Послания Любавичского Ребе

Трума: три части

28 февраля 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Глава «Трума» трижды напоминает сынам Израиля об их обязательных приношениях Б-гу. Как объясняют мудрецы, имеются в виду приношение, из которого строилось подножие, приношение на жертвы и приношение на все строительство шатра, служившего евреям в пустыне Храмом.

Заповедь вечна. И сейчас мы обязаны построить Шатер Всевышнему, духовный Шатер, дать возможность Б-жественному присутствию расположиться среди нас. И так же, как приношение на Шатер в пустыне состояло из трех частей, наши действия делятся на три пути.

Повседневная задача человека базируется на трех ценностях мира, как они изложены нашими мудрецами: Тора; жертвоприношение, воплощаемое молитвой; милосердие как основа выполнения заповеди.

Анализируя сущность этих трех путей и их «прообразов» в пустыне, мы обнаружим удивительную связь между ними.

Тора соответствует подножию шатра — как подножие служило основой, фундаментом всего шатра, Б-жественного пребывания в нем, так и Тора является основой открытия святости в мире, всех заповедей и добрых дел.

Жертвоприношение, отождествляемое с молитвой, на иврите называется корбан. Однокоренным этому слову на иврите же является слово кирув — «приближение», а задача жертвоприношения заключается в том, чтобы приблизить человека к Б-гу. Молитва на иврите тфила, однокоренное этому слову псил означает «фитиль», и как фитиль позволяет огню подняться вверх, так молитва поднимает человека к святости.

Шатер — как заповеди: возводится он из вполне материальных вещей — золота, серебра, меди, и подобно ему заповеди имеют отношение к нашей повседневной жизни.

Эти три ценности, Тора, жертвоприношение и милосердие, составляют тройственное единство — Б-га, человека и мира. Тора есть мудрость Всевышнего, жертвоприношение (и молитва) — путь приближения человека к Б-гу, заповеди призваны внести Б-жественную святость в материальный мир.

(Опубликовано в № 82, февраль 1999)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Трума». Дом, который мы строим вместе

Иудаизм — это призыв Г‑спода к ответственности. Он не желает, чтобы мы надеялись на чудеса. Он не желает, чтобы мы были зависимы от других. Он желает, чтобы мы стали Его партнерами и признали, что хотя то, чем мы обладаем, мы получаем от Него, но то, как мы распорядимся этим, зависит от нас, от нашего выбора и усилий. Этого баланса непросто достичь. Легче жить в зависимости.

Двар Тора. Трума: Ангелы с детскими личиками?

Что такое «обитель» для Всевышнего? Почему разрушение Храма не стало непоправимой катастрофой? Что такое Б-жественное присутствие и при чем тут ангелы? Ответы на эти вопросы ищет в недельной главе Трума главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Уроки Торы I. Трума

Размышляя о себе, еврей сталкивается с парадоксом: все евреи перед Б‑гом равны — у каждого есть душа, источник которой в Б‑ге. Но каждый еврей, то есть еврейская душа, заключенная в тело, в своих проявлениях — уме, темпераменте, силе воли — имеет свои особенности, она отлична от других, и еврей призван полностью раскрыть свою индивидуальность. На этом пути все же им постоянно должна руководить жизнь души, связывающей его с Б‑гом и делающей его не больше и не меньше других евреев. Как же увязать эти два аспекта? Как сходство человека с другими и его отличие от них совмещаются в Торе? Все эти вопросы рассматриваются в беседе Ребе.