Библиотека: Законы иудаизма

Союз обрезания: особенности соблюдения заповеди в СССР

Составители Евгений Левин, Ишайя Гиссер 9 апреля 2024
Поделиться

Появление ребенка на свет — радостное и значимое событие для каждой семьи. В том, как сложится его жизнь, — немалая доля ответственности родителей, в частности, в их подходе к соблюдению традиций предков и наиболее важных заповедей. Для еврейского народа одной из таковых является брит мила. Как подготовиться к проведению обрезания? Когда совершается обряд? Кто должен принять в нем участие? Ответы на эти и другие вопросы — в книге  «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен». Мы публикуем фрагмент книги.

Особенности соблюдения заповеди обрезания в СССР

Заповедь обрезания стараются соблюдать все евреи, даже не слишком религиозные. К сожалению, в двадцатом веке из этого правила было одно исключение. Как нетрудно догадаться, речь идет o Советском Союзе.

Буквально с первых же дней советской власти большевики повели решительное наступление на религию и «религиозные» предрассудки, а значит, и на иудаизм и заповеди Торы. Обрезание при этом вызывало у них особенную неприязнь: во‑первых, оно казалось варварской ненужной медицинской процедурой, потенциально опасной для здоровья и даже жизни ребенка. А во‑вторых и в‑главных, в «завете Авраама» коммунисты видели знак еврейской избранности и исключительности, то есть считали это помехой их политике интернационализма и строительства нового общества, в котором люди будут «без России, без Латвии, жить единым человечьим общежитьем». «Вы считаете, что обрезание — нужная операция, потому что таким образом на теле еврея остается на всю жизнь знак, отличающий его от других народов. Тем самым вы за отчуждение народов, а не за дружбу между народами», — откровенно писал ветеран еврейской атеистической пропаганды Моисей Альтшулер Альтшулер Моисей. Что есть иудаизм? М.: Московский рабочий, 1968.
.

На обрезание обрушилась вся мощь советской пропагандистской машины. Десятки брошюр (на идише и на русском), лекции, общественные суды над моѓелями (моэлями) с участием уважаемых врачей и учителей должны были убедить евреев отказаться от «варварского предрассудка».

Поскольку контрпропаганда была практически невозможна, антирелигиозная агитация понемногу делала свое дело, хотя порой поборникам еврейской традиции удавалось посрамить воинствующих безбожников. Например, в 1928 году в Одессе устроили общественный суд над старым, уважаемым в городе моѓелем Бибергалом. После того как несколько известных детских врачей‑евреев один за другим расписывали вред и опасность обрезания, «обвиняемый» попросил слово и произнес:

 

Что я могу сказать? Операция, которую я делаю, очень быстрая, чик и готово. Я считаю, что моя речь должна быть не дольше этой операции, однако из уважения к публике скажу несколько слов. Взгляните, кто сидит на сцене: сплошные светила! Вот профессор Зильбербег — медицинское светило, его знают даже в Чикаго и Филадельфии. Если нужна серьезная операция, люди едут к нему в Одессу даже из «отсталой» Америки! Если у вас проблемы с сердцем, вы бежите к другому доктору, профессору Бухштабу, сегодня он тоже здесь. А если у вас заболел ребенок, вы идете к Тартаковским — оба Тартаковских, отец и сын, тоже сегодня здесь. Председательствует же сегодня доктор Циклис. Когда два моих внука заболели скарлатиной, я отвез их в больницу, и доктор Циклис замечательно заботился о них (как и о всех остальных детях) — лучше, чем я, их дедушка! И вот, все эти уважаемые люди сегодня сказали, что то, что я делаю, — вредно. Ну, если такие светила настаивают, значит, так оно и есть. Но будем справедливы: вот что я вам хочу сказать — я смотрю на вас, почтеннейшая публика, и вижу, что девять десятых из вас — моя работа! И вот я хочу спросить вас и ваших подруг: кому кажется, что я сделал ему хуже?

 

По словам очевидца, через секунду публика разразилась хохотом, аплодисментами и криками: «Браво, Бибергал!» Общественный суд был сорван Anna Shternshis. Soviet and Kosher: Jewish Popular Culture in the Soviet Union, 1923–1939, Indiana University Press, Year: 2006. P. 95.
.

