Раскрытие сокровенного: Общее и частное при даровании Торы
Раши с удивлением спрашивает, зачем необходимо было проводить два подсчета сынов Израиля подряд. Первый состоялся при строительстве Мишкана по принципу учета половины шекеля (бека) на голову . И вот перед отправлением в поход снова пересчет.
Был еще пересчет после греха золотого тельца, необходимый для проверки числа тех, кто остался после побоища за служение идолу.
При постройке Мишкана и его освящении подсчет был необходим для того, чтобы Шхина эманировала в совершенно определенное количество сосудов (сынов Израиля) после того, как оно притянется Мишканом. Половины шекеля были использованы для изготовления фундамента — серебряных подставок, на которых держалась вся конструкция Мишкана.
По мнению Раши, Мишкан стали строить сразу же после Судного дня, выполняя новую заповедь, связанную со служением золотому тельцу. Строительство было завершено 25 кислева, однако тогда Мишкан не был построен, и детали его конструкции пролежали до 23 адара, на неделю позже праздника Пурим. С 23 адара и до 1 нисана Моше воздвигал и разбирал Мишкан — это восемь дней освящения Мишкана.
По поводу времени подсчетов между Раши и Рамбаном существуют разногласия. Рамбан утверждает: поскольку половины шекеля собирались в тишрей, тогда и был сделан подсчет. Об этом говорится в Шмот, 35–38. Раши же считает, что этот подсчет происходил после завершения строительства Мишкана, в месяце нисан. Второй подсчет произошел во второй месяц второго года — в месяце ияр, а в поход стан Израиля отправляется 20 ияра, чтобы успеть послать разведчиков и получить от них донесение о результатах к 9 ава.
Можно, конечно, объяснить второй подсчет, о котором говорится в разделе Бемидбар, необходимостью подсчета солдат, идущих на войну. Но в этом не было необходимости, так как из‑за небольшого интервала времени каких‑либо изменений в численности сынов Израиля не произошло.
Примечательно, что второй подсчет происходил индивидуально, точнее, по семьям. Кроме того, мидраш рассказывает, что в это время сыны Израиля позавидовали малахим, которые, спускаясь с коронами («наасе ве ншма»), имели форму флага. Флаг — символ принадлежности и назначения. То, что у каждого малаха был свой флаг, подчеркивало его индивидуальность.
С подобной двойственностью мы встречаемся уже в момент творения Адама. Он поселен в Ган Эдене, и задача его — охранять и обрабатывать сад, то есть два дерева — Древо познания добра и зла и Древо жизни.
О каждом из этих двух деревьев сказано, что они находятся в сердце Ган Эдена, то есть растут либо из одного корня, либо крепко переплетены корнями. Когда Адам начнет обрабатывать Сад, корни этих двух деревьев, несомненно, срастутся. Почему же в таком случае Ашем изгоняет Адама из Ган Эдена? Особенно интересно понять, почему запрет есть плоды касается только Древа познания и удаление Адама связано с опасением, что он посягнет и на Древо жизни.
Каждый запрет, как мы знаем, относится к 365 запретам лав («не делай»). Соответственно, запрет относится и к обещанию, данному сынами Израиля Ашему на пятый день стояния в Синае: «Будем выполнять и слушаться». Слушаться — значит не нарушать — запрещающая заповедь и выполнять — повелевающая заповедь. То есть, сделав это заявление, сыны Израиля вернулись к функции, которая в Ган Эдене предназначалась Адаму Ришону, а значит, им. По мнению наших мудрецов, в тот момент улетучилось влияние Нахаша и его негативные последствия .
На основании этого рассмотрим последовательность принятия воли небес. Очевидно, что повеление «не нарушать» в Ган Эдене имело тот же смысл, который содержится в декларации выражения свободной воли. Запрещающие заповеди имеют одинаковое значение для всех, всем запрещено нарушать, например, субботу. Здесь нет предпочтений. Все равны перед законом, здесь важно единство. Поэтому, когда Адам отведал от плода Древа познания и нарушил волю Ашема, ему уже нельзя есть от плода Древа жизни. Древо жизни — это Тора. А Тора, как известно, была дана народу, находившемуся в состоянии полного единства («Как единое тело с единой душой»).
Когда на пятый день стояния у Синая народ Израиля декларировал готовность выполнять повеления Ашема и слушаться, с неба спустились 600 000 ангелов с двумя коронами. Ведь народ называется царством священников, то есть исполнителей воли Ашема. Одна корона — власть сердца, а вторая — власть души (Божественный разум, сехель). Сердце — действие, выполнение заповедей действия, это свойство тела. Сехель — это разум, а значит, и все заповеди запрещения, которые требуют глубокого детального изучения. Однако в результате греха золотого тельца была потеряна способность выполнять волю Ашема не раздумывая.
Во время исхода из Египта народ действовал как единый коллектив; недаром нисан соответствует созвездию Овна. (Стадо овец всегда послушно идет за вожаком.)
Созвездие, соответствующее месяцу ияр, — Телец. А бык — индивидуалист, поэтому ияр предназначен для работы над собой. Пророк Йешаяу говорит, что даже бык знает, кто его хозяин, а народ Израиля не знает. Поэтому в месяц ияр, двигаясь к Синаю, мы в течение 49 дней были заняты исправлением личных качеств. Придя к Синаю, уже были исправлены и с точки зрения асе, и с точки зрения ло таасе, то есть народ Израиля созрел для получения Торы.
Заповеди ло таасе — это проявление ират Шамаим (страха Божьего), а асе (побудительные действия) — это выражение любви. Инстинктивное опасение совершить грех осталось после греха служения золотому тельцу, а побуждение совершать на уровне разума было потеряно.
Поэтому при освящении Мишкана было укреплено то общее, что объединяло сынов Израиля, а во втором их подсчете были усилены индивидуальные качества каждого — мицвот асе. Теперь сыны Израиля могли отправляться в поход, где им предстояло сразиться со злыми силами. Благодаря победе над ними они усилят эти качества настолько, что смогут соответственно семи сфирот сразиться с семью силами, населяющими страну Кнаан.
Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах