Кабинет историка

Римский император Антонин Пий — благочестивый владетель душ

Борис Якубович 29 апреля 2021
Поделиться

На смену Флавиям, воцарившимся в Риме на гребне победы в Первой Иудейской войне (66–73 годы новой эры), пришла династия Антонинов. Если такие экзотические персонажи, вернее монстры, как Тиберий, Калигула или Нерон, держали сенаторов в постоянном страхе, то новая династия с первых дней своего существования проводила политику умиротворения этого высшего законодательного органа империи. В правление Антонинов осуществлялась наиболее приемлемая для сената форма монархического режима, в результате чего власть передавалась не сыну или ближайшему родственнику императора, а человеку, которого он усыновлял с одобрения сената. Каждый правитель династии Антонинов при вступлении на престол давал клятву не казнить, не лишать имущества и не принимать доносов об оскорблении величия. Почти столетнее правление Антонинов, видимо, настолько заворожило последующих историков консолидацией общества и относительно высоким уровнем жизни населения, что впоследствии получило название золотого века Римского государства.

Знаменитый ритор II века Элий Аристид в своем панегерике городу Риму восторженно писал: «В наше время все города империи соперничают между собой в красоте и привлекательности, сияют блеском и роскошью, а вся земля украшена, как сад. Возможен ли лучший и более полезный строй, чем нынешний?!» Однако видимое процветание империи было непрочным, поскольку таило в себе крупные угрозы, связанные с восточными территориями, наиболее беспокойной из которых являлась Палестина.

Антонин Пий

В 135 году завершилась Вторая Иудейская война, которая отличалась не менее кровавыми и драматическими коллизиями, нежели предыдущая. Это ужасное время напрямую связано с именем императора Адриана, человека незаурядного и по своей природе вовсе не склонного к кровопролитию. Тем не менее сей утонченный интеллектуал, знаток и поклонник античной культуры, прекрасно разбиравшийся в религиозных особенностях народов каждого региона, находившийся, кстати, в дружеских отношениях с мудрым еврейским законоучителем Иошуа бен Хананией, так и не сумел подобрать ключи к сердцам свободолюбивых обитателей Иудеи. Конечно, вину за разыгравшуюся трагедию Адриан должен разделить с экстремистски настроенными вождями этой провинции, подтолкнувшими людей к восстанию. Особенно горько то обстоятельство, что ими являлись такие харизматические лидеры, как знаменитый законоучитель и пророк Акиба бен Иосиф и предводитель восстания Симон Бар Кохба. 

После разгрома повстанцев Палестина была фактически превращена в выжженную землю. Повсеместно происходило безжалостное истребление евреев. Их, по самым скромным подсчетам, уничтожили свыше 200 000, а разрушенный Иерусалим был преобразован в римское военизированное поселение.

Адриан, как и многие высокообразованные эстеты эллинистического мира, имел бисексуальную ориентацию, отдавая соответствующую дань не только прекрасной половине человечества, но и смазливым юношам. Хорошо известна его болезненно-трагическая связь с юным Антиноем… После смерти этого красавца император его обожествил, соорудив множество памятников по всей стране. По этому же принципу, презрев ропот сенаторов, властитель Рима назначил себе преемника в лице болезненного и развращенного Луция Вера. Наверное, для государства стало счастьем, что этот изящный; красноречивый, но политически абсолютно бесталанный человек умер еще при жизни Адриана. В этот момент император, которому оставалось жить меньше полугода, и сделал блестящий выбор, почти на четверть века обеспечивший Риму покой и благополучие.

 

Сын двух матерей

Согласно официальной версии, Тит Аврелий Аррий Антонин родился 19 сентября 86 года. Это, тогда ничем не примечательное, событие произошло в период правления Домициана — последнего императора из короткой династии Флавиев, который, в отличие от предшественников, сумел вызвать всеобщее недовольство своим деспотическим характером. Налог на евреев, установленный после разгрома Первого Иудейского восстания, взимался им с особой жестокостью. Ознакомившись с мессианскими чаяниями евреев, связанными с именем знаменитого царя Давида, разъяренный Домициан велел вызвать в Рим уцелевших потомков библейского героя и псалмопевца, но, убедившись в их абсолютной нынешней безопасности для своего престола, отпустил восвояси.

В Талмуде сохранился пространный, полуисторический-полулегендарный рассказ, к сожалению, не лишенный хронологических и психологических неточностей, но при этом раскрывающий удивительные подробности детства Антонина, которые в известной степени проливают свет на многие черты его характера. В соответствии с талмудическим текстом, мать некоего рабби, спасая обрезанного ребенка от жестоких чиновников Домициана, умолила жившую по соседству римлянку временно обменять своего сына на ее мальчика, которого та родила почти одновременно с ней, дабы продемонстрировать «опричникам», что ее ребенок не подвергнут запрещенному в Риме обряду. Этим младенцем и был будущий император. К тому же у его настоящей матери не оказалось молока… Маленькому Антонину некоторое время пришлось пожить в еврейской семье и, соответственно, быть вскормленным молоком еврейской женщины.

