Колонка редактора

Реб Йоэл

Борух Горин 22 июля 2021
Поделиться

Прямо напротив Ребе на фарбренгенах недвижно сидел человек. Я его не знал еще, но обратил внимание на длинную, абсолютно желтую от курения бороду.

Это был Реб Йоэл. В Хабаде всегда бывали люди, которым не нужна фамилия: Реб Шлеймо‑Хаим, Реб Мендл, Реб Йоэл.

Мойхин де‑гадлус нашего поколения. Интеллект. Человек, чьим главным ремеслом стала способность запоминать то, что не записать не только в субботу: учение хасидизма, его внутренние цитаты, его лексикон.

Реб Йоэл Кан слушает Ребе во время фарбренгена. 1983

Пребывание реб Йоэла в этом мире оставляло иллюзию, что всё можно расспросить и узнать. Иллюзию, потому что было это неосуществимо: и не звонил, и не узнавал.

Теперь этой иллюзии не стало. У Ребе наверху появился его Хойзер — тот, кто все помнит.

Обучение молодого поколения искусству запоминания, повторения и записи (реб Йоэл слева). Около 1979

Несколько лет назад реб Йоэл Кан приехал в Израиль с циклом лекций. Его приезд произвел в Стране огромное впечатление, и перед завершением визита у реб Йоэла брал интервью журналист крупной израильской газеты. Среди прочего он задал такой вопрос: раввин Кан, вы крупнейший знаток любавичского хасидизма, знаете наизусть все выступления Ребе на протяжении 40 лет, очень близко общались с Ребе, пользуетесь заслуженным авторитетом у огромного числа хасидов. Почему бы вам не стать новым Ребе?.. Реб Йоэл вначале задал собственный вопрос интервьюеру: скажите, вас никогда не удивлял тот факт, что, когда у Синая евреи решили, будто учитель наш Моше не вернется, они создали золотого тельца, чтоб он ими руководил? почему тельца? ведь можно было выбрать Аарона или Хура на вакантную должность? не знаете?.. Так я вам скажу: потому что только теленок мог подумать, что он может заменить Моисея!

Реб Йоэл за столом, напротив Ребе, слушает его беседу. 4 сентября 1975 года

Реб Йоэл был парадоксальным человеком.

О его рассеянности ходили легенды. Якобы он, взяв из дома распечатки материалов лекции и сверток с мусором, на лекцию приносил, конечно, мусор; возвращаясь в шабат домой, он, как говорят, «считал все столбы», потому что его огромный мозг был занят только что произнесенной многочасовой беседой Ребе, которую после субботы ему надлежало записать.

Самую замечательную историю нам рассказала его жена, Лея. Она дружила с ребецн и однажды, купив новое платье, пришла ей показать. Кружась перед подругой, она не услышала, как дверь открылась. И очень смутилась, увидев мужа подруги. Ребецн разрядила ситуацию: «Лея купила новое платье и принесла показать». Ребе посмотрел на платье и, улыбнувшись, сказал: «Приходите всегда показывать свои обновки, Йоэл все равно не заметит, что вы в новом платье».

Хазора, или повторение после фарбренгена. Реб Йоэл в центре

Учение хасидизма было его жизнью, его пищей, его миром. В определенном смысле он был единственным в нашем поколении.

И вот такой великий ум, кажется, получал главное удовольствие в жизни, обучая ребят в ешиве. На его уроках всегда было не протолкнуться.

В мои 18 мне повезло бывать на многих из них. Признаюсь, я почти ничего не понимал, но крох с этого стола вполне хватало, чтобы потом год ими жить.

И я много лет мечтал издать на русском его книгу. Не скрою, меня отговаривали — слишком сложно для неподготовленного читателя. Но сам реб Йоэл сказал: издавайте, среди «русских» всегда было много умных.

 

Михоэл Кориц проделал огромную работу по переводу и аннотированию, и мы издали эту книгу.

Случилось абсолютное чудо: она выдержала переиздание в прошлом году, отзывы о ней я получаю потрясающие.

Лея, прекрасно владеющая русским, посмотрела это издание и со смехом вынесла вердикт: «Предисловие раввина Лазара читаю — и всё понимаю, а дальше много непонятных слов!»

Пусть эта книга будет памятником ему в том месте, где он родился.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейские старики поколения тшувы

Реб Гейче, как и Авром‑Абба, любил рассказывать истории, а еще потрясающе пел. Но самое главное, что реб Гейче являл собой прекрасный образ живой еврейской традиции. В отличие от ленинградских стариков, которые старались не подчеркивать различия и специфику разных еврейских направлений, реб Гейче и не думал скрывать свое прямое отношение к общине любавичских хасидов.

Показать хасидизм

Историки хасидизма обычно обращают внимание на харизматичных раввинов и их хитроумные учения, которые до сегодняшнего дня способны вдохновлять и даже иногда приводить в неистовство. Но материальная сторона хасидизма получила гораздо меньшее освещение. Две новых книги позволяют взглянуть на хасидизм с этой менее популярной точки зрения. Обе книги содержат множество фотографий и иллюстраций, и каждая из них имеет не только научное, но и эстетическое значение.

Рамбам хасидизма

Ребе Рашаб основал ешивы «Томхей Тмимим» специально для того, чтобы «фальшивому решению» проблем евреев противопоставить ответ в духе Торы. Философия его ешивы давала мыслящему и пытающемуся нащупать правильный путь еврею орудие, с помощью которого он мог обрести подлинное самосознание.