Слово раввина

Что в имени тебе моем?..

Берл Лазар 17 января 2018
Поделиться

В последние недели самой популярной темой мировых СМИ в очередной раз стали разоблачения высокопоставленных деятелей. Среди фигурантов скандальных публикаций видные политики, бизнесмены, деятели шоу‑бизнеса. Некоторые из них ухитрялись держать свои грехи в тайне годами — но теперь неприглядные истории вышли на свет, и карьера этих людей погублена безвозвратно. На собственном опыте они узнали справедливость поговорки из Талмуда: «Соф ганав битлия», «всякий вор кончит в петле».

Именно о таких ситуациях сегодняшняя мишна: «Тот, кто оскверняет Имя Г‑спода втайне, будет наказан публично, и не имеет значения, случайно или преднамеренно совершено это осквернение».

Сейчас, в век интернета, невозможно скрывать что‑то длительное время: правда все равно выйдет на свет Б‑жий. Но и две тысячи лет назад наши мудрецы предостерегали: грех невозможно сохранить в тайне. Б‑г в любом случае все видит. Конечно, человек, совершающий неблаговидные поступки, о Б‑ге не думает, ему важно скрыть свои дела от других людей: он «больше боится милиционера, чем Г‑спода». И тут Б‑г обеспечивает ему как раз то наказание, которого грешник всеми силами старается избежать: проступок становится известен.

Мы знаем, что наша главная задача в мире — освящение Имени Б‑жьего. Как сказано у Йешаяу: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (43:21). При этом Тора специально предупреждает: «Не бесчестите святого Имени Моего» (Ваикра, 22:32). Если каждый наш хороший поступок славит Б‑га — каждый наш грех Его бесчестит.

Для верующего человека освящать Имя Б‑жье своими делами — долг вдвойне. Ведь мы не только сознаем необходимость делать богоугодные дела, но и служим примером другим людям: по поведению верующего человека они судят о Б‑ге. Ко мне часто приходят молодые люди, выбравшие для себя религиозный образ жизни, и жалуются, что воспитанные в атеистических традициях родители их не понимают. Я им даю всегда один совет: веди себя так, как положено верующему, — и родители увидят, что религия делает тебя лучше.

Если верующий ведет себя правильно, люди говорят: «Смотрите, какой он честный и порядочный — это потому, что Б‑г дал ему правильные заповеди». Если же, не дай Б‑г, верующий согрешил — тем самым он осквернил Имя Б‑жье в глазах окружающих. Для нас это самый страшный грех: как сказано в Талмуде, «покаяние того, кто виновен в осквернении Имени, не приостанавливает кару небес, Йом Кипур не искупает греха, и муки не очищают его».

Причина такой строгости понятна: наказание полагается не только за то, что ты сделал, но и за вину более серьезную: за то негативное влияние, которое твой проступок оказал на других людей. Причем негативное влияние невозможно исправить, как бы сам грешник потом ни каялся. Один раз люди увидят, что верующий ведет себя недостойно, и у них в памяти на всю жизнь останется предубеждение не только против конкретного человека, но и против Б‑га, которому этот человек должен служить. Наши мудрецы предостерегают: «Если некто учит Тору, но ведет себя грубо, в делах нечестен, что скажут о нем? Горе этому человеку, учившему Тору, горе отцу его, горе учителю его — и блаженны те, кто не учил Тору». И наоборот: «Если некто учит Тору и честен в делах, и дружелюбны речи его <…> скажут о нем: блажен отец, наставивший его в Торе, блажен учитель, наставивший его в Торе; горе тем, кто не учил Тору».

При этом не имеет значения, намеренно или «случайно» человек согрешил. Когда осквернение Имени совершено преднамеренно, все понятно: грешник знает, что творит зло, и как бы бросает вызов Б‑гу. Значит, получает, что заслужил. Но если грешник задним числом утверждает, что осквернил Имя Б‑жье ненамеренно, без злого умысла, — такое утверждение не выдерживает критики. Оно означает только одно: грешник вообще о Б‑ге не думал! Либо он просто неверующий — и тогда платит цену за то, что отверг своего небесного Отца; либо он фальшивый верующий — и тогда тем более заслуживает наказания, поскольку забыл своего небесного Отца. Если ты всегда с Б‑гом, тебе вообще не придет в голову грешить: ты думаешь только о том, как лучше выполнить волю Его и освятить Имя Его.

Несколько лет назад в западной прессе широкий резонанс получила история одного раввина, который нашел клад. Этот раввин на интернет‑аукционе купил старинный стол, привез его домой, и тут выяснилось, что стол не пролезает в двери. Раввин стол разобрал — и обнаружил внутри пакет с крупной суммой денег, почти сто тысяч долларов! Разумеется, он сразу же связался с организаторами аукциона, узнал имя прежней владелицы и вернул ей деньги. Оказалось, это было наследство, полученное женщиной много лет назад и спрятанное так тщательно, что сама владелица забыла, куда положила. Женщина пыталась уговорить раввина принять часть суммы в награду, но тот ответил отказом: «Если бы Б‑г хотел, чтобы я получил эти деньги, Он выбрал бы другой способ передать их в мои руки. А сейчас мое вознаграждение в том, что я выполнил заповедь Г‑сподню». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Единственное качество, которому не вредит крайность

Гордыня начинается там и тогда, где и когда человек приходит к выводу, что эти хорошие черты — его личное достижение. В этот момент он неизбежно начинает гордиться собой, а на других людей, не столь «успешных», смотрит сверху вниз. И всё: он охвачен гордыней, которую Тора приравнивает к идолопоклонству.

«Лузер» — это не по‑еврейски

Наша традиция основана на принципиально иной системе ценностей: жизнь — это служение Б‑гу, Б‑г каждому дает свое уникальное задание, которое не может выполнить никто другой. Поэтому не может быть «победителей», и тем более не может быть «лузеров». Мишна так формулирует эту истину: «Не презирай никакого человека и не считай что‑либо невозможным: ибо нет человека, у которого не было бы его часа, и нет вещи, у которой не было бы ее места».

Идеалы и интересы

Жить по Торе означает не просто «жить достойно», но еще и «жить с удовольствием». Само соблюдение заповедей делает нашу жизнь лучше: соблюдение шабата и праздников дарит радость и веселье, соблюдение кашрута дарит здоровье, молитва позволяет общаться с Б‑гом, цдака дает чувство удовлетворения от того, что принес добро другим людям…