Мидраш раба. Шмот раба. «И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет»
Издательство «Книжники» готовит к публикации впервые на русском языке новый том Мидраш раба — Шмот раба. Название Мидраш раба закрепилось в книгопечатании за композицией мидрашей к Пятикнижию: Берешит раба, Шмот раба, Ваикра раба, Бемидбар раба, Дварим раба, а также к пяти свиткам Писания: Шир ѓа-ширим раба, Рут раба, Эйха раба, Коѓелет раба, Эстер раба. Это десять независимых произведений, включающих многочисленные толкования Писания талмудическими мудрецами и их последователями. Десять книг были отобраны средневековым издателем из многочисленных произведений талмудической литературы и стали своего рода каноном традиционной еврейской книжности. «Лехаим» представляет фрагмент из нового издания.
Глава 1
1:1 “И вот имена сынов Израилевых, входящих в Египет; с Яаковом вошли они, каждый с домом своим” (Шмот, 1:1–2).
Вот что говорит Писание: “Щадящий розгу ненавидит сына своего, а кто любит его, тот с детства наказывает его” (Мишлей, 13:24) . Таков обычай сего мира, что человек, который говорит ближнему: “Имярек, побей своего сына!” , вмешивается в его жизнь . Так чему же учит нас сказанное “Щадящий розгу ненавидит сына своего”? [Сказано это, чтобы] научить тебя, что сын, которого отец лишает наказания, кончит тем, что собьется с пути и [отец] возненавидит его .
Ибо известно нам об Ишмаэле, что был он привязан к Авраѓаму, отцу своему, и тот не наказывал его; [Ишмаэль] сбился с пути, и тот возненавидел его и прогнал его из дома своего с пустыми руками. Что сделал Ишмаэль? Когда было ему пятнадцать лет , стал приносить идола с улицы, потешаться с ним и служить ему, подражая тому, что видел у других, как сказано: “И увидела Сара, что сын Ѓагари, египтянки, которого она родила Авраѓаму, потешается (мецахек)” (Берешит, 21:9). Ведь “потешается (мецахек)” — это не что иное, как идолопоклонство, подобно сказанному: “И поднялись веселиться (лецахек)” (Шмот, 32:6). Речь идет о поклонении Израиля золотому тельцу у горы Синай в отсутствие Моше. Тут же: “И сказала она Авраѓаму: выгони эту рабыню и сына ее…” (Берешит, 21:10), а то как бы не научился сын мой повадкам его. И сказано: “И показалось это Авраѓаму весьма прискорбным” (там же, 21:11) — то, что тот сбился с пути . “И сказал Бог Авраѓаму: не огорчайся [из‑за отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется род тебе]” (там же, 21:12). Таким образом узнал ты, что Авраѓам следовал за Сарой в пророчестве .
И сказано: “И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеб и мех воды, [и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и мальчика, и отослал ее]” (там же, 21:14). Это учит тому, что возненавидел он Ишмаэля за то, что тот сбился с пути, и отослал его и мать его Ѓагар с пустыми руками, и прогнал его за это из дома своего . Иначе можно ли помыслить о том, что Авраѓам, о котором сказано: “И Авраѓам был очень богат скотом, [серебром и золотом]” (там же, 13:2), отослал бы жену свою и сына своего из дома своего с пустыми руками, без покрова и пропитания? Итак, мы видим, что с тех пор как сбился с пути [Ишмаэль,] не заботился о нем [Авраѓам]. Чем он [Ишмаэль] кончил? Когда изгнал его [Авраѓам], сидел он на распутье и грабил людей, согласно сказанному: “И будет он дикарь‑человек; рука его на всех” (там же, 16:12).
Подобно этому : “И любил Ицхак Эсава” (там же, 25:28). Потому тот и сбился с пути, что не наказывал его [Ицхак]. И это соответствует тому, что мы учили: пять преступлений совершил злодей Эсав в тот день: возлег с девицей обрученной, и убил человека, и отрицал воскресение мертвых, и отрекся от Бога, и презрел первородство свое . И так же он жаждал смерти отца своего и собирался убить брата своего, согласно сказанному: “[И сказал Эсав в сердце своем:] приблизятся дни плача по отцу моему, [и я убью Яакова, брата моего]” (там же, 27:41). И вынудил он Яакова бежать от родителей его . И также отправился он [Эсав] к Ишмаэлю, чтобы научиться у него беспутству, и взял от него [дочь его] сверх жен своих, согласно сказанному: “И пошел Эсав к Ишмаэлю, и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраѓама, сестру Невайота, сверх жен своих в жены себе” (там же, 28:9) .
Подобно этому : Давид не поучал Авшалома, сына своего, и не наказывал его. [Потому] сбился Авшалом с пути и задумал убить отца своего, и возлежал с наложницами его , и заставил его идти босым плача , и [по его вине] пали в Израиле несколько тысяч и несколько десятков тысяч, и причинил он [отцу своему] тяготы многие, которым нет конца. Как о том сказано: “Псалом Давида, когда бежал он от Авшалома, сына своего” (Теѓилим, 3:1). А далее? “Господи, как многочисленны враги мои, многочисленны поднявшиеся на меня!” (там же, 3:2). Отсюда следует, что беспутство в доме человека тяжелее войны Гога и Магога . Ведь о ней сказано в Писании: “Почему волнуются народы [и племена замышляют тщетное?]” (там же, 2:1), а не сказано так, как далее: “Господи, как многочисленны враги мои!” (там же, 3:2) .
И подобно этому : Давид не смирял наказаниями сына своего Адонию и не бранил его, и оттого тот сбился с пути, согласно сказанному: “И отец никогда не огорчал его [вопросом: почему ты так делаешь?], и мать родила его после Авшалома” (Млахим I, 1:6). Но ведь [сказано]: “Авшалом, сын Маахи” и “Адония, сын Хагит” (Шмуэль II, 3:3, 4)! Что же означает “и мать родила его после Авшалома”? Однако [сказано это] потому, что [подобно Авшалому, который] сбился с пути, не наказывал его отец. И сказано про Адонияѓу: “И отец никогда не огорчал его”. Вот он и сбился с пути, и потому сказано: “И мать родила его после Авшалома” (Млахим I, 1:6).
“А кто любит его, тот с детства наказывает его” (Мишлей, 13:24). Это Святой, благословен Он, — именно потому, что любил Израиль, о чем сказано: “Я возлюбил вас, сказал Господь” (Малахи, 1:2), обрек их на страдания. Знай, что три прекрасных подарка дал Святой, благословен Он, Израилю, и все дал Он ему ценой страданий (исурим): Тору, и Землю Израиля, и Грядущий мир . Тору — ибо сказано: “Счастлив человек, которого наказываешь (теясрену) Ты, Господи, и Торе Твоей обучаешь” (Теѓилим, 94:12) . Землю Израиля — ибо сказано: “И познаешь в сердце твоем, что как человек наказывает сына своего, так Господь, Бог твой, наказывает тебя” (Дварим, 8:5). Что сказано следом? “Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя [в землю хорошую…]” (там же, 8:7). Грядущий мир — как сказано: “Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет, [и путь жизни — назидательные обличения]” (Мишлей, 6:23) .
И сын еще больше любит и уважает отца, наказывающего его, как сказано: “Наказывай сына своего, и он утешит тебя [и даст усладу душе твоей]” (там же, 29:17). И еще говорит [Писание]: “Наказывай сына твоего, ибо есть надежда” (там же, 19:18). И любит [сын] его более, ибо сказано: “А кто любит его, тот с детства наказывает его”. Из‑за того, что “тот с детства наказывает его”, [сын] “любит его” .
Зная, что Авраѓам наказывал Ицхака, сына своего, и обучал его Торе, и наставлял его на путях его, согласно сказанному [Ицхаку] об Авраѓаме: “За то, что послушался Авраѓам гласа Моего [и хранил завещание Мое, повеления Мои, уставы Мои и учения Мои]” (Берешит, 26:5). И еще сказано: “И вот родословная Ицхака, сына Авраѓама” (там же, 25:19), чтобы научить тебя тому, что был он всем похож на отца своего: красотой, мудростью, богатством и добрыми делами . Знай же, что было ему тридцать семь лет, когда связал его отец [для принесения в жертву] , и сказано: “Авраѓам стал стар и в летах преклонных” (там же, 24:1), но связал он его и скрутил его, словно ягненка, а тот не препятствовал ему. Потому‑то “и отдал Авраѓам все, что было у него, Ицхаку” (там же, 25:8), то есть: “А кто любит его, тот с детства наказывает его”.
Подобен ему был и Ицхак, с детства наказывавший Яакова, учивший его Торе и наставлявший его в доме учения своем, ибо сказано: “А Яаков — человек кроткий, [обитающий в шатрах]” (там же, 25:27), и учил он то, чему обучал его отец его ; а потом отделился от отца своего и затворился в доме Эвера, чтобы изучать Тору . Поэтому удостоился он благословения и унаследовал землю, согласно сказанному: “И поселился Яаков в земле пребывания отца своего, в земле Кнаан” (там же, 37:1).
И отец наш Яаков наказывал сынов своих, и смирял их, и обучал путям своим, чтобы не было среди них отбросов подобно Ишмаэлю и Эсаву, ибо так говорит Писание: “И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет; с Яаковом” (Шмот, 1:1–2) — оно приравняло их всех к Яакову, ибо все они праведники, подобны ему были они . Об этом и говорится: “А кто любит его, тот с детства наказывает его” (Мишлей, 19:18).
Изданные ранее тома Мидраш Раба можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в России и в других странах

Мидраш раба. Шмот раба. Множество значений

«Хумаш Коль Менахем»: Божественное милосердие в период изгнания
