проверено временем

Пора сионистам прекратить праздновать годовщину Декларации Бальфура

Бенджамин Глэдстоун 2 ноября 2017
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Прошло сто лет, а американские сионисты по‑прежнему радуются Декларации Бальфура. Мы рассказываем о ней в еврейских школах как о судьбоносном моменте в нашей истории, а в спорах о легитимности Израиля ссылаемся на нее как на доказательство. Мы испустили вздох облегчения, когда британское правительство официально отклонило петицию с требованием извиниться за этот документ.

Я полностью поддерживаю британское решение отклонить петицию, которая явно была антиизраильским пропагандистским ходом, но меня заботит повальное поклонение Бальфуру в сионистском сообществе. Все сионисты должны рассматривать Декларацию Бальфура не как достижение, а как нарушенное обещание, которое привело к смерти бесчисленного множества евреев. Те из нас, кто хочет положить конец бойкотам против Израиля и развивать дружбу и взаимопонимание между Израилем и его соседями, должны видеть в этом документе, выставляющем истоки и уроки Израиля в неверном свете, стратегическое препятствие, а не преимущество. А сионистские активисты должны понять, что неспособность видеть Декларацию Бальфура во всей полноте ее исторического контекста — тревожный признак того, что нынешнее сионистское сообщество находится не в лучшем своем состоянии.

 

В 1917 году министр иностранных дел Артур Джеймс Бальфур написал письмо Лайонелу Уолтеру Ротшильду, важной фигуре в еврейской общине Соединенного Королевства, где сообщил, что Британия благосклонно относится «к созданию национального дома для еврейского народа в Палестине». Хаим Вейцман, который в будущем станет первым президентом Израиля и который активно добивался британской поддержки в деле создания еврейского государства, по слухам, был разочарован формулировкой Бальфура, хотя и назвал этот документ победой. Бальфур формулировал расплывчато и уклончиво. Он писал о еврейском «доме», а не о «государстве» или «республике», не упоминая не только независимости, но даже вывода британских войск. Слова «в Палестине» оставляли Британии возможность выбирать, какую часть Палестины отвести евреям для их «дома». В итоге, хотя это был первый раз, когда мировая держава открыто признала стремление евреев создать свое государство, Декларация Бальфура отнюдь не являлась гарантией того, что Британия будет поддерживать сионистское движение.

В любом случае Вейцман и его товарищи были не единственными, с кем Великобритания в тот момент вела переговоры. Еще до письма Бальфура Генри Макмагон, британский Верховный комиссар в Египте, обещал шерифу Мекки Хусейну из династии Хашимитов поддержать панарабское движение и отдать Хашимитам контроль над огромными территориями, вполне возможно включая и Палестину. В то же время британский дипломат Марк Сайкс вел переговоры со своим французским коллегой, которые увенчались соглашением Сайкса‑Пико. По этому соглашению, Британия обязалась разделить подмандатную Палестину между собой и Францией, оставив Иерусалим в статусе международной зоны. Так что Декларация Бальфура была лишь одним из целого ряда противоречащих друг другу обещаний, которые разные члены британского правительства раздавали разным странам или группам, чьей поддержки Британия искала во время войны. Сложно сказать, понимал ли это сам Бальфур на тот момент, когда писал свое письмо Ротшильду (по крайней мере, Вейцману он говорил, что является искренним сторонником еврейского самоопределения), но британское правительство в целом вело игру со всеми, не намереваясь твердо держать свое слово. Как часто делают империи, Соединенное Королевство жонглировало своими территориальными владениями и их оккупированным населением, не особенно заботясь о нуждах людей, оказавшихся под его властью. К 1918 году члены британского правительства уже начали колебаться в своей готовности поддержать идею еврейского национального дома.

Британские солдаты в Иерусалиме. 1917 год

Однако намерения британского правительства и отдельных его членов в 1917 году не столь важны, сколь реальные действия Британии после Декларации Бальфура. Учитывая весь исторический контекст, мы можем расценить эту декларацию лишь как нарушенное обещание. В 1921 году именно британская колониальная администрация в подмандатной Палестине назначила Хадж‑Амина аль‑Хусейни, печально известного своим антисемитизмом и последующей поддержкой нацистов во время войны, верховным муфтием Иерусалима и главой Высшего мусульманского совета. В 1922 году, всего пять лет спустя после Декларации Бальфура, Британия начала сокращать территорию подмандатной Палестины и в результате отрезала примерно четыре пятых территории и подарила их Хашимитам, правящим тем, что потом стало Иорданией, тем самым существенно сократив территорию, на которой евреи могли бы построить свое государство. Что хуже всего, в 1939 году Британия издала Белую книгу, где заявлялось, что евреям не будет позволено создать государство даже на части территории подмандатной Палестины. Белая книга также существенно ограничивала алию и покупку евреями земли в Палестине и вводила жесткий иммиграционный режим, который практически закрыл Палестину для европейских евреев, бегущих от нацизма.

