Слово раввина

В Торе все ответы

Берл Лазар 26 июля 2021
Поделиться

Часто родители приходят ко мне с вопросом: куда лучше отправить детей учиться? В университет? Ешиву? А может, соединить светское образование с религиозным?

Надо сказать, это новая ситуация. Совсем еще недавно вопрос о религиозном образовании для детей у родителей вставал очень редко. Ну разве только их сын хотел стать раввином — тогда пусть идет в ешиву. А во всех остальных случаях — о чем вы говорите? Главное — диплом, без него в жизни не пробьешься!…

Но сейчас многие молодые родители, получившие университетское образование, понимают, что диплом — это далеко не все в жизни. Большинство работают не по специальности, да и те, кому повезло, часто размышляют, сколько времени и сил приходилось им тратить в университете на предметы, которые в жизни никак не пригодились…

А какой смысл в религиозном образовании, что дает ешива? Что она дает тем, кто не собирается стать раввином?

Студенты ешивы учат Тору. А в знании Торы есть большое преимущество: оно помогает в самых разных жизненных ситуациях. Вот что говорит мишна: «Вникай в Тору вновь и вновь, ибо в ней всё; и увидишь в ней истину, и с ней поседеешь и состаришься; и не отклоняйся от нее, ибо нет ничего лучше нее».

Хотели получить легкий ответ — получили несколько новых вопросов. Почему «вновь и вновь»? В университете студенты поднимаются со ступени на ступень, а не повторяют вновь и вновь! Почему «увидишь», а не «узнаешь»? Ведь обучение — это не разглядывание, а получение знаний. При чем тут «поседеть и состариться»? Хороши бы мы были, если бы пришлось сидеть на университетской скамье до седин! Наконец, что значит «в ней всё»? Любая научная дисциплина по определению охватывает лишь определенную область человеческих знаний…

Чтобы получить ответы на эти вопросы, следует пояснить, кто автор этой мишны и что за странное у него имя. Бен‑Баг Баг — это сокращение от «сын новообращенного и новообращенной». То есть его родители родились и выросли в другой культуре и по своей воле совершили гиюр. Возможно, и сын их родился неевреем, а потом принял иудаизм. Эти люди пришли из другого мира в мир Торы, увидели богатства Торы свежим взглядом. Осознали, что в Торе не просто мудрость Б‑га: в книге «Зоар» сказано, что Б‑г смотрел в Тору, когда творил мир. То есть Тора — это план всего, что сотворено Г‑сподом; а мир — реализация плана, зафиксированного в Торе.

Как правильно жить в этом мире, как понимать смысл всех процессов, происходящих в мире и в человеке, — именно Тора дает все ответы. Тора бесконечна, поэтому надо учить «вновь и вновь», с каждым разом проникая все глубже: это процесс обучения на всю жизнь. Светское образование такого дать не может, у него иные цели.

Почему «увидишь», а не «узнаешь»? Тора идет от Б‑га, поэтому здесь каждое слово — истина. И задача того, кто учит Тору, — увидеть эту истину. Бешт объясняет, как читать эту мишну: «Не только не отклоняться, но, увидев эту истину, хотеть следовать ей постоянно».

При чем здесь «старость и седины»? А вот при чем: в Торе есть ответы на любые вопросы, на каждую жизненную ситуацию — а у пожилого человека жизненная ситуация зачастую совсем не похожа на ту, что была в молодые годы.

Наконец, чтобы понять смысл выражения «ибо в ней всё», вспомним историю про царя Шломо. Его отец, царь Давид, умер, когда мальчику было 12 лет — почти совсем еще ребенок. И вот, накануне восшествия на престол Шломо видит сон: приходит к нему Б‑г и обещает дать любую вещь, какую тот попросит, — но только одну. Мальчик задумался. Попросить богатство? Царство с большими деньгами будет процветать. Попросить почет? Все люди будут уважать… Думал Шломо, думал и решил: «Г‑споди, дай мне мудрость!» На что Б‑г ему говорит: «Это правильный выбор: получишь мудрость — придут и богатство, и почет». Именно потому, что у царя Шломо была мудрость Торы, к нему приходили за советом люди со всего мира, и он решал всяческие проблемы.

Вернемся же к проблеме образования, с которой начали. Я, конечно, не хочу сказать, что не надо изучать математику, биологию, право и другие науки. Но те, кто учится в ешиве, усваивают не только законы кашрута или порядок молитв, — в Торе и Талмуде мы находим самый широкий спектр информации и по математике, и по астрономии, и по медицине, и даже по сельскому хозяйству. Недаром к нам в ешиву в последние годы приходит все больше молодых людей, собирающихся впоследствии стать врачами, юристами, представителями многих других профессий.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

Единение материи и духа

Да, бедность — это испытание. Но и богатство — испытание, порой даже более серьезное. Царь Шломо писал в «Мишлей»: «...нищеты и богатства не давай мне, чтобы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: “Кто Г‑сподь?”, и чтобы обеднев не стал красть...» Кража, конечно, тяжкий грех, но отпадение от Б‑га — грех куда более тяжкий.

Испытывать, чтобы воспитывать

В ежедневной молитве, вспоминая испытания Авраама, мы просим Б‑га, чтобы Он вспомнил о заслугах отца‑основателя нашего народа и проявил любовь к его детям, а сами в то же время напоминаем себе, что эту любовь каждый из нас должен заслужить, выполняя заповеди и заветы нашего небесного Отца.