Впрочем, большевики не ограничивались только пропагандой и разъяснительной работой, поскольку твердо верили, что добрым словом и пистолетом можно добиться много большего, чем просто добрым словом. Правда, формально обрезание в СССР никто и никогда не запрещал. Однако моѓеля всегда можно было привлечь за незаконную медицинскую деятельность, нарушение санитарно‑гигиенических правил или причинение вреда ребенку. К примеру, в 1931 году в Минске предстал перед судом моѓель Йона Радунский, обвиненный, во‑первых, в том, что обрезал младенца без ведома отца, а во‑вторых, в том, что ребенок через некоторое время умер из‑за открывшегося кровотечения Elissa Bemporad. Becoming Soviet Jews: The Bolshevik Experiment in Minsk, Indiana University Press, Year: 2013. P. 140. .

Порой обвинение звучало совершенно абсурдно. К примеру, моѓелю из местечка Озаричи Бобруйского уезда Гиршу Пинскому, приговоренному к трем годам лишения свободы, было предъявлено следующее абсурдное обвинение: «Обрезание ребенка, который после брит мила умер… от воспаления легких» Осипова Татьяна. Спасая свой народ: история хасидского подполья в годы большевистского террора. М.: Формика‑С, 2002.
.

Аналогичный случай имел место уже в позднебрежневские времена в Махачкале, где вскоре после обрезания мальчик умер от простуды: совершившего обряд раввина приговорили к трем годам заключения Таяр Исраэль (Шимон Янтовский). Синагога — разгромленная, но непокоренная. Иерусалим, Библиотека алия, 1987. C. 59.
.

Множество моѓелей пали жертвой большого террора 1937–1938 годов. Уже в декабре 1937 года сообщалось, что обрезание стало очень затруднительным делом в связи с массовыми арестами Гринбаум Авраѓам. Еврейская религия в Советском Союзе в тридцатые годы, в: «История еврейского народа в России. От революций 1917 года до распада Советского Союза». Т. 3. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2016. C. 171.
. Многие арестованные были казнены. Так, 20 марта 1938 года вместе с десятью другими еврейскими религиозными активистами был приговорен к высшей мере наказания моѓель Ицхак Раскин. 9 апреля 1938 года он был расстрелян на Левашовской пустоши Осипова Татьяна. Указ. соч.
.

Серьезные неприятности могли ждать не только моѓеля, но и родителей, особенно если они состояли в партии, работали в сфере образования или занимали важные посты. К примеру, когда жена минского коммуниста Горлина без ведома мужа обрезала сына, партийная ячейка поставила ему ультиматум: развод или исключение из партии Bemporad. Op. cit. P. 135.
.

Кроме того, время от времени в стране развертывалась очередная антирелигиозная кампания. И тогда власти начинали преследовать и наказывать за то, на что «в мирное время» могли смотреть сквозь пальцы. Одна из самых масштабных кампаний такого рода пришлась на последние годы правления Никиты Хрущева. Для советских верующих, в том числе евреев, она стала серьезным ударом: в стране были закрыты сотни культовых сооружений, в том числе более ста (по другим сведениям, более трехсот) синагог. В Черновцах, Виннице, Барановичах, Оренбурге, Иркутске, Свердловске, Казани, Львове, Каунасе, Грозном и многих других городах синагог не осталось вовсе Энгель Валерий. Курс лекций по истории евреев в России. Прочитан в Государственной еврейской академии им. Маймонида в 2000–2001 годах.
. Кроме того, в центральной и местной прессе была развернута мощная кампания против некоторых религиозных обрядов, в том числе обрезания.

В разных регионах борьба с обрезанием протекала с разной интенсивностью. В Грузии и Средней Азии власти были более терпимы, поэтому даже в разгар антирелигиозной кампании евреи этих общин, за редким исключением, обрезали своих сыновей, не скрывая этого. Несколько раввинов из Бронкса, посетивших в те годы СССР, побывали на обрезании в Кутаиси, где на церемонии в синагоге присутствовало более пятисот гостей Rothenberg Joshua. The Jewish Religion in the Soviet Union. New York, 1971. P. 153.
.

