живем, а для счастья

Как‑то к Ребе пришел один бизнесмен. Как живешь? — спрашивает Ребе. Бизнесмен принялся рассказывать о своих деловых успехах, о состоянии рынка, но Ребе его прервал: «Я тебя спросил не о том, как ты работаешь, а о том, как живешь!» Иными словами, при всей важности работы она — не самоцель. Цель жизни человека — не много денег, а много счастья.