Корах восстал против руководства Моше, так как предвидел, что от него произойдет пророк Шмуэль, то есть считал, что его род заслуживает более высокого статуса, чем тот, который установил ему Моше.
Как определился статус коаним? На второй день после прихода к Синаю Ашем передал через Моше заповедь Израилю: «А вы будете мне царством священников и святым народом».
По комментариям Раши, священники — начальники. Дело в том, что на иврите слово «священник» связано не с понятием «святость», оно трактуется как «выполняющий определенную функцию, начальник». Однако евреи никогда не стремились к власти над другими. Речь идет о том, чтобы руководить собой в соответствии с требованиями Высшего разума.
А народ святой — это действительно относится к святости. Святость — выделенность, отделенность от всякого греха. Таким образом, в этой заповеди обязанности приведены по возрастающей.
То же мы находим и в заключительной декларации принятия на себя обязанностей «будем выполнять и будем слушаться ». Израиль выполняет волю Ашема не задумываясь, в силу своей Божественной природы и подчиняет желания разуму.
В грехе злотого тельца мы потеряли цельность веры (наасе), изменив единству служения Всевышнему, так как нельзя служить ничему и никому, кроме Ашема . А в отступничестве разведчиков нарушили и первое предназначение: быть царством священников, руководителей над своими страстями. Возможно, было страшно немедленно выполнять приказ идти на покорение Страны Израиля, сердце не позволяло, но ведь разум диктовал следовать указаниям Моше — Ашема.
Оказывается, порыв идти на войну с Амалеком после обреченности того поколения умереть в пустыне был действительным раскаянием (тшува). По его законам новое действие, отрицающее предваряющий негативный поступок, есть полная тшува.
Когда раскаивающиеся поднялись против Амалека, это им было зачтено как тшува. Только из‑за того, что Ашем уже вынес приговор, его невозможно было отменить.
Однако обещание «придете в страну» и новые заветы по поводу принесения вина, масла и пшеницы (минха) означают, что тшува принята. Ведь три составные части минхи соответствуют праотцам. Масло — это Авину Авраам, про него сказано в Теилим: «Масло хорошее» . Ицхак соответствует вину, которое он принял от Яакова и благословил его. А пшеница соответствует Яакову во сне Йосефа. Таким образом, Израилю возвращен статус праотцев, которые заложили основу исправления дисфункции Адама Ришона. В этом состоянии они вернулись на уровень Ацилут, когда все линии сливаются и нет разницы между Леви, Исраэлем и коэном. В этом и заключалась ошибка Кораха.
Да, это должно было произойти, но только после окончательного принятия тшувы — во время вхождения в Эрец‑Исраэль.
Из‑за этой ошибки Корах и посмел претендовать на статус великого коэна. Но к тому времени им мог быть только Моше, который действительно поднялся на уровень Ацилут.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

Раскрытие сокровенного: Пустыня, о которой говорится в книге Бемидбар

Раскрытие сокровенного: «При возжигании меноры»
