Прошлое наизнанку

Береника, еврейская царица Рима, и происхождение теории замены

Фредерик Брэндфон. Перевод с английского Любови Черниной 17 декабря 2020
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Первый случай паники, связанной с опасением, что евреи нарушат общественный порядок и заменят его собственным, видимо, произошел в Риме в I веке н. э. Возникло обстоятельство, которое угрожало римскому господству над Средиземноморьем, а именно опасность, что на смену роду Флавиев придет выскочка из евреев.

В 70 году н. э. сын римского императора Веспасиана Тит подавил восстание в Иудее, разрушил Иерусалим и Второй храм. Однако, одержав победу, он выбрал себе в подруги Беренику, сестру Агриппы II, бывшего царя побежденной Иудеи. Этот выбор был не так странен, как может показаться: Береника и ее брат с самого начала выступали противниками восстания евреев. Вместе с трофеями из Храма Тит привез Беренику в Рим, где, по сообщению Диона Кассия («Римская история» LXV.15), она жила с ним и была его императрицей, пользуясь немалой властью.

Некоторым римлянам роман Тита и Береники не нравился, и они выступали против нее. В предыдущем браке с царем Понта она потребовала от мужа, чтобы тот обратился в иудаизм и сделал обрезание. Видимо, существовали опасения, что она убедит сделать то же самое и Тита. В результате еврей стал бы римским императором, что изменило бы результат Иудейской войны с точностью до наоборот. И что еще хуже, дети Тита и Береники были бы евреями, а это значит, что будущие императоры тоже станут евреями. Другими словами, Римская империя окажется в еврейских руках.

Тит понимал эти последствия и понимал необходимость их предотвратить. На самом деле предшествующие династии тоже сталкивались с обвинением в иудаизации империи. Императора Клавдия, правившего за два десятка лет до Тита, обвинял в иудействовании заезжий вельможа Исидор Александрийский. Несколькими годами позже Нерона, правившего Римом до 68 году н. э., всего за два года до Флавиев, связывали с евреями. Его жена принадлежала к секте «боящихся Б‑га высочайшего», то есть ей не чужды были определенные еврейские практики, хотя полностью в иудаизм она не переходила. Так что роман Тита имел прецеденты, и обвинения не заставили себя ждать.

Джованни Вольпато. Арка Тита. Около 1780.

Тит понимал, что возможное восхождение Береники на императорский престол станет угрозой, реальной или воображаемой, будущему молодой династии Флавиев, которая, как и все прочие династии, нуждалась в стабильности, а не в конфликтах. Береника была отправлена в изгнание.

История Береники — это история еврейской замены через одного человека — женщину, которая могла сама заменить династию Флавиев династией еврейских императоров. Мысль о том, что одна еврейка может превратить западное общество в еврейское царство, стала источником непрекращающегося страха.

Даже реальная трансформация Римской империи путем превращения в государственную религию христианства — религии, усвоившей Еврейскую Библию и заменившей традиционных римских богов распятым евреем — не положила конец обвинениям в иудействовании. Позднее императоров обвиняли в связи с евреями, когда они поддерживали евреев против христиан. В 287 и 388 годах в Риме и месопотамском Каллинике сожгли синагоги. Император Запада Магн Максим приказал отстроить римскую синагогу, и его тут же обозвали евреем.

Когда был издан приказ о восстановлении синагоги и в Междуречье, епископ Амвросий Медиоланский счел необходимым вмешаться. Он написал послание императору Восточной Римской империи Феодосию, а также проповедь — эти тексты были куда сложнее, чем просто приравнивание к евреям, но заключение было именно такое. Амвросий, впоследствии причисленный к лику святых, заявлял, что возмещая убытки, понесенные евреями, император исполняет букву, а не дух закона. Убив Христа, евреи поставили себя вне закона, и поэтому им не дозволено требовать правосудия против христиан. Наконец, в послании Амвросий не смог удержаться и не сказать Феодосию, что если правосудие закрывает глаза на различия между евреями и христианами, то император тоже, наверное, еврей — как это говорили о сопернике Феодосия Максиме.

