Послания Любавичского Ребе

Шофтим. «Судьи»

Текст подготовил Довид Карпов 20 августа 2020
Поделиться

ВЕНДЕТТА ПО-ЕВРЕЙСКИ

Как это ни странно, но законы «кровной мести» тоже упоминаются в Торе. Можно считать это своеобразной уступкой мстительной человеческой натуре (как сказано в самом тексте Торы: «горячности сердца»), но, тем не менее, Закон предоставляет близкому родственнику убитого, «кровному мстителю» (гоэль-а-дам) исключительное право покарать убийцу на месте преступления. Но все это при одном условии: если тот не успел добраться до одного из городов-убежищ — арей-миклат. Если же человек, который оказался виновен в чужой гибели, успеет укрыться в городе-убежище, то там находится в неприкосновенности под защитой Закона, как об этом сказано в нашей главе («Дварим», 19:4): «И вот слово об убийце, которому бежать туда, чтобы остаться в живых».

Строго говоря, эти города-убежища были созданы, прежде всего, для того, кто совершил убийство по неосторожности (там же, 19:5): «… кто убьет своего ближнего неумышленно, а он не враждебен ему со вчерашнего и третьего дня». Ведь по Закону такой невольный убийца подлежит лишь изгнанию (там же, 19:6): «…а он не заслуживает смерти, ибо не был враждебен ему со вчерашнего и третьего дня».

Однако на деле спасение, пусть и временное, находил в этих городах любой убийца. Правда, только от кровного мстителя, но не от суда. Все равно каждого из них ждал суд, который определял меру его вины: либо суровое наказание за сознательное и злонамеренное убийство, либо изгнание — если это был несчастный случай. Таков вкратце закон о городах-убежищах, как он изложен в нашей главе.

 

ГОРОДА-УБЕЖИЩА В НАШЕ ВРЕМЯ

В древности эти города располагались по границе Земли Израиля. К ним вели дороги, за состоянием которых тщательно следили, а на перекрестках были указатели на ближайший город-убежище. Ведь иногда от возможности вовремя укрыться в таком городе зависела человеческая жизнь, причем, возможно, жизнь невиновного. После того как Храм был разрушен, а для еврейского народа наступил долгий период изгнания, традиционная общинная жизнь в Земле Израиля была практически полностью уничтожена, а вместе с ней прекратили свое существование и города-убежища. По крайней мере, в своем традиционном качестве. Но поскольку слова Торы вечны и носят непреходящий характер, можно утверждать, что в определенном смысле города-убежища сохранились и существуют по сей день, хотя и в другом виде.

И в наше время есть такой «невольный убийца» — в его роли выступает любой грешник, который является «убийцей» по отношению к самому себе, т.к. грехом «губит свою душу», нарушая Тору по ошибке, не ведая, что творит, но порой греша осознанно, вполне отдавая себе отчет в своих поступках и их последствиях, по крайней мере, духовных. Один из комментариев как раз указывает на эту аналогию между грешником и невольным убийцей.

 

СКРЫТЫЙ ВРАГ

Сказано в нашей главе («Дварим», 19:11): «Но если кто будет врагом ближнему своему, и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет насмерть».

Внутренним «врагом» каждого человека являются его собственные соблазны и животные инстинкты, которые склоняют человека к греху. Но при этом сам соблазн часто воспринимается как «ближний», который дает человеку «совет» совершить грех из лучших побуждений, ради его же блага. Хотя на самом деле он «подстерегает его», чтобы «погубить», поскольку человек, нарушающий заповеди Торы, лишает себя жизненных сил.

 

СЛОВА ТОРЫ ПРИНИМАЮТ ВСЕХ

Таков «механизм» греха: человека связывают с Творцом 613 нитей — заповеди Торы. И если он совершает грех и нарушает одну из заповедей, то этим поступком обрывает одну из тех нитей, которые связывают его с Творцом, и частично лишает себя источника духовных и жизненных сил. Но бывает, что человек совершает особо тяжкий грех Например, грех, за который следует наказание «карет» (дословно: «обрывать», обрубать»), в результате чего практически полностью нарушается духовная связь между грешником и Творцом. , когда обрываются все его связи со Всевышним.

Такой человек полностью лишает себя духовного источника «наверху», который поддерживает его существование, можно сказать, — «губит свою душу». Но мы помним, что для таких людей, как и в глубокой древности, существуют свои города-убежища.

В наше время таким «убежищем» является сама Тора. Тора способна принять любого грешника и обеспечить ему духовное покровительство, при условии, что он готов раскаяться в своих поступках. Во времена Храма даже искреннее раскаяние не могло избавить человека от приговора «земного» суда, который был обязан вынести свое решение, основываясь исключительно на фактах и показаниях свидетелей. В наше время, когда земной, человеческий суд ограничен в своих правах Современные раввинские суды разбирают главным образом имущественные иски. , главный приговор выносит Суд Небесный. А в этой «инстанции» искреннее и глубокое раскаяние принимается, и там, «наверху» оно способно исправить любой грех и отвести наказание.

