Слово раввина

Быстрее, выше, дальше — в радостном служении Б‑гу

Берл Лазар 9 июня 2021
Поделиться

Недавно у меня состоялась встреча с интересным человеком, одним из крупных инвесторов в России. Инвестирует он прежде всего в стартапы, проекты, предполагающие развитие и использование новейших технологий. Понятно, что такого рода инвестиции несут в себе повышенный риск — но в случае успеха и повышенный доход.

Я спросил этого человека, какими критериями он руководствуется, выбирая проекты, в которые стоит вкладываться. Меня интересовали не только (и даже не столько) вопросы бизнес‑стратегии, сколько проблемы более общие: как человек выбирает правильную линию поведения в разных сферах, от бизнеса до служения Б‑гу. Что повышает наши шансы на успех?

И вот что ответил мне успешный инвестор. Я, конечно, не могу сразу разобраться в технических деталях, сказал он. Но я понимаю в людях. И когда ко мне приходит стартапер с новым проектом, я смотрю, что это за человек, и обращаю особое внимание на четыре вещи. Первое: этот человек должен сильно верить в то, что делает, верить в себя, верить в успех. Второе: он не должен рассматривать свой проект как нечто завершенное, но всегда иметь в виду, что будет развивать его дальше и поднимать выше. Третье: он должен быть энергичным, уметь быстро реагировать на новую ситуацию. И, наконец, четвертое: у этого человека должна быть мысль, что своим проектом он не просто сможет заработать, но как‑то изменит окружающий мир.

Признаюсь, ответ меня поразил. Этот бизнесмен XXI века, от которого было бы наивно ждать философских рассуждений и тем более знания текстов наших мудрецов, в точности повторил смысл мишны из «Пиркей авот», высказанной две тысячи лет назад нашим законоучителем Йеудой бен Тейма: «Будь силен, как тигр, и легок, как орел, будь быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю Отца твоего небесного»!

Конечно, первым делом возникает вопрос: почему человек должен заимствовать какие‑то качества у животных, ведь он выше их? Ответ прост: все, что сотворил Б‑г, несет в себе какой‑то урок для человека. У каждого творения, в том числе у животного, есть чему научиться. А раз человек стоит выше, он может и должен использовать приобретенное качество, не повинуясь инстинкту, как животное, а во благо, для служения Б‑гу.

«Сила тигра» из мишны — это вовсе не слепая сила зверя, а сила духовная: человек должен не бояться идти против течения, не опасаться, «что люди скажут». Праотец Авраам пошел против всех своих современников, поклонявшихся идолам, — проявил «силу тигра» и победил.

«Легкость орла» — это, конечно, не легковесность, орел птица весьма тяжелая, а способность взлететь выше всех, подняться на новый уровень во всех областях, от бизнеса до служения Б‑гу.

«Быстрота оленя» — внутренняя энергия, способность идти вперед, не уставая и не расслабляясь.

Наконец, «могущество льва»: следует вспомнить, что льва все народы называют царем зверей, а царское дело, как известно, — принимать решения, которые меняют мир.

Все эти качества оказывают позитивное воздействие лишь в том случае, когда человек уверен в себе и своих способностях. Если человек считает, что он слаб и не имеет возможностей реализовать свою мечту, он ничего не добьется. Он уподобится той собаке из басни, которая, отправившись на встречу с дикими животными в лесу, натянула на себя шубу из шкур больших и страшных зверей. Лесные жители раз за разом спрашивали ее, кто она такая, а на уклончивые ответы: «Мой отец — медведь, вот смотрите, часть медвежьей шкуры» или «Мой дед — лев, вот смотрите, львиный хвост» — повторяли вновь и вновь: «А ты‑то сама кто?» Кончилось все это для нее плохо — еле ноги унесла.

Надо верить в себя и смело идти вперед. У Рамбама сказано, что мир и все, что в нем, создано из четырех первоматерий: огня, воздуха, воды и земли. Эти четыре начала есть в каждом человеке. Когда человек использует эти начала в позитиве: огонь как силу, а не как ярость, воздух как легкость, а не легковесность, воду как быстроту потока, а не застойность лужи, землю как могущество и основательность, а не леность и неподвижность, тогда к нему приходит радость от ощущения своих возможностей. А радость позволяет эти возможности использовать по максимуму — для собственного процветания и на благо окружающим.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

К жизни, полной смысла, и счастью в мире грядущем

Ученики Авраама, довольные тем, что у них есть, получают в результате все блага постепенно. Ученики же Бильама ждать не готовы, им подай все прямо сейчас — в результате они все теряют! На этот счет есть притча из мидраша о богаче, устроившем роскошный пир в зале своего дворца: на столах были все самые изысканные яства, кроме одной мелочи — орехов. Когда богач обнаружил, что орехов не хватает, он так разозлился, что разбил все блюда, опрокинул столы, порезал ковры на стенах — и остался ни с чем!

В ответе за себя, в ответе за других

Был человек в стране Израиля, которого звали Нехунья‑колодезник. Много лет он копал колодцы вдоль дорог в Иерусалим, чтобы евреи, которые идут молиться в Храм, не страдали от жажды. И вот однажды его дочь вышла из дому — и пропала. Нехунья бросился к верховному раввину, рабби Ханине: просил молиться за спасение ребенка. А раввин ему в ответ: успокойся, она вернется живая...

В споре должна рождаться истина

Если человек своего оппонента уважает, относится к нему с любовью — значит, он спорит ради нахождения истины. Те же Шамай и Гилель, казалось бы, ни в чем сойтись не могли, а друг к другу относились прекрасно, даже детей своих поженили и ученикам заповедали отдавать своих дочерей за сыновей учеников раввина‑соперника! А если спорящий проявляет личную неприязнь к оппоненту — тут спор идет за власть, за деньги и тому подобное.