Самой большой загадкой, и по сей день не имеющей окончательного разрешения, является личность того самого рабби, который оказался молочным братом будущего императора. Выдающийся еврейский историк Генрих Грец отождествлял этого человека со знаменитым законоучителем, преемником великого мудреца Гиллеля Иудой Ганаси, однако с хронологической точки зрения подобная версия представляется необоснованной, да и попросту ошибочной, поскольку рабби Ганаси, получивший при жизни чуть ли не мессианское прозвище Святой, в пору воцарения Антонина был еще ребенком.

По мнению некоторых современных ученых, наиболее вероятной фигурой, скрывающейся за обезличенной формулой «рабби», является ученик Акибы Иуда бен Илаи. Имя этого известного танная — законоучителя времен формирования текстов Мишны — часто встречается на страницах Талмуда. После описанных событий, связанных с гонениями Домициана, его родители долгое время жили в Александрии. Казалось бы, в душе мальчика должна была затаиться неистребимая ненависть к римским угнетателям, но, как ни странно, Иуда бен Илаи относился к ним вполне снисходительно и дружелюбно. «Какие прекрасные и полезные учреждения имеются у этой нации!» — восхищенно отзывался он о «покорителях мира».

В 138 году новой эры освободившийся после смерти Адриана римский трон занял его приемный сын Антонин, получивший в народе уважительное прозвище Пий (Благочестивый). К тому времени вскормленный еврейской матерью новый император был уже далеко не мальчик — ему минуло 52 года. По всеобщему признанию, Антонин был отмечен поистине редкими достоинствами. Согласно свидетельству античного историка Юлия Капитолина, он выделялся своей приятной наружностью, славился добрым нравом, отличался благородным милосердием, обладал необыкновенными дарованиями, блестящим красноречием, превосходно знал литературу, был мягким и щедрым, никогда не посягал на чужое, у него было хорошее чувство меры и отсутствовало всякое тщеславие. Он был от природы очень отзывчивым и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка. Увы, этот превосходный государственный деятель не был счастлив в личной жизни, как того несомненно заслуживал. Имя его супруги Фаустины Старшей почти столь же печально известно, сколь имя Мессалины… Подобно своей предшественнице, ставшей воистину притчей во языцех, красавица Фаустина не слишком утруждала себя соблюдением правил приличия, а попросту говоря, проявляла исключительную склонность к самому изощренному и разнузданному разврату. Она находилась в расцвете молодости, и уже зрелый годами, серьезный и положительный Антонин был ей скучен и даже смешон. Разумеется, император знал о беспутном поведении жены — об этом открыто судачил весь город, но никаких мер не принимал. На третьем году правления Антонина Фаустина Старшая заболела и умерла, и этот безупречный человек добился от сената соблюдения всех подобающих титулу императрицы почестей усопшей.

Не довелось ему обрести утешения и в детях… Два его сына умерли еще до вступления Антонина на престол, а дочь, носившая одно имя с матерью, в полной мере унаследовала и все ее пороки.

 

Отец народа

Религиозные преследования евреев, предпринятые Адрианом, опустошили Палестину. Многие города и крепости страны были разрушены и почти повсеместно обезлюдели, поэтому нетрудно представить себе бурную радость, охватившую многочисленные разрозненные еврейские общины при известии о смерти безжалостного гонителя. Теперь нужно было действовать. Благодаря покровительству некой влиятельной и знатной римской матроны, видимо тайно исповедовавшей иудаизм, в 138 году в столицу прибыла представительная еврейская делегация, в составе которой, судя по всему, находился молочный брат нового императора Иуда бен Илаи. Император тепло встретил бородатых посланцев несчастного племени, долго беседовал с ними и в тот же день издал указ, разрешающий евреям предать священному погребению всех своих павших мучеников.

Полгода спустя гуманный правитель империи отменил эдикт своего предшественника, коим воспрещалось отправление еврейских религиозных обрядов, поставив, правда, единственное условие — прекратить вербовку прозелитов. Не переставая возносить благодарственные молитвы владыке Рима, евреи постепенно стали возвращаться в Палестину и восстанавливать обращенные в руины города и селения Земли обетованной.

Следует сказать, что наряду с евреями веротерпимая, гуманистическая политика Антонина в полной мере распространялась и на тяжело пострадавшие во времена Нерона христианские общины империи, поскольку, не изменяя традиционным римским культам, новый монарх не усматривал в них угрозу благополучию государства. Вообще, Антонин управлял народом с чрезвычайной заботливостью, а принимая какие-либо важные решения, обязательно советовался с друзьями, среди которых, вероятно, находился рабби Иуда бен Илаи.