 

МЕСЯЦ-УБЕЖИЩЕ

Но, оказывается, помимо Торы, есть в наше время еще одно прибежище, где виновный может найти временное спасение. Это особый период в нашем календаре — месяц Элул, который в Традиции получил название «месяц покаяния». Связь месяца Элул с городами-убежищами заключена уже в самом названии, которое можно представить как аббревиатуру выражения из Торы («Шмот», или «Исход», 21:13): «Но если кто не злоумышлял, а Всевышний предоставил его руке, то Я назначу тебе место, куда спастись бегством».

Здесь речь также идет о городах-убежищах, при этом первые буквы выражения (естественно, в оригинале, на языке Писания): «предоставил его руке, и Я назначу место» как раз составляют название месяца Элул.

Но есть между месяцем Элул и городами-убежищами более глубокая связь. Человек, оказавшись в городе-убежище, должен был использовать временную передышку для того, чтобы разобраться в своих поступках, понять, в чем состоит его вина, и раскаяться в содеянном. Ведь даже если ты невольно оказался причиной гибели ближнего — это уже повод для раскаяния, хотя формально тебя и не в чем винить. А затем его ждет суд, который определит степень вины и вынесет окончательное решение.

Именно этим и заполнено все время в Элул: мы тщательно взвешиваем и перебираем свои поступки за весь прошлый год и стремимся исправить то, что требует исправления. И так же, как и в случае с городом-убежищем, всех нас ждет Небесный суд в Рош а-Шона, когда подводится итог прожитому году и определяется судьба каждого из нас на будущий год. Почти в точности, как в эпоху существования городов-убежищ!

 

КОГДА ВСЕВЫШНИЙ РАСШИРИТ ТВОИ ПРЕДЕЛЫ

С городами-убежищами связан еще один необычный закон («Дварим», 19:8): «И если расширит Всевышний твои пределы, как клялся отцам твоим, и даст тебе всю землю (…). То добавишь себе еще три города к этим трем городам». Это предписание связано с тем, что города-убежища располагались по границе, и увеличение территории неизбежно вело к большей протяженности границы и увеличению числа городов. Однако еврейская история не знает такого случая, чтобы были созданы новые города-убежища. На основе этого Рамбам (Маймонид, 1135–1204) делает вывод, что такое произойдет, но уже во времена Мошиаха, и даже видит в этом намек на будущее избавление, поскольку предписания Торы не могут быть бесполезными указаниями, которые бы остались невостребованными.

 

НА РАСПУТЬЕ

Однажды Любавичский Ребе провел неожиданную параллель, сравнив хасида с… дорожным указателем! Не с современными — нет, а с теми, которые существовали во времена Храма на перекрестках дорог и указывали направление к ближайшему городу-убежищу. По мнению Ребе, каждый еврей, не только хасид, который нашел свой путь к Торе и еврейству, должен служить таким указателем другому. Если еврей заплутал на жизненном пути и оказался на распутье, надо ему указать самый короткий путь к себе — к еврейской Традиции, в которой он найдет прибежище. Ведь вернуть еврея к Торе — это все равно, что спасти еще одну душу, а Тора принимает и спасет всех.

 

ПРОВИНЦИАЛКА, ПРОВИНЦИАЛКА

И это не просто эффектное сравнение. С этой идей связано бесчисленное множество историй. Одна из них рассказывает, как один молодой хасид-бохер (студент ешивы «Томхей Тмимим») был направлен Ребе в крошечный провинциальный городок в центре Америки, чтобы приобщить местных евреев к Традиции и помочь им вернуться к своим корням. Несмотря на благословение Ребе, бохер вернулся с пустыми руками по той простой причине, что просто не нашел там ни одного еврея. Но впоследствии выяснилось, что благословение Ребе сработало и на этот раз. Когда студент бесцельно шатался по улицам города в поисках хотя бы одного еврея, его случайно увидела из окна девочка. Странный для провинциального городка вид молодого человека привлек ее внимание. Она стала приставать с расспросами к бабушке, а та вспомнила дни своей молодости, когда молодые религиозные люди с бородами и в каскетках не были редкостью. Это вызвало у внучки серьезный интерес и желание познакомиться с традициями своего народа, и вскоре она уже училась в одном из религиозных учебных заведений для девушек.

Еще одна еврейская душа, которая нашла свое убежище в Торе и еврействе.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 353)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Шофтим

В этой главе мы читаем о городах‑убежищах, куда мог скрыться совершивший непреднамеренное убийство человек и где он мог раскаяться. Месяц элул, на который всегда приходится эта глава, во времени является тем же, чем города‑убежища являлись в пространстве. Это — месяц святости и раскаяния, время, когда человек может, отвернувшись от проступков прошлого, полностью устремиться к новому, освященному будущему.

Реэ. «Смотри»

Наличие нравственного выбора в нашей жизни — принципиальный элемент творения, основа системы религиозной морали. То, что человек — единственное из всех творений, наделенное свободой выбора (включая как земных обитателей, так и высшие, духовные творения — ангелов), делает его, в известной мере, равным самому Творцу.

Экев. «И схватил скрижали, и бросил их, и разбил»

Если во время первого дарования скрижалей весь еврейских народ соответствовал уровню праведников, то второй раз они были раскаявшимися грешниками. И хотя это новое качество несравнимо с уровнем праведника, в нем есть свое превосходство, о котором сказали наши мудрецы: «На том духовном уровне, на котором находятся раскаявшиеся грешники, не могут устоять даже совершенные праведники».