Однако в европейской части СССР власти вели себя последовательнее и энергичнее. Поэтому здешние евреи, намеревающиеся обрезать сына, должны были действовать максимально скрытно, дабы не привлечь внимания «хороших и верных товарищей». Сделать это было достаточно трудно. Скрыть обрезание было невозможно — факт выплывал наружу после первого же врачебного осмотра. А дальше все зависело от «сознательности» медработников и ретивости местного начальства.

Одной из жертв доноса стал черновицкий моѓель Шехтер. После сделанного им обрезания у мальчика началось небольшое кровотечение, испуганные родители не смогли найти Шехтера — в это время он делал обрезание на другом конце города — и вызвали «скорую помощь». Врач остановил кровь, выяснил, что ничего страшного не произошло, и отбыл восвояси. Однако шофер «скорой» решил, что тут дело нечисто, и донес куда следует. Началось следствие, Шехтера арестовали за незаконную медицинскую деятельность, а вскоре в местной филармонии был организован общественный суд, который во всех подробностях описала местная газета «Радяньска правда». Сломленный предварительным заключением, Шехтер пообещал навсегда покончить с «варварским ремеслом» и даже призвал молодых родителей не отдавать своих маленьких детей «в грязные руки моэлей» Ben‑Ami. Between Hammer and Sickle. New York, Jewish Publication Society of America, 1967. P. 52.
.

Отсутствие у моѓелей должной медицинской подготовки и профессиональных знаний являлось постоянной темой советской антирелигиозной пропаганды. Так, в «Гомельской правде» от 24 июня 1960 года был опубликован донос на Шмуэля‑Гершона Шмаевича‑Соркина, шохета из белорусского местечка Новобелицы, который, вернувшись из эвакуации в 1945 году, не только продолжил заниматься ритуальным убоем, но и стал делать обрезание. Не стесняясь в выражениях, журналист назвал Соркина шарлатаном, не знающим основ медицины.

Другим излюбленным мотивом антиклерикальной пропаганды была «алчность моэлей». На упомянутом выше процессе в Черновцах несчастного Шехтера заставили провозгласить, что он занимается обрезаниями исключительно в силу того, что не умеет делать ничего другого. Шмуэля Соркина газета обвиняла в том, что за каждую операцию в Гомеле, Жлобине, Речице и Рогачеве он брал не менее 150 рублей (15 рублей на послереформенные деньги). Саратовский журнал «Коммунист» (ноябрь 1961 года) утверждал, что приезжие моэли (по выражению журналиста — «подпольные гастролеры») Заславский и Зингер требуют за операцию от 300 до 500 рублей, а также оплату питания и дорожных расходов.

На первых порах борьба с обрезанием была не слишком успешной. Еврейские массы, включая значительную часть «сознательных рабочих» и даже коммунистов, не желали отказываться от многовековой традиции. Как жаловался в 1927 году минский партийный деятель, обрезание детей среди фабричных рабочих и даже членов партии все еще носило «хронический характер <…> это подлинная эпидемия» Bemporad. Op. cit. . Однако постепенно массированная пропаганда и террор в сочетании с ассимиляцией и отсутствием еврейского образования делали свое дело: чем дальше, тем больше советских еврейских мальчиков оставались необрезанными. Так что уже в тридцатые годы один из выпускников хабадской ешивы «Томхей тмимим» горько жаловался в письме уехавшему в Америку товарищу:

 

В моей голове все время возникает один вопрос: как можно быть здесь религиозным евреем? Здесь нет кошерного мяса, невозможно соблюдать субботу, нет микв, нет хедеров. Скоро не останется синагог, поскольку праздники, новомесячья и субботы уничтожены. Среди нас есть множество необрезанных… Фишман Дэвид. Сохранение традиции в революционной стране: религиозное руководство советского еврейства, 1917–1930 гг. В книге: «История еврейского народа в России». С. 203.

 

Израильский журналист Бен‑Ами, в 1950‑х годах побывавший в СССР, приводит характерную реплику старого еврея из маленького причерноморского городка:

 

Мой внук, еврейский мальчик, не обрезан. Но что можно сделать, у нас в городе нет моэля, а сын боится ехать с ребенком в большой город и искать подпольного.