Позднее, когда на смену императорам пришли папы, их тоже обвиняли в еврействе. Беспокойство католиков в отношении пап‑евреев лучше всего выразил римский поэт Джузеппе Джоакино Белли (1791–1863) — народный поэт, сочинивший сотни сонетов на римском диалекте и весьма озабоченный положением евреев в родном городе. Большая часть его стихотворений никак не связаны с евреями, но в них нередко в сатирической форме выражен страх, что папа и Рим станут еврейскими. Если у папы Григория XVI (1831–1846) есть друг еврей, а таким другом был раввин Моше Саббато Беэр, то всегда существует опасность, что папа перейдет в другую веру.

 

Он [рабби Беэр] был другом папы,

И в тот же день, когда папу избрали,

Он взял перо и сочинил сонет,

Наполовину на иврите, наполовину на латыни.

А когда он умер, папа пролил много слез.

Пусть он папа, но сердце его разбито.

Говорю вам, проживи раввин чуть дольше,

Либо он стал бы христианином,

Либо папа превратился бы в еврея.

Сонет 1544. «Смерть раввина» («La morte der Rabbino»)

 

 

«Смерть раввина» не уникальна для творчества Белли. К мысли о превращении папы в еврея Белли возвращался неоднократно. В 1832 году, когда после наполеоновских войн Венский конгресс восстановил суверенитет Папского государства, папа Григорий XVI не без трудностей получил кредит у Карла Майера Ротшильда — представителя знаменитой еврейской банкирской семьи. В сонете 622 «Источник наших бед» («Er motive de li guai») Белли оплакивает не только то, что папа «объевреился» в результате своих финансовых махинаций, но и что весь Рим стал еврейским.

 

Хочешь знать, почему Рим в такой беде,

Почему Господь обрек его на такие страдания? Я тебе скажу.

Это потому что папа стал евреем,

И все, что осталось в нем папского, — это облачение.

Увы нам. [И делать нечего]

Ведь заняв столько денег у смрадного еврея,

Папа Григорий продал ему Рим и Папское государство!

 

Более того, в «Смертельной холере II» («Er còlera mòrribus II») Белли заявляет, что, раз евреи выручили Ватикан, весь Рим превратился в гетто.

 

Ведь Рим превратился в гетто злодейства чернее самой черной шляпы.

 

Ранее при жизни Белли папа Пий VII был отправлен в изгнание, и Наполеон держал его под стражей в Фонтенбло. Там в 1814 году он подписал, вероятно под принуждением, договор с французским императором и тем самым настолько возмутил тех, кто его поддерживал в Риме, что римляне, говорят, горько шутили: «Если это правда, давайте все отправимся в гетто и станем евреями».

Конечно, папа не стал евреем, и Наполеон евреем не был. Тем не менее даже абсолютно не связанные с евреями события тут же привели к появлению на поверхности страхов, что Рим, Вечный город и центр католического мира, может стать еврейской твердыней.

Однако если римский народ и Белли шутили о том, как Рим превращается в гетто, то к концу XIX века, сразу после ликвидации в Риме настоящего гетто, популярные итальянские романы выражали такую же тревогу в мелодраматическом ключе. В 1870 году, когда папа находился не в изгнании, но был практически заперт в Ватикане, Папское государство вынуждено было признать объединение Италии и новое светское демократическое правительство. Одновременно евреев выпустили из римского гетто, и по всей Италии прошла эмансипация. В то же время фантазия о том, что теперь евреям ничто не мешает вытеснить своих католических соседей, захлестнула популярную литературу.

Василий Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. 1875.

Например, в романе Каролины Инверницио «Сирота из гетто» («L’Orfana del Ghetto»), опубликованном в 1887 году, повествуется готическая история о двух детях, которых подменили при рождении: ребенка, родившегося у христиан, воспитали евреем, а ребенка, родившегося евреем, воспитали христианином. Ошибка в итоге становится известна, и в ходе романа ее удается исправить. Тем не менее главный мотив сюжета о замене христианина на еврея имел тяжелые последствия. В конце еврейка Лучана, которую вырастили христиане, с гордостью заявляет: «Мы владеем миром».

