Слово раввина

Из праха в прах: путь в бессмертие

Берл Лазар 20 февраля 2023
Поделиться

В последнее время ко мне неоднократно поступали однотипные вопросы, связанные с похоронами. Если человек перед кончиной просил его кремировать или даже включил такую просьбу в текст завещания — что делать? С одной стороны, наша вера требует хоронить тело покойного в земле, причем с соблюдением особых правил и процедур. С другой — воля человека священна, тем более воля дорогого человека, который от нас ушел: разве можно ее нарушить?

Давайте разберемся, почему иудаизм требует непременно хоронить тело в земле. Заметьте, это не «традиция», не «обычай», а однозначное требование религиозного Закона. Сказано в Торе: «Из праха ты вышел и в прах возвратишься». Здесь слово «прах» — «aфaр» — это не «пыль» и не «пепел», как в русском языке, но исключительно «земля». Так что кремация это прямое нарушение слов Б‑га.

Кроме того, иудаизм учит: когда придет Машиах, мертвые «восстанут», то есть человек вернется в свое тело. На первый взгляд это выглядит парадоксом: ведь тело давно захороненного человека стало «прахом», оно неотличимо от земли. Но наши мудрецы объясняют: в каждом теле есть особая кость, называемая «эцем луз», которая не сгниет до конца, и именно из нее Б‑г вновь создаст то тело, которое у человека было когда‑то. Как сказано в Талмуде, если Всевышний мог создать человека полностью из праха, то тем более Он сможет восстановить тело, когда‑то существовавшее.

Сейчас и наука поднялась на такой уровень, что способна клонировать живые существа, то есть воссоздавать тело по информации ДНК, содержащейся в мельчайшем элементе этого тела. Сами понимаете, для Г‑спода это задача несложная. И коль скоро речь идет о Б‑ге всемогущем, давайте не забывать: предавая тело покойного земле по тем правилам, которые сообщает нам Тора, мы показываем Ему, что верим в вечность жизни, которую Он нам даровал. А если человек выбирает кремацию, он как бы говорит, что вечная жизнь ему не нужна и во всемогущество Создателя он не верит.

Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Б‑г дал человеку тело и душу. Душа бессмертна и свята. Тело смертно, но в нем тоже есть некая святость. Именно поэтому наш Закон запрещает человеку повреждать тело. Нельзя наносить ущерб собственному телу, то есть следует заботиться о здоровье. Нельзя сознательно повреждать чужое тело — наши заповеди осуждают насилие. Наконец, нельзя повреждать тело покойника: именно поэтому мы всякий раз просим власти не проводить посмертное вскрытие, если нет серьезного подозрения, что смерть была насильственной. Б‑г дал нам это тело, мы должны вернуть его по возможности без ущерба. Поэтому, кстати, еврейское государство уделяет такое внимание возвращению тел погибших солдат, даже если для этого приходится выпускать на свободу террористов.

Каббала учит нас, что в первое время после ухода из этого мира душа еще связана с телом, еще чувствует, что с ним происходит. Поэтому необходимо уважительно относиться к телу до похорон, а сами похороны проводить как можно скорее: недаром похороны называются «упокоением». Представьте себе, какие страдания причинит душе, еще связанной с телом, кремация…

И последнее: по нашей вере, возвращение в землю это еще и путь исправления. Прах — символ скромности: возвращаясь в прах, мы излечиваемся от греха гордыни, самого распространенного греха, которому едва ли не каждый из нас хотя бы изредка предавался при жизни. Похороны — это еще и очищение и, тем самым, одна из основ веры. Жизнь телесная дана Б‑гом, чтобы позволить нам подняться выше в жизни вечной. Так давайте не будем спорить с Создателем и сделаем так, как Он велит.

Вот, вкратце, основные доводы против кремации. Есть ли доводы «за»? Мне доводилось слышать разные, но все они неубедительны либо нелогичны. Приведу лишь один: это удобно для родных, урна близко, а кладбище далеко. Извините, невольно вспоминается анекдот из разряда «черного юмора»: мать, уходя, просит ее кремировать, а прах развеять в торговом центре: ведь туда дети ходят каждый день, будут рядом…

А если серьезно, важен лишь вопрос, можно ли нарушить волю покойного. Но мы же знаем: порой человек дает обещание или просит о чем‑то на основании непроверенной или неполной информации. И если выясняется, что исходные данные неверны, это аннулирует просьбу и освобождает от обещания.

Когда душа, отделившись от тела, начинает свой путь вверх, она получает от Б‑га дополнительные знания и понимает, что желание сжечь тело было ошибкой. И если мы, родные и близкие, заботимся о душе покойного, мы не должны навязывать ей последствия такой ошибки. Наш долг перед ушедшим человеком в том, чтобы обеспечить ему упокоение по законам иудаизма. Ведь тогда, со спокойной душой, мы будем ждать, когда вновь встретим его в знакомом теле — и вместе восславим приход Машиаха.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Шма Исраэль»: чтобы услышать и чтобы сказать

Мудрецы Талмуда, комментируя одну из важнейших молитв, «Шма Исраэль», особо подчеркивают: она потому и называется «Слушай, Израиль» — а не, к примеру, «знай» или «верь», — что молиться следует вслух. Да, молитва должна идти от сердца, но молиться только лишь «в сердце своем» совершенно недостаточно: если не выразить это словами, заповедь молитвенного служения выполнена не будет. Недаром еврейские врачи шутят: у наших соплеменников потому так много инфарктов, что слишком большая нагрузка на сердце: люди занимают его тем, что должно реализовываться словами и делами!

С молитвой по жизни: наше общение с Б‑гом

Когда человек благодарит Б‑га, он получает еще один заряд положительных эмоций: он ценит свою жизнь, полученную в дар от Б‑га, ценит то, что Б‑г ему уже дал, и приобретает уверенность в том, что и дальше Он не оставит: поможет, подскажет, если надо, и выведет на верный путь. Ну а когда мы просим Г‑спода, молитва подсказывает, как важно понять самим, что нам реально нужно, и соизмерять наши просьбы с этим пониманием.