Продолжение. Начало
Часть вторая. Аризаль. Маймонид и энтропия
Рассмотрим, как процесс Творения описывает каббала.
«Зоар»
В книге «Зоар» сказано: «В начале Царь «вырезал» из высшего свечения Лампу Темноты и там появилась из Скрытого от Скрытого Тайна Бесконечного, несформированная линия, помещенная в кольцо, измеренное нитью».
Аризаль о процессе цимцум
Аризаль говорит: «Знай, что до того, как любые эманации были эманированы или любые создания созданы, был один простой трансцендентный Свет, который наполнял все существование. Не было «пустого» места, не было «пустого» пространства. Вся реальность была наполнена этим простым Бесконечным Светом (Ор Эйн-Соф). Не было категории «начала», не было категории «конца». Все было одним, единым, простым, униформным, Бесконечный Свет, называемый Ор Эйн Соф.
Когда это появилось в Его совершенной Воле — желание создавать миры и эманировать эманации, чтобы выразить совершенство Его действий, Его Имен, Его атрибутов — что и было целью создания всех миров… Он сжал Свою бесконечную сущность в направлении от центральной точки Его бытия, то есть от центра Его Света. Он сжал этот свет, оставив пустое пространство.
После этого сжатия, в результате которого образовалось пустое пространство в самой середине Бесконечного Света (Эйн Соф), образовалось место для всего, что будет эманировано, создано, сформировано и