По мнению Лучаны и по мнению Инверницио, евреи владеют или завладеют миром, потому что мир стал таким, что его можно купить за еврейские деньги. Читателей «Сироты из гетто» подводили к мысли, что даже случайная подмена одного христианина одним евреем может привести к установлению гегемонии евреев. Точно так же в период фашизма (1922–1943) популярны были романы о евреях, которые сознательно притворяются христианами, чтобы породниться с почтенными христианскими семействами и присвоить их власть и деньги. Роман «Сердце справа» («Il cuore a destra») Джан‑Паоло Каллегари рассказывает о венгерском еврее с недвусмысленным именем Голд, который травит соотечественников гнилой свининой. Вынужденный бежать из Венгрии, он встречается с группой венских евреев, которые плетут заговор, чтобы завладеть мировыми финансовыми центрами. В интересах своего заговора они отправляют его в Рим, где он должен объявить себя католиком и обманом жениться на девушке из состоятельной христианской семьи. Заменив власть католиков тайной властью евреев, он сделает шаг на пути к цели — добиться власти евреев над миром.

В «Сердце справа» содержится фашистское переложение теории замещения. Роман начинается с известного средневекового обвинения в адрес евреев, которые якобы пытаются отравить соседей‑христиан. Затем добавляется идея международного заговора, целью которой является замена мировых правителей, каковыми, по мнению фашистов, были финансовые магнаты. Но поскольку в Италии евреи составляли ничтожное меньшинство — 45 тыс. из 47 млн по переписи 1938 года, — то нападение должно быть индивидуальным. Несколько скрытых евреев с хорошим положением в обществе, представляющих иностранных заговорщиков, завладеют Италией, «сообществом народов» и в конечном счете всем миром. У Каллегари евреи уже завладели Италией. Теперь это «вражеская территория», которую необходимо отвоевать.

В XXI веке теория замены рассматривает малочисленность евреев иначе. Вместо того чтобы остерегаться отдельных евреев, которые упорно заменяют собой неевреев в надежде завладеть миром, сторонники теории замены заявляют, что раскрыли другой фантастический заговор: они обвиняют еврейские группы вроде Общества помощи еврейским иммигрантам в том, что они планируют вторжение мигрантов, чтобы отобрать политическую власть у белых на всех уровнях.

Но эта фантазия — ответ на те же страхи, которые лежали в основе идей о еврейских заменах на индивидуальном уровне. Видим ли мы страх, что один еврей заменит собой одного нееврея и это приведет к власти евреев, или что папа может стать евреем, или что евреи проникнут в среду итальянских коммерсантов ХХ века, или что еврей спланировал захват США иммигрантами из Латинской Америки — в основе этот один и тот же страх. И этот страх и неуверенность заставили Роберта Бауэрса совершить массовое убийство в Питтсбурге: он считал, что наблюдает, как евреи устраивают вторжение в Америку, и ему ничего не остается, как совершить убийство, чтобы остановить это.

Для тех, кто боится быть вытесненным, пугающее их будущее удобно и знакомо евреям, которые его создают. Пропасть между тем, что знают те, кто творит будущее (то есть евреи), и те, кто видит себя их жертвами, только усиливает тревогу последних, воображающих, что нужно действовать, пока это будущее еще не настало.

Оригинальная публикация: Berenice, the Jewish Queen of Rome, and the Origins of Replacement Theory

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Прекрасные еврейки

Лия Рафалович-Сталинская, дочка трактирщика, выйдя за адмирала Грейга, сделалась чрезвычайно влиятельной фигурой на Черноморском флоте России. Оставаясь, несмотря на крещение и появление буквы «Ю» перед именем (Юлия), преданной почитательницей Ружинского цадика, она уже в качестве «тетки Леи» оказывала заступничество притесняемым евреям.

Елена Адиабенская

В Талмуде сохранился интересный рассказ о Празднике кущей (Суккос), во время которого Елена пожелала выстроить себе шалаш, значительно превосходивший допустимую высоту. Наверное, в первый и последний раз священники Храма, принимая во внимание ее огромные заслуги перед Всевышним и его народом, закрыли глаза на подобное нарушение канонов.

Нерон и евреи

Посланцы иудейского народа смиренно принесли к стопам императора жалобу на действия прокуратора, а также нижайшее прошение об освобождении томящихся в римской темнице раввинов. Нерон благосклонно выслушал народных избранников и удовлетворил их просьбы. Объяснить необычайную покладистость Хозяина Рима каким-то особым расположением к евреям было бы весьма наивным, ибо истинная причина его поведения крылась в женщине, в тот период безраздельно владевшей сердцем императора.