В талмудических сказаниях приводится немало примеров, свидетельствующих о добрых личных отношениях между императором и еврейским мудрецом. Сохранились подробные предания о празднествах, которые каждый из них устраивал, принимая у себя дома своего друга. В этих преданиях перечисляются даже подававшиеся на стол блюда.                      

Будучи в душе абсолютным миротворцем, Антонин, сообразуясь с реальностью, все-таки вынужден был вести военные действия, не принимая, впрочем, в них личного участия. В те годы римским армиям пришлось воевать против британцев, мавров, германцев, а также усмирять волнения, возникшие в Египте. По поводу египетских событий в Талмуде говорится, что данная экспедиция была предпринята Антонином по настоятельному совету рабби, который обосновывал свое мнение стихом из пророчества Иезекийля: «…И будет он слабее других царств и не будет более возноситься над народами!»:

Наиболее серьезным вопросом, к которому император должен был подойти с особой осмотрительностью, являлся порядок престолонаследия. В том, что на римском троне должен оказаться человек высоких моральных качеств, способный продолжить усилия Антонина, направленные на мирное процветание государства, сомнений ни у кого не возникало. Возможно, что среди прочих идей на сей счет император руководствовался известным изречением своего еврейского друга и советника: «Всякий, кто не обучает своего сына нужному ремеслу, толкает его на грабеж».

После определенных сомнений и колебаний Антонин назначил своими наследниками и, соответственно, усыновил двоих знатных юношей, старший из которых получил в жены единственную дочь императора — девицу, напомним, не самых высоких моральных качеств. Впоследствии ему предстояло стать единственным в истории коронованным философом под именем Марка Аврелия.

Толерантная, гуманная политика Антонина Пия в еврейском вопросе особенно ярко проявилась в отношении построенного в начале новой эры палестинского города Тивериада, расположенного на берегу Генисаретского озера и славившегося своими целебными теплыми источниками. Возможно, именно в силу данного обстоятельства многие вернувшиеся после долгих лет изгнания на Землю обетованную еврейские семьи охотно селились в Тивериаде. Откликаясь на постоянные просьбы рабби, император помог заново отстроить полуразрушенный город и значительно облегчил налоговое бремя для его жителей.

Привязанность Антонина к своему другу нередко подтверждали богатые подарки, от которых благородный рабби постоянно отказывался. «Возьми! — мягко, но настойчиво убеждал его император. — Для твоего народа могут наступить трудные времена, и тогда золото поможет ему откупиться от алчности и злобы».

Помимо многострадальной Палестины Антонин восстанавливал и заново отстраивал населенные пункты в других провинциях. Как утверждала молва, не было ни одного города в империи, где не сохранились бы свидетельства его щедрости и сострадания к чужому горю. К его имени с огромным почтением относились правители больших и малых государств, поскольку мир поддерживался во многом благодаря высочайшей личной репутации императора.

Антонин Пий — истинно благочестивый и всеми любимый монарх — скончался в Риме 7 марта 161 года, горько оплакиваемый безутешным народом. Сенаторы единодушно и без малейшего колебания провозгласили почившего императора божественным. Когда покинул земную юдоль рабби, доподлинно неизвестно, но по туманным намекам, сохранившимся в агадических сказаниях, его последние слова были обращены к Создателю, а также царственному другу.

 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 703)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Прокураторы Иудеи

Для того чтобы строптивые иудеи могли сохранять иллюзорную видимость автономии, по решению Августа резиденцию прокуратора следовало размещать не в вольнолюбивом Иерусалиме, а в провинциальной Кесарии. Первым римским прокуратором Иудеи считается Колоний. Три следующих наместника Иудеи — Амбивий, Анней Руф и Граций — не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории. В отличие от них, имя пятого прокуратора, вошедшее во все учебники истории, сделалось поистине нарицательным, ибо им являлся знаменитый Понтий Пилат.

Береника, еврейская царица Рима, и происхождение теории замены

История Береники — это история еврейской замены через одного человека — женщину, которая могла сама заменить династию Флавиев династией еврейских императоров. Мысль о том, что одна еврейка может превратить западное общество в еврейское царство, стала источником непрекращающегося страха. Даже реальная трансформация Римской империи путем превращения в государственную религию христианства не положила конец обвинениям в иудействовании.

Друг Калигулы

Агриппа лишился отца, когда ему едва исполнилось три года. Шестилетним ребенком, с целью получения достойного воспитания и образования, он был отправлен в Рим. В Вечном городе юный иудей тесно сблизился с сыном будущего императора Тиберия Друзом и в компании с ним участвовал в кутежах, проматывая деньги, отпущенные на его содержание. в нищете, преследуемый кредиторами. С трудом избежав долговой тюрьмы, Агриппа отплыл в Иудею.