Хасиды и хасидизм

Сбывшееся благословение. Отец

Давид Шехтер 29 января 2024
Поделиться

В отличие от современной молодежи, которую учат быть «объективной» по отношению к своим родителям и, анализируя их поступки, не стесняясь обращаться к посторонним и даже в полицию, Хейшке считал своих отца и мать лучшими в мире, с которых всегда и во всем следует брать пример. Мать он просто очень любил, а по отношению к отцу его любовь была смешана со страхом. Отец, никогда не поднявший на него руки, был строг и требовал ежедневного отчета о том, что мальчик сегодня учил. Элиэзер‑Липа лично проверял его продвижение в изучении Талмуда и хсидус, чуть ли не ежедневно устраивая сыну экзамены. И хотя учился Хейшке неплохо и ему было что рассказать отцу на этих проверках, он боялся их и перед каждой чуть ли не плакал. Отец заметил это и как‑то сказал ему: «Послушай, я не психиатр, но, по‑моему, твои слезы и твои страхи продиктованы ничем иным, как гордыней. Ты слишком любишь себя и потому давать отчет кому‑то другому, пусть даже родному отцу, тебе очень неприятно. Перестань так себя любить и начни относиться к себе с большей критичностью и большей уверенностью. В жизни тебе предстоит много испытаний, настоящих, очень тяжелых и очень опасных. И если ты так будешь реагировать на каждый экзамен, твое существование превратится в кошмар». Тогда Хейшке даже не понял, о чем говорит отец. Но чем старше он становился, тем больше убеждался в его правоте.

В любви отца он не сомневался, хотя дождаться от него поцелуя или объятия было сложно. Даже на простую похвалу отец был скуп. Но зато он часто брал мальчика за руку и долго сидел с ним молча. При этом отец прятал глаза. Но несколько раз, когда Хейшке удавалось встретиться с ним взглядом, он поражался, с какой любовью и печалью отец смотрит на него. Наверное, Липа предчувствовал, что долго не протянет и его единственному сыну придется все постигать самостоятельно, без отцовского совета и поддержки.

Элиэзер Липман

Именно так он смотрел на сына, когда умирал поздней осенью 1941 года в Самарканде. Никто, кроме самого Липы, не понимал, что конец его близок. Он выглядел нездоровым и плохо себя чувствовал. Но так выглядели все, и плохо себя чувствовали тоже все: недоедание, ставшее хроническим, делало свое дело. Да, у Липы было больное сердце, но он сумел перенести все трудности эвакуации, тяжелую дорогу из Москвы в Самарканд, поэтому была надежда, что сердце у него хоть и слабое, но протянет еще годы. Однако в конце декабря 1941 года ему стало так плохо, что врач, польский беженец, которого привела мать, осмотрев Липу, постановил: срочная госпитализация.

Попасть в больницу для гражданских было невозможно: немногие действовавшие тогда в Самарканде больницы были до предела переполнены местными и беженцами. Медперсонала и лекарств для гражданских больниц не хватало — все, что только могли, отправляли в военные госпитали, лечившие раненых бойцов. Отцу помогли бухарские евреи, имевшие связи в санэпидемстанции. За ним даже должна была приехать карета скорой помощи. Хотя и называлось это учреждение санэпидемстанцией, по существу функционировало как полноценная больница. До войны в нескольких ее корпусах помещались инфекционные больные. Но когда город переполнили десятки тысяч беженцев из Польши и европейской части СССР, она превратилась в больницу широкого профиля. Находилась она рядом с еврейским кварталом старого города, поэтому здесь работало и лечилось много евреев.

За несколько минут до прибытия скорой помощи отец попросил Хейшке присесть к нему на кровать. Как обычно, он взял сына за руку и долго, внимательно смотрел на него. Потом уже Хейшке понял, что так отец прощался с ним и благословлял на дальнейшую жизнь единственного оставшегося в семье молодого мужчину. Но в тот момент он даже подумать не мог, что прощается с отцом навсегда, и просто смотрел на него с любовью. Карета увезла отца вместе с матерью. Та вернулась только утром и, плача, обняла детей: «Бедные вы сироты, бедные, бедные вы мои сироты». Отдав Хейшке мешочек с тфилин отца, она сказала: «Теперь ты их полноправный и единственный владелец». За несколько минут до смерти отец успел в последний раз наложить тфилин.

