Слово раввина

Ступени ввысь

Берл Лазар 13 августа 2021
Поделиться

Общим местом стала фраза: «Нынешний мир принадлежит молодым». Да, у молодых много успехов, особенно в венчурном бизнесе, в высоких технологиях. Немало молодых людей стали миллиардерами. И кое‑кто, глядя на них, говорит себе: вот пример для подражания, а у старшего поколения учиться больше нечему.

Но стоит более пристально приглядеться к молодым — особенно успешным, — и сразу видишь, что у них множество собственных проблем. Прежде всего страх старения: в их понимании главная часть жизни — до тридцати лет, максимум до сорока. А дальше что? Если лучшая часть жизни прожита — дальше будет только хуже!..

Таким людям в первую очередь адресована наша сегодняшняя мишна. «В пять лет начинай учить Тору, в 10 — Мишну; в 13 начинай соблюдать заповеди, в 15 — изучать Талмуд. В 18 женишься, с 20 добывай пропитание; с 30 приходит сила, с 40 — мудрость, с 50 — способность давать советы; в 60 приходит старость, в 70 — седина, в 80 — мужественность, в 90 — способность говорить, а в 100 лет человек как будто умер и ушел из этого мира».

О чем это поучение? О том, что вся жизнь — это ступени, ведущие вверх, к Б‑гу, к более высокому уровню понимания. Всю жизнь человек накапливает духовные богатства — сначала учением, потом учением и работой, еще потом — учением, работой и помощью близким… И неважно, что когда‑то приходит старость и седина: «Перед сединой встань!» — говорит нам Тора. Старый человек накопил столько опыта, что может помочь и в самой сложной ситуации.

Один известный канадский бизнесмен к 50 годам почувствовал, что достиг всего, чего мог, и дальше жить незачем. Началась депрессия, он заперся дома и не выходил, встречался только с психологами. В конце концов жена уговорила его посетить Ребе. Тот выслушал и говорит: «Кто самый большой лидер нашего народа за все времена? Моше‑рабейну. А когда Моше начал дело своей жизни, освобождение народа из рабства? В 80 лет! Как же он в таком преклонном возрасте взялся за это дело? Очень просто: Моше никогда не глядел назад, на то, что уже сделал, — всегда только вперед, на то, что сделать надо. Кто всегда глядит вперед — всегда молод!»

Именно здесь главный смысл заключительных положений мишны. Человек всю свою жизнь должен стремиться в будущее, должен подниматься все выше на пути духовного совершенствования. С пяти лет учить Тору — и дальше продолжать учить ее всю жизнь; с 10 лет и всю жизнь учить Мишну, с 15 лет и всю жизнь учить Талмуд. С 20 лет зарабатывать себе на будущее, приобретать опыт и умение, чтобы использовать их дальше… В 80 приходит мужественность принимать непростые решения; в 90 — способность говорить с Б‑гом, а в 100 лет человек уже поднялся так высоко, что материальный мир перестает на него воздействовать…

А пока ты не достиг 100 лет — твоя задача расти, расти и расти! Понимая при этом, что пока еще знаешь недостаточно, что надо учиться дальше и подниматься выше. Есть хасидская история о рабби Леви‑Ицхаке из Бердичева. Когда ему исполнилось 50, пришли его ученики и говорят: «В мишне сказано, что 50 — возраст совета, так мы просим совета, как жить». Раввин ответил притчей о человеке, который однажды заблудился в лесу. Ходит день, ходит два, найти выход не может. Вдруг видит: навстречу идет старик с длинной бородой и длинными волосами. Бросился к нему, кричит: «Дедушка, помоги, подскажи, как выйти на большую дорогу!» А старик отвечает: «Как выйти, не знаю, но могу сказать, куда идти не надо, потому что я там уже искал». Так и у нас с вами: я могу вам посоветовать, чего делать не надо, а что надо — думайте сами.

Это как раз история про нынешнее время и для нынешнего поколения. У молодости есть силы, есть потенциал, чтобы искать правильный путь. Но не хватает знаний, опыта, поэтому в процессе поиска она нередко совершает ошибки. С возрастом человек понимает больше — сам научился избегать ошибок и другим способен помочь. Задача каждого из нас — подниматься все выше в духовном плане. И это задача на всю жизнь — если с пяти лет ты непрерывно учишь Тору, с 10 — Мишну, с 15 — Талмуд… Жизнь — это не уход от прошлого, а использование прошлого как фундамента, на котором возводятся все новые ступени ввысь — к мудрости, к Б‑гу.

Когда человек следует этим путем всю жизнь, он в любом возрасте имеет жизнь, полную смысла и радости. А что еще человеку нужно? Как справедливо заметил рабби Мендл из Коцка, «если завтра не будет лучше, чем сегодня, зачем тогда завтра».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

В Торе все ответы

Накануне восшествия на престол Шломо видит сон: приходит к нему Б‑г и обещает дать любую вещь, какую тот попросит, — но только одну. Мальчик задумался. Попросить богатство? Царство с большими деньгами будет процветать. Попросить почет? Все люди будут уважать… Думал Шломо, думал и решил: «Г‑споди, дай мне мудрость!» На что Б‑г ему говорит: «Это правильный выбор: получишь мудрость — придут и богатство, и почет». Именно потому, что у царя Шломо была мудрость Торы, к нему приходили за советом люди со всего мира, и он решал всяческие проблемы.

Быстрее, выше, дальше — в радостном служении Б‑гу

У Рамбама сказано, что мир и все, что в нем, создано из четырех первоматерий: огня, воздуха, воды и земли. Эти четыре начала есть в каждом человеке. Когда человек использует эти начала в позитиве: огонь как силу, а не как ярость, воздух как легкость, а не легковесность, воду как быстроту потока, а не застойность лужи, землю как могущество и основательность, а не леность и неподвижность, тогда к нему приходит радость от ощущения своих возможностей.

К жизни, полной смысла, и счастью в мире грядущем

Ученики Авраама, довольные тем, что у них есть, получают в результате все блага постепенно. Ученики же Бильама ждать не готовы, им подай все прямо сейчас — в результате они все теряют! На этот счет есть притча из мидраша о богаче, устроившем роскошный пир в зале своего дворца: на столах были все самые изысканные яства, кроме одной мелочи — орехов. Когда богач обнаружил, что орехов не хватает, он так разозлился, что разбил все блюда, опрокинул столы, порезал ковры на стенах — и остался ни с чем!