Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Месяц ияр

Йосеф Менделевич 3 июня 2024
Поделиться

В Зоаре, 173, 1 порядок колен Израиля приводится по времени их рождения. В месяце нисан родился Реувен, в месяце ияр — Шимон, в месяце сиван — Леви. Эти три месяца соответствуют трем сфирот Хеседу, Гвуре, Тиферет. Сефер Йецира связывает месяц ияр с буквой вав и с быком — шур.

Так как ияр соответствует Гвуре, это вполне характеризует Шимона, особенно в начале его пути; история с Зимри Один из племени Шимона поддался на соблазны мидьянской княжны Казби.
случилась позже.

При рассуждении о месяце ияр возникает вопрос: почему во время Исхода требовалось особое мужество, ведь испытания были и в месяце нисан? Здесь можно вспомнить упоминание о Рефидим при описании прихода к горе Синай («пришли из Рефидим»). [На самом деле Рефидим упоминается сразу же после перехода Красного моря (там была война с Амалеком), а в Синай пришли из пустыни Паран и Сеир (Дварим).] Рабби Менахем‑Мендл из Коцка объясняет, что название Рефидим, которое переводится как «опустились руки», приведено здесь в качестве нравоучения, рекомендации: выполняя сложную задачу, всегда думай о ней, а не о трудностях в пути. Это, пожалуй, требует мужества.

По словам Ари а‑Кадоша, по пустыне двигались в таком порядке: сначала колено Йеуды, затем Иссахара и Звулуна. [Про Иссахара сказано: «Упрям как осел» (в лучшем смысле слова, в смысле упорства при изучении Торы). Йеуда — царь Давид, тот, кто одолел йецер в сердце и писал Теилим (псалмы) «для сердца», воспринимается как выполняющий заповеди, требующие сердечного участия. — Й. М.]

В соответствии с порядком продвижения по пустыне Йеуда при Исходе нагружается многими заповедями — Песах, маца, брит. А у вод Мары добавляются диним Уголовное право.
, шабат, пара адума (законы красной коровы), которые призваны сплотить народ в единое целое. Для этого необходимо измерение, основанное на видении (Реувен). Как говорит мидраш, при переходе Ям‑Суф даже простая служанка видела больше, чем пророк Йехезкель: «Вот Он, мой Бог, и Его я прославлю» (из «Песни моря») Шмот, 15:2.
. Однако в месяце ияр действует только качество слуха (Шимон). Говорят, лучше увидеть, чем услышать, но зато услышать можно даже на расстоянии (зрение более ограничено). В условиях движения по пустыне, когда народ сопровождало облако или огненный столб, важно было Знание. По словам Алтер Ребе (рабби Шнеура‑Залмана из Ляд), вера проверяется во тьме.

Как известно, месяц ияр соответствует созвездию Телец (бык). Только с его упрямством можно было дойти до месяца сиван (Звулун), а Звулун = Дар. (Дарование Торы и одновременно сфира Тиферет Великолепие, величие. .) Тора — это величие Израиля.

 

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Беседа к празднику Швуэс

До Дарования наши Патриархи тоже выполняли заповеди. Но это оставалось чисто духовным действием, неспособным что-то изменить в этом мире. В результате дарования Торы евреи получили новый «инструмент» для того, чтобы воздействовать на окружающий мир, активно менять и преобразовывать его. Всевышний хочет от нас, чтобы душа не «витала в облаках», а с помощью своей «телесной оболочки» — нашего тела служила ему в этом материальном мире.

Недельная глава «Бемидбар». Лиминальное пространство

Для Израиля таким лиминальным пространством, местом перехода от Египта к Земле обетованной, стала пустыня. Там Израиль рождается заново: это уже не группа беглых рабов, а «царство священников и святой народ». Пустыня, ничейная земля, где нет ни оседлого населения, ни крупных городов, ни установленного цивилизацией порядка, становится тем местом, где потомки Яакова, оставшись одни в обществе Б‑га, отбрасывают прежнюю идентичность и обретают новую.