Отец даже не успел попасть в больничную палату и скончался в приемном покое санэпидемстанции. Шел ему тогда сорок первый год, и всю свою короткую жизнь он прожил как настоящий любавичский хасид. Даже в 1930‑х годах, когда репрессии против религиозных евреев, в особенности любавичских, достигли апогея, он не сбрил бороду и пейсы, всегда и везде ходил в кепке. На работе с этим мирились, уж слишком хорошим специалистом был отец, начальство нуждалось в его умении правильно вести бухгалтерию фабрики. За глаза, а порой и в лицо его называли «бородатым главбухом», и он с удовольствием откликался на это прозвище.

Самое удивительное заключалось в том, что Липа никогда не изучал бухгалтерское дело. Более того, он никогда не учился в светской школе. Как сын и внук хасида, он прошел обычный для еврейского мальчика того времени путь: хедер и ешива. Но его отточенный в изучении изощренных талмудических споров ум и способности к математике помогли легко и быстро овладеть этой совсем непростой и очень ответственной специальностью. Отец часто брал работу на дом, и Хейшке не мог оторвать глаз от того, как летали его пальцы по счетам, как он оперировал цифрами, как своим филигранным, каллиграфическим почерком быстро заполнял толстенные финансовые ведомости и отчеты.

Начальство фабрики воровало, и отцу не раз пытались сунуть в конверте деньги, чтобы он тоже оказался в доле. Но тот категорически отказывался, хотя его зарплаты не хватало на содержание семьи. Хейшке как‑то услышал разговор отца с матерью: «Я не могу нарушать заповедь “не укради”. Даже если это воровство не у конкретного человека, а у государства, грабящего нас всех. Достаточно того, что я вынужден покрывать их жульничество и сводить концы с концами при составлении отчетов. Но если их словят, то я хотя бы смогу утверждать, что просто ошибался, потому что мне подсовывали неправильные цифры. А если я возьму у них хотя бы копейку, то стану полноправным соучастником. Нет, уж лучше жить в нищете, но с чистой совестью».

Никто никогда так и не раскрыл махинаций руководителей «Звезды Октября». Они спокойно проели‑пропили украденное и тем самым избавили «бородатого главбуха» от неприятностей, которых он даже с чистой совестью не смог бы избежать. Из‑за опасения навлечь на себя малейшее подозрение Липа никогда не брал халтур, хотя как опытный бухгалтер мог бы делать это с легкостью. Он прекрасно понимал, что находится в каком‑то странном оазисе: вокруг происходили массовые аресты, а его с отцом почему‑то не трогали. И потому он старался вести себя как можно более осторожно, не привлекать внимания.

Все свои силы и духовную энергию он посвящал соблюдению заповедей и изучению хасидизма. В будние дни времени для учебы почти не было, зато весь шабат отец не расставался с книгой майморим (статей по хасидизму) Ребе Рашаба, изданной в 1905 году. Он учил майморим, напевая хасидский нигун, который Хейшке больше никогда ни от кого не слышал. Эта картинка навсегда врезалась в память Хейшке и стала для него символом настоящей домашней субботы: отец сидит за столом, а перед ним раскрыта толстая книга. Он тихо напевает слова маймора на свой нигун и медленно раскачивается. А мать сидит напротив и смотрит на него с уважением и любовью, отвлекаясь только для того, чтобы цыкнуть на детей, если они поднимают шум и мешают отцу учиться.

Отец строго относился не только к себе, но и к воспитанию детей. Он категорически запрещал вносить в дом все некошерное, как материальное, так и духовное. В духовной сфере запрет распространялся на советские книги — и на русском, и на идише. Эти издания в дом категорически не допускались. Как, впрочем, и светские книги еврейских писателей, вроде рассказов Ицхока‑Лейбуша Переца или стихов Бялика. Но без них прожить было легко. А вот как без продуктов?

Ситуация с ними постоянно была сложной. То есть их не хватало. Но говорить об этом вслух, и уж тем более не с глазу на глаз, не за закрытыми дверями и задернутыми шторами было смертельно опасно. Не один и не два жителя Кролевца и других близлежащих городков исчезли после того, как неосторожно посетовали при посторонних на нехватку продуктов, которых до революции было полным‑полно. Люди исчезали даже за неудачную шутку, так что о нехватке продуктов лучше было молчать. Но молчание вовсе не делало проблему менее острой.

А уж с кошерными продуктами дело было и вовсе швах! Мясо семья видела лишь по субботам и праздникам, и это было едва ли по карману главбуху обувной фабрики. Раз в неделю мать покупала на рынке курицу, шла с ней к шойхету, потом сама общипывала, разделывала ее, высаливала и вымачивала. И в субботнюю дневную трапезу каждому члену семьи доставался маленький кусочек куриного мяса и тарелка бульона с креплах. Помни день субботний, чтобы святить его!

