Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: В чем отличие вод в Мериве и источника из скалы близ Хорива?

Йосеф Менделевич 3 июля 2025
Поделиться

Чудесный посох Моше был сотворен накануне субботы между днем и ночью, как бы вне времени , поэтому можно сказать, что он не относится к реальности. Маараль пишет, что объекты, сотворенные в это время, не подчиняются законам природы и способны совершать чудеса. Поэтому, когда после смерти Мирьям потребовалось вторично добыть воду в пустыне, Ашем велит Моше взять посох и собрать людей. Здесь возникает вопрос: не разумнее ли было прежде собрать людей и только потом заняться посохом? Нет, потому что именно в посохе есть сила, способная собрать людей у скалы. По словам Раши, малое по площади вместило множество, а это чудо. То есть для получения воды необходимо единство народа.

Какие слова должен был сказать Моше, чтобы пошла вода? Почему Ашем не вложил ему нужных слов в уста? Очевидно, они должны были возникнуть у самого Моше — ведь Шхина раньше говорила его устами.

Если бы смутьяны не мешали Моше сосредоточиться, он бы нашел нужные слова, в данном случае его посох играл бы роль проводника, спускающего волю Божью с небес.

Если в первый раз требовалось участие Господа Бога, чтобы Он открыл источник: «Вот Я стою с тобой на скале», то теперь достаточно было участия Моше, так как вода небесная уже спустилась при стоянии у скалы в Хориве. Существует разница между способом извлечения воды из колодца Мирьям и Моше. Мирьям охватывали чувства, эмоции, волновалось ее сердце. Нижняя вода поднимается навстречу Йесоду и притягивает его воды. Стремление Мирьям характеризуется как жажда духовная, жажда любви Ашема, которая влечет излияние вод.

Моше может ожидать повторения чуда в силу заслуг Авину Авраама. Как сказано в псалме 114, «Ашем превращает скальную породу в землю, напоенную водой , и твердый камень — в источник вод» . Как это произошло в первом случае? Тогда Моше ударом посоха создал пористую структуру, позволяющую воде поступать на поверхность. Здесь можно говорить о двойном чуде: произошло превращение безводной каменистой пустыни во влажное, орошенное водой пастбище; был открыт путь к подземному источнику, с тем чтобы он мог пробиться через камень.

После кончины Мирьям Моше должен был только отыскать и восстановить ее колодец, но сомневался, что ему удастся это сделать. Поэтому он рассердился и сказал: «Вы что, хотите, чтобы из этой скалы я достал воду?» Моше не поверил, что валун, подкатившийся к нему, и есть вход в колодец Мирьям. Сомневаясь в успехе, он дважды проявил неверие: по отношению к указанию Ашема идти к скале и к Божьему провидению, которое все же привело его ко входу в колодец.

 

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: «При возжигании меноры»

Зажигание Аароном меноры — тоже проявление сокрытого света первого дня Творения. Менора, ее светильники в Храме были спланированы так, что свет ее концентрируется на среднем светильнике и оттуда исходит в мир по принципу цимцум, то есть таким образом, чтобы злые силы не могли использовать этот свет. Шабат — также проявление света Творения

Раскрытие сокровенного: Общее и частное при даровании Торы

Когда на пятый день стояния у Синая народ Израиля декларировал готовность выполнять повеления Ашема и слушаться, с неба спустились 600 000 ангелов с двумя коронами. Ведь народ называется царством священников, то есть исполнителей воли Ашема. Одна корона — власть сердца, а вторая — власть души. Сердце — действие, выполнение заповедей действия, это свойство тела. Сехель — это разум, а значит, и все заповеди запрещения, которые требуют глубокого детального изучения. Однако в результате греха золотого тельца была потеряна способность выполнять волю Ашема не раздумывая

Раскрытие сокровенного: «Ошибка Кораха»

Дело в том, что на иврите слово «священник» связано не с понятием «святость», оно трактуется как «выполняющий определенную функцию, начальник». Однако евреи никогда не стремились к власти над другими. Речь идет о том, чтобы руководить собой в соответствии с требованиями Высшего разума