Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: «Ошибка Кораха»

Йосеф Менделевич 25 июня 2025
Поделиться

Корах восстал против руководства Моше, так как предвидел, что от него произойдет пророк Шмуэль, то есть считал, что его род заслуживает более высокого статуса, чем тот, который установил ему Моше.

Как определился статус коаним? На второй день после прихода к Синаю Ашем передал через Моше заповедь Израилю: «А вы будете мне царством священников и святым народом».

По комментариям Раши, священники — начальники. Дело в том, что на иврите слово «священник» связано не с понятием «святость», оно трактуется как «выполняющий определенную функцию, начальник». Однако евреи никогда не стремились к власти над другими. Речь идет о том, чтобы руководить собой в соответствии с требованиями Высшего разума.

А народ святой — это действительно относится к святости. Святость — выделенность, отделенность от всякого греха. Таким образом, в этой заповеди обязанности приведены по возрастающей.

То же мы находим и в заключительной декларации принятия на себя обязанностей «будем выполнять и будем слушаться Подчиняться приказаниям разума.
». Израиль выполняет волю Ашема не задумываясь, в силу своей Божественной природы и подчиняет желания разуму.

В грехе злотого тельца мы потеряли цельность веры (наасе), изменив единству служения Всевышнему, так как нельзя служить ничему и никому, кроме Ашема Они служили тельцу.
. А в отступничестве разведчиков нарушили и первое предназначение: быть царством священников, руководителей над своими страстями. Возможно, было страшно немедленно выполнять приказ идти на покорение Страны Израиля, сердце не позволяло, но ведь разум диктовал следовать указаниям Моше — Ашема.

Оказывается, порыв идти на войну с Амалеком после обреченности того поколения умереть в пустыне был действительным раскаянием (тшува). По его законам новое действие, отрицающее предваряющий негативный поступок, есть полная тшува.

Когда раскаивающиеся поднялись против Амалека, это им было зачтено как тшува. Только из‑за того, что Ашем уже вынес приговор, его невозможно было отменить.

Однако обещание «придете в страну» и новые заветы по поводу принесения вина, масла и пшеницы (минха) означают, что тшува принята. Ведь три составные части минхи соответствуют праотцам. Масло — это Авину Авраам, про него сказано в Теилим: «Масло хорошее» «[Помазал тебя Бог]… елеем радости пред собратьями» (Теилим, 45:8). . Ицхак соответствует вину, которое он принял от Яакова и благословил его. А пшеница соответствует Яакову во сне Йосефа. Таким образом, Израилю возвращен статус праотцев, которые заложили основу исправления дисфункции Адама Ришона. В этом состоянии они вернулись на уровень Ацилут, когда все линии сливаются и нет разницы между Леви, Исраэлем и коэном. В этом и заключалась ошибка Кораха.

Да, это должно было произойти, но только после окончательного принятия тшувы — во время вхождения в Эрец‑Исраэль.

Из‑за этой ошибки Корах и посмел претендовать на статус великого коэна. Но к тому времени им мог быть только Моше, который действительно поднялся на уровень Ацилут.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Пустыня, о которой говорится в книге Бемидбар

Пустыня — место проверки на прочность, где не выдержит трус, потому что он слаб, или эгоист, потому что он думает только о себе. И действительно, все испытания, выпавшие на долю народа Израиля, содержат реальные страдания, которые имеют духовное значение

Раскрытие сокровенного: «При возжигании меноры»

Зажигание Аароном меноры — тоже проявление сокрытого света первого дня Творения. Менора, ее светильники в Храме были спланированы так, что свет ее концентрируется на среднем светильнике и оттуда исходит в мир по принципу цимцум, то есть таким образом, чтобы злые силы не могли использовать этот свет. Шабат — также проявление света Творения

Раскрытие сокровенного: Общее и частное при даровании Торы

Когда на пятый день стояния у Синая народ Израиля декларировал готовность выполнять повеления Ашема и слушаться, с неба спустились 600 000 ангелов с двумя коронами. Ведь народ называется царством священников, то есть исполнителей воли Ашема. Одна корона — власть сердца, а вторая — власть души. Сердце — действие, выполнение заповедей действия, это свойство тела. Сехель — это разум, а значит, и все заповеди запрещения, которые требуют глубокого детального изучения. Однако в результате греха золотого тельца была потеряна способность выполнять волю Ашема не раздумывая