Шойхет в колонии ОЗЕТ (Общества землеустройства еврейских трудящихся). Крым. 1920‑е

В будни питались картошкой, луком, хлебом и кашей. Отец запрещал употреблять молоко, не надоенное евреем, то есть не «холов Исроэль». Когда в дом попадало кошерное молоко, мать готовила из него сметану, варила брынзу. Вкус той брынзы Хейшке запомнил на всю жизнь. Даже много лет спустя, когда он покупал продукты в хабадском молочном магазине Нью‑Йорка, он не мог найти ничего подобного по вкусу и свежести той брынзе, приготовленной матерью. Да и что могло сравниться — молоко мать приносила в ведре прямо от коровы и тут же приступала к изготовлению брынзы. Увы, этот кулинарный праздник случался в доме нечасто. Хотя некошерное молоко достать было намного проще и стоило оно намного дешевле, если отец говорил «нет», это было окончательное «нет».

Как‑то раз в Кролевец приехали из Ленинграда двоюродные братья Хейшке и привезли нечто невиданное, о чем он и мечтать не мог: шоколадку. На ее обертке не было указано, что в состав шоколада входит молоко. Но какой шоколад мог быть сделан без молока? И понятно, что это был не «холов Исроэль». Дедушка позволил младшей сестренке, еще совсем маленькой Цвии, попробовать лакомство. А вот Хейшке, пусть всего лишь восьмилетнему, не достигшему возраста бар мицвы, но мальчику и продолжателю хасидского рода — запретили категорически. А ему так хотелось попробовать диковинную сладость, увиденную впервые в жизни. Он расплакался, начал капризничать и просить : «Дайте укусить хотя бы маленький кусочек. Ну почему Цвиеле можно, а мне нельзя?» И тут мальчик увидел, как отец по‑настоящему на него разгневался. Глаза его, иссиня‑темные, как сливы, казалось, стали еще больше и еще черней. Он пронзительно посмотрел на мальчика и с плохо скрываемым гневом сказал : «Я‑то думал, что у тебя есть только гордыня. Но, оказывается, прихоти крутят тобой еще сильней. Ты должен давать им отпор. И я уверен, что ты сумеешь!»

Отец занимал порой намного более крайние позиции, чем зейде, но всегда исполнял его указания. В доме употребляли только «холов Исроэль», хотя стоило оно намного дороже обычного. А вот масло, изготовленное из обычного молока, зейде разрешал есть детям и матери. Но ни он сам, ни тем более Липа к нему не притрагивались. Никакие лишения, никакие рекомендации врачей не изменили этих установок. Даже когда доктор Орлов велел отцу сменить образ жизни и начать усиленно питаться, иначе ему угрожает ранняя смерть, отец не пошел по легкому пути. Проще всего было обогатить свой рацион жирами — маслом и сметаной из некошерного молока. Их, пусть с небольшим трудом, можно было достать по государственной цене. Но даже малейшего нарушения кашрута для Элиэзера‑Липы Дубравского попросту не существовало. Так он и прожил свою короткую жизнь, такое воспитание дал единственному сыну, ставшему сиротой, едва достигнув возраста бар мицвы.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Миква перед Рош а‑Шана

«Мы евреи, соблюдающие заповеди, и мы хасиды, — говорил отец, немного задыхаясь, когда они спускались с обрыва. — Поэтому нас со всех сторон постоянно окружают опасности, — он остановился и показал палкой туда, где за бурьяном скрывались домики местечка. — Помни об этом, сынок, и поверь мне: они намного страшней, чем окунание в холодную воду»

Странный праведный дед

Менахем‑Мендл Дубравский работал — много и тяжело. Раввин сразу четырех местечек почти не располагал свободным временем. К нему обращались днем и ночью с вопросами, решение которых требовало многих знаний, мудрости и нервов. Но все это с точки зрения советской власти не то что не считалась работой, наоборот, приравнивалось к контрреволюционной деятельности. Так что и для видимости, и для заработка зейде пришлось искать новую специальность.

Первые слихот

Хотя официально Менахем Дубравский считался пролетарием, поскольку трудился рабочим на фабрике по производству обувных шнурков, фактически он был раввином местечка. Даже его обычно суровое и грозное лицо в этот момент изменилось: Хейшке с удивлением увидел, как из глаз деда текут слезы.