 

Несколькими годами позже другой израильский журналист беседовал с ленинградским моѓелем, заявившим, что счастлив, если делает обрезание два‑три раза в неделю. Еврейское население Ленинграда насчитывало в 1959 году 165 тысяч человек; по статистике, в среднем в городе должно было рождаться 30 еврейских мальчиков в неделю. Иными словами, не больше пяти процентов еврейских мальчиков вступали в те годы в завет праотца Авраѓама.

Тем не менее советской власти полностью так и не удалось уничтожить традицию обрезания. Некоторые евреи обрезали своих сыновей тайно, как, например, герой книги Эли Визеля «Евреи молчания»:

 

Как‑то утром кто‑то постучал в дверь еврея, который на протяжении многих лет тайно и с большим риском делал еврейским мальчикам обрезание — вводил их в завет праотца Авраѓама. Его жена открыла дверь и увидела русского полковника. «Здесь живет товарищ К.?» Напуганная женщина сказала «да». Офицер заявил, что должен говорить с ее мужем. «Я слышал, что вы моэль, это так?» Хозяин пробовал отрицать. «Не тратьте времени». Офицер потребовал, чтобы хозяин оделся; жена сложила в портфель его личные вещи. «Возьмите с собой инструменты!» — приказал полковник. Они сели в армейскую машину, и еврею завязали глаза. Они ехали около получаса, затем вышли. Полковник открыл дверь и снял с его глаз повязку. Они находились в хорошо обставленной квартире. В кровати лежала женщина, рядом стояла люлька. «Вы должны обрезать моего сына», — сказал полковник. Церемония заняла пять минут. Отец спросил о плате, но моэль отказался взять деньги. Однако полковник не хотел и слушать и вручил ему двадцать пять рублей и две бутылки водки. Затем он снова завязал моэлю глаза и отвез его домой.

 

Нередко инициатива обрезания исходила от представителей старшего поколения, дедушек и бабушек, часто вопреки протестам более «сознательных» родителей ребенка. Так что диалог двух пожилых евреев, приведенный в одной из книг вышеупомянутым «научным атеистом» Альтшулером, можно считать достаточно типичным:

 

— Внуки у вас есть?

— Есть внук и внучка.

— Внук обрезан?

— Вы наступили на мою самую чувствительную мозоль. Говорят обычно: любимая мозоль. Но я даже в шутку не могу назвать ее любимой. Из‑за нее мой зять чуть не развелся с моей дочерью. А мой зять — бывший партизан, человек с золотыми руками и бриллиантовым сердцем. Когда он узнал, что мы над его сыном, над нашим внуком, который носит имя отца моей жены, совершили обряд обрезания, он уложил в чемодан свои вещи и ушел. Я вам не стану рассказывать, сколько слез пролила моя дочь, пока мы его увидели в нашем доме. Сейчас они живут отдельно от нас. И он, зять наш, на порог не пускает мою жену, свою тещу. Проделала операцию (я говорю об обрезании) она, моя жена. Самую операцию сделал моэль, но организатором была она, моя жена Альтшулер Моисей. Указ. соч.
.

 

Кстати, стоит отметить, что протесты «сознательных» родителей нередко были хорошо продуманным спектаклем, призванным свалить вину за «религиозный предрассудок» на «несознательных» пожилых родителей, с которых взятки гладки. Аналогичным образом в СССР поступали многие христиане, которые хотели крестить своих детей.

Еврейское возрождение, начавшееся в СССР в 60–70‑е годы двадцатого века и принимавшее разные формы, от борьбы за выезд в Израиль до возвращения к религиозным корням, привело к значительному увеличению числа обрезаний в соответствующих кругах. Дело это было достаточно опасным. «Подпольное обрезание в СССР — готовая статья, если не две‑три статьи. Это и незаконная медицинская практика, и причинение вреда здоровью, и проведение религиозного обряда вне культовых помещений, а также членовредительство, мракобесие и тунеядство в придачу», — вспоминал узник Сиона Носон (Натан) Вершубский Вершубский Носон. Осторожно, двери открываются. М.: Книжники, 2018.
. Поэтому родителям и тем, кто делал обрезание, приходилось соблюдать правила конспирации. Известная вильнюсская отказница и активистка Кармела Райз позже писала:

 

Операция брит мила всегда производилась в глубокой тайне, и каждый раз это мероприятие устраивали в другой квартире. Когда, например, [мужу Кармелы] Зеэву нужно было договориться о брите для троих вильнюсцев, он звонил в Москву Илье Эссасу Элияѓу (Илья Цвиевич) Эссас (род. 1946) — известный израильский раввин и общественный деятель, активист еврейского движения, бывший советский диссидент‑отказник, один из основателей движения русских евреев за возвращение к Торе. , одному из руководителей баалей тшува (вернувшихся к иудаизму). Разговор по телефону звучал так: «Илья, у вас мясо кошерное можно достать?» На самом деле кошерное мясо было в Москве таким дефицитом, что мы, вильнюсцы, его практически не покупали. Поэтому Илья сразу догадался, в чем дело: «А сколько ты хочешь купить?» — «Килограмма три». — «Хорошо, когда тут будут делать шхиту (резать корову в соответствии с требованиями законов Торы), я тебе сообщу».

В назначенный день желающие сделать брит собирались утром на определенной станции московского метро. К ним подходил сопровождающий и отвозил их на квартиру, где в этот день делали брит. Никто, кроме сопровождающего, не знал, где будет проводиться операция. Таким образом, если среди желающих и был стукач, то он мог сообщить КГБ о том, где это происходило, лишь постфактум Райз Кармела. Прыжок через пропасть. Иерусалим/Нью‑Йорк, изд‑во Фельдхайм, 1992. С. 176.
.

 

Моѓелей в СССР катастрофически не хватало. Однако нашлось несколько врачей, досконально изучивших законы обрезания и взявших на себя исполнение этой заповеди. Самыми известными из них были доктор Нина (Нехама) Ковалерчик в Ленинграде, доктор Дмитрий Лифляндский в Москве. Последний за семнадцать лет, с 1972 года и до отъезда в 1989‑м, сделал более двух тысяч обрезаний!

Следует отдельно сказать об общинах Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Решительно все источники единодушно свидетельствуют, что евреи там оставались гораздо более традиционными См., напр.: Таяр. Синагога — разгромленная, но непокоренная. С. 19–72. и, в подавляющем большинстве, продолжали обрезать своих сыновей.

С крахом советской власти гонения на религию и верующих закончились. Сегодня русскоязычные евреи, где бы они ни жили, могут безбоязненно следовать религии своих предков, в том числе обрезать сыновей.

Далее мы расскажем о медицинских, ѓалахических и духовных аспектах заповеди брит мила, а также об обычаях, сопутствующих обрезанию в разных общинах.

Книгу «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

По праву рождения

Вы бы никогда не подумали, что в трактате «Шабат» будет обсуждаться обрезание. Однако 19‑я глава полностью посвящена медицинским и правовым аспектам брит милы. Связь между обрезанием и субботой заявлена в начале главы, где обсуждение общей проблемы переноса предметов в субботу переходит в обсуждение конкретной возможности переносить скальпель, необходимый для проведения обрезания. Можно ли переносить скальпель в публичном пространстве?

К соблюдению шабата: шаг за шагом

Каждому человеку дано соблюдать все заповеди: Б‑г дал их нам, Б‑г дал и возможности для соблюдения. Но если человек только начинает свой путь обратно к еврейству, он может идти к соблюдению шабата шаг за шагом. Не удается сразу соблюсти все заповеди — начни с тех, которые в состоянии осилить уже сейчас. Главное идти в правильном направлении: все меньше и меньше нарушать, все больше и больше соблюдать.

Союз обрезания: исторический обзор

Появление ребенка на свет — радостное и значимое событие для каждой семьи. В том, как сложится его жизнь, — немалая доля ответственности родителей, в частности, в их подходе к соблюдению традиций предков и наиболее важных заповедей. Для еврейского народа одной из таковых является брит мила. Как подготовиться к проведению обрезания? Когда совершается обряд? Кто должен принять в нем участие?