Раскрытие сокровенного: В чем отличие вод в Мериве и источника из скалы близ Хорива?
Чудесный посох Моше был сотворен накануне субботы между днем и ночью, как бы вне времени , поэтому можно сказать, что он не относится к реальности. Маараль пишет, что объекты, сотворенные в это время, не подчиняются законам природы и способны совершать чудеса. Поэтому, когда после смерти Мирьям потребовалось вторично добыть воду в пустыне, Ашем велит Моше взять посох и собрать людей. Здесь возникает вопрос: не разумнее ли было прежде собрать людей и только потом заняться посохом? Нет, потому что именно в посохе есть сила, способная собрать людей у скалы. По словам Раши, малое по площади вместило множество, а это чудо. То есть для получения воды необходимо единство народа.
Какие слова должен был сказать Моше, чтобы пошла вода? Почему Ашем не вложил ему нужных слов в уста? Очевидно, они должны были возникнуть у самого Моше — ведь Шхина раньше говорила его устами.
Если бы смутьяны не мешали Моше сосредоточиться, он бы нашел нужные слова, в данном случае его посох играл бы роль проводника, спускающего волю Божью с небес.
Если в первый раз требовалось участие Господа Бога, чтобы Он открыл источник: «Вот Я стою с тобой на скале», то теперь достаточно было участия Моше, так как вода небесная уже спустилась при стоянии у скалы в Хориве. Существует разница между способом извлечения воды из колодца Мирьям и Моше. Мирьям охватывали чувства, эмоции, волновалось ее сердце. Нижняя вода поднимается навстречу Йесоду и притягивает его воды. Стремление Мирьям характеризуется как жажда духовная, жажда любви Ашема, которая влечет излияние вод.
Моше может ожидать повторения чуда в силу заслуг Авину Авраама. Как сказано в псалме 114, «Ашем превращает скальную породу в землю, напоенную водой , и твердый камень — в источник вод» . Как это произошло в первом случае? Тогда Моше ударом посоха создал пористую структуру, позволяющую воде поступать на поверхность. Здесь можно говорить о двойном чуде: произошло превращение безводной каменистой пустыни во влажное, орошенное водой пастбище; был открыт путь к подземному источнику, с тем чтобы он мог пробиться через камень.
После кончины Мирьям Моше должен был только отыскать и восстановить ее колодец, но сомневался, что ему удастся это сделать. Поэтому он рассердился и сказал: «Вы что, хотите, чтобы из этой скалы я достал воду?» Моше не поверил, что валун, подкатившийся к нему, и есть вход в колодец Мирьям. Сомневаясь в успехе, он дважды проявил неверие: по отношению к указанию Ашема идти к скале и к Божьему провидению, которое все же привело его ко входу в колодец.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

Раскрытие сокровенного: «При возжигании меноры»

Раскрытие сокровенного: Общее и частное при даровании Торы