Был ли Бальфур искренен, обещая поддержку, или не был, но британское правительство в целом не сдержало своего обещания сионистскому движению. Если бы еврейское государство или хотя бы полуавтономный «национальный дом» действительно было создано на территории подмандатной Палестины, европейское еврейство могло бы быть спасено. Вместо этого, пока нацисты выстраивали еврейские семьи на краю рвов и расстреливали их, пока европейские военные и мирные граждане порабощали, насиловали, морили голодом, грабили, ставили к стенке или травили газом миллионы и миллионы евреев, пока сионисты умоляли британские колониальные власти открыть двери и позволить ишуву стать убежищем, имперское британское правительство безразлично взирало на все это. Вместо того чтобы выполнить обещание Бальфура и потерпеть недовольный ропот арабского национального движения (к созданию институтов которого Соединенное Королевство приложило руку), британский режим держал двери подмандатной Палестины закрытыми для еврейских беженцев и обрек шесть миллионов на смерть.

И несмотря на это, американские сионисты продолжают праздновать.

 

О чем же говорит то, что сионистское движение в Америке спустя сто лет по‑прежнему чествует Декларацию Бальфура и роль Британской империи в жизни подмандатной Палестины? Что это говорит о нас, раз мы считаем фальшивый штамп «одобрено» доказательством легитимности и предметом гордости? На мой взгляд, это говорит о том, что мы потеряли ориентацию в каких‑то фундаментальных вопросах.

Прежде всего, мы потеряли чувство истории. Мы поддались ревизионизму и коллективной амнезии, особенно что касается отношения европейцев к евреям. Мы забыли о том, как тяжело евреям приходилось бороться за свою государственность, с боем беря каждый метр, мы забыли о сионистском восстании против британских властей. Нынешняя стратегическая дружба Израиля с европейскими державами, в том числе с Соединенным Королевством, важна сама по себе, но она позволяет нам забывать и прощать.

Мы перестали понимать, как нам лучше защищать свою позицию. Антисионисты, разумеется, используют Декларацию Бальфура как доказательство своих утверждений, будто Израиль — колониальная опухоль на теле Юго‑Западной Азии. Они хватаются за каждую возможность связать Израиль и сионизм с Британской империей, и Декларация Бальфура позволяет им превратить традиционные антисемитские заявления о еврейском засилье в новый политический нарратив, превращающий антиколониалистский дискурс в агрессивную оппозицию еврейскому государству. Я дважды бывал в Иордании за прошедший год, и оба раза я слышал, как Декларация Бальфура упоминается с целью доказать, будто Британия «отдала» Израиль евреям (ирония в том, что это говорят граждане страны, которую Британия действительно отдала династии, правящей там по сей день). Я слышал, как ту же мысль на все лады повторяют в нашем университете. Пока мы учим, что Декларация Бальфура — источник легитимности для Израиля, мы оказываемся на изнанке истории.

Это особенно проблематично для молодых евреев вроде меня самого. Мы часто защищаем Израиль от всякого рода недоброжелателей. Если наши еврейские общины будут снабжать нас лишь устаревшими аргументами — вроде того, что письмо Бальфура подтверждает законность Государства Израиль, — и не будут посвящать нас в исторический контекст и в детали, с тем чтобы мы составили собственное мнение и подобрали собственные аргументы, мы не будем готовы к новым и новым нападкам, которые нам приходится выдерживать. Наверное, раньше дискуссии о колониализме и его наследии играли меньшую роль в академических и политических дебатах, но сегодня мы должны поместить израильскую, еврейскую и сионистскую историю в эти контексты, если хотим идти в ногу со временем.

И наконец, некритично восхваляя Бальфура, мы утрачиваем подлинный смысл сионистского движения — движения, построенного на принципах справедливости. Сионизм учит нас говорить правду в лицо власти, противостоять Европе и всему миру, которые предавали нас столько раз, и требовать соблюдения своих прав. Израиль существует, потому что евреи своей сильной волей воплотили его в жизнь, потому что пионеры‑халуцим построили его на коленке, потому что повстанцы боролись за деколонизацию и вывод британских войск и потому что израильские солдаты погибали на полях битв, защищая его. Израиль — памятник еврейской активности и солидарности и отказу сионистов сдаться этому миру. Сионизм всегда выступал за освобождение, справедливость и самоопределение. Когда же мы позволяем называть Израиль детищем повсеместно ненавидимой Британской империи, мы предаем свои усилия и свою цель. Сионистское движение забывает суть сионизма.

Мы можем и мы должны добиться большего. А начать можно с того, чтобы отменить празднование столетия Декларации Бальфура. 

Оригинальная публикация: It’s Time for Zionists to Stop Celebrating the Balfour Declaration

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Откуда есть пошла Декларация Бальфура

«Национальный очаг» — что это?.. государство?.. автономия?.. плита с двумя духовками: для мясного и для молочного? «В Палестине» — это где?.. — во всей Палестине?.. или в той ее части, которая определена соглашением Сайкса–Пико?.. или на территории еврейских поселений? И что понимается под «нарушением гражданских и религиозных прав нееврейских общин»? Грубо говоря, Декларация Бальфура не обещала евреям ничего конкретного. И тем не менее — помимо, а то и вразрез с желаниями ее составителей — она сыграла поистине выдающуюся роль в образовании Израиля.