Слово раввина

С молитвой по жизни

Берл Лазар 22 мая 2024
Поделиться

Традиционно много вопросов задают о молитвах. Какие молитвы главные? Что самое важное в молитве? Обязательно ли для молитвы ходить в синагогу? Сколько раз в день надо молиться? И вообще, зачем нужно Б‑гу, чтобы мы молились и что‑то просили у Него, ведь Он лучше нас знает, что нам действительно необходимо?

Чтобы разобраться со всеми этими вопросами, нужно прежде всего понять, что такое молитва.

Тора говорит: мы должны «служить Б‑гу своим сердцем». Наши мудрецы объясняют: «служение сердцем» означает, что нужно обращаться к Б‑гу всякий раз, когда у нас возникают проблемы. Молитва — это общение с Б‑гом, при котором мы раскрываем Ему сердце и душу. Понятно, что нужно это в первую очередь нам: в молитвенном общении мы приближаемся к Нему, становимся выше, лучше, получаем заряд сил и оптимизма.

Но тут возникает вопрос: как молиться? И прежде всего, насколько регулярно это надо делать? Есть такой еврейский анекдот: три еврея поспорили, сколько раз надо молиться. Один сказал: я молюсь три раза. Другой похвастался: а я четыре. Третий посмотрел на обоих с пренебрежением и объявил: а я молюсь целых пять раз! Оказалось, он действительно молится пять раз — правда, только один раз в год, на Йом Кипур, когда нужно произнести пять молитв. Тот, кто хвалился, что молится четырежды, тоже не солгал: он общался с Б‑гом только в шабат, когда полагается сказать четыре молитвы. И лишь первый еврей, самый скромный, молился трижды, потому что каждый день ходил в синагогу и произносил там молитвы утром, днем и вечером.

Наши мудрецы постановили молиться трижды в память о службах в Храме, где наши предки приносили жертвы утром и в полдень, а вечером жертвоприношения сжигались. Но при этом в Талмуде можно найти ссылки на то, что и наши праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков, молились трижды в день. С тех древних времен к нам пришла главная наша молитва — амида (она так называется, потому что произносить ее надо стоя), она же «Шмоне эсре», «18 благословений».

Каждая молитва также состоит из трех частей. Сначала мы восхваляем Б‑га. Не для Него, а для себя: чтобы легче было раскрыть свою душу Тому, Кто так велик и так добр. Дальше следует собственно наша просьба. А в конце мы благодарим Б‑га за то, что Он уже сделал для нас. Если мы хотим стать ближе к Б‑гу — а мы этого, естественно, хотим, даже очень, — надо уметь проявлять благодарность в ответ на добро.

Следующий вопрос: где молиться. В идеале лучше идти в синагогу и молиться коллективно. В Талмуде сказано, что тфила ба‑цибур, молитва всем обществом, лучше слышна Б‑гу, чем молитва одного человека. Но понятно, что далеко не каждый может себе такое позволить. Поэтому можно молиться и дома, и на работе, и даже в пути. Б‑г слышит каждого из нас, видит каждого и интересуется каждым.

И здесь мы подходим к главному вопросу, который неизбежно возникает у человека: а зачем просить Б‑га? Ведь Он и без того все о нас знает и куда лучше нашего понимает, что нам на самом деле нужно.

Ответ таков: мы просим, потому что это нужно нам. Чтобы хорошенько понять, что все на свете мы получаем от Б‑га. Чтобы каждый день напоминать себе, откуда к нам приходит все необходимое — здоровье, заработок, мудрость, семейное счастье… Вообще все хорошее, что у нас есть!

На этот счет есть притча. Один царь заблудился в лесу и чуть не умер, но встретил троих охотников, которые вывели его в город. Просите, что хотите, сказал царь, все обещаю вам дать! Первый охотник попросил просторный дом, и тут же его получил. Второй захотел много денег, и его тут же отвели в хранилище казны: бери сколько унесешь. А третий хитро улыбнулся и сказал: «Мне ничего не надо, все есть, одного только прошу: чтобы каждый день встречаться с царем и что‑нибудь просить. А лучше три раза в день…»

В этом же контексте надо понимать, что не может быть молитвы без результата. Порой приходится слышать жалобы: дескать, я долго молился, а оно не сбылось. Но стоит спросить себя: а действительно ли то, чего ты просишь, так уж необходимо? И нет ли опасности, что исполнение некоторых твоих желаний приведет к негативным последствиям для других людей, которые ничем тебя не хуже, а то и для тебя самого?

Наконец, последнее и, возможно, наиболее важное. Молитва позволяет нам стать ближе к Б‑гу не только затем, чтобы что‑то от Него получить, но чтобы лучше Ему служить, исполнять те задачи, которые Он перед нами ставит. А для этого необходимо здоровье, необходима обеспеченность, необходимо свободное время в конце концов. И это все Он дает нам.

Вот почему самой ценной из молитв считается минха — та, что произносится среди дня, когда мы особенно заняты. Чтобы найти для нее время и как следует сосредоточиться, необходимы особые усилия. Зато и благословений от Б‑га мы за нее получаем больше.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

С чего начнем?

Ребе перечислил десять мицвот, которые легко соблюдать и которые помогают человеку защитить себя и помочь в защите других. Это надевание тфилин, чтение Торы, установка мезузы, а также цдака, субботние свечи, еврейские книги в доме, кашрут, забота о воспитании детей, соблюдение семейной чистоты и любовь к ближнему. Все это доступно даже человеку, прежде далекому от еврейства. Даже если еврей находится далеко от Израиля, объяснял Ребе, когда он надевает тфилин и прикрепляет мезузу, а женщины зажигают субботние свечи, это помогает в жизни им самим, их родным и всему еврейскому народу.

«Шма Исраэль»: чтобы услышать и чтобы сказать

Мудрецы Талмуда, комментируя одну из важнейших молитв, «Шма Исраэль», особо подчеркивают: она потому и называется «Слушай, Израиль» — а не, к примеру, «знай» или «верь», — что молиться следует вслух. Да, молитва должна идти от сердца, но молиться только лишь «в сердце своем» совершенно недостаточно: если не выразить это словами, заповедь молитвенного служения выполнена не будет. Недаром еврейские врачи шутят: у наших соплеменников потому так много инфарктов, что слишком большая нагрузка на сердце: люди занимают его тем, что должно реализовываться словами и делами!

Что в имени тебе моем?..

Если верующий ведет себя правильно, люди говорят: «Смотрите, какой он честный и порядочный — это потому, что Б‑г дал ему правильные заповеди». Если же, не дай Б‑г, верующий согрешил — тем самым он осквернил Имя Б‑жье в глазах окружающих. Для нас это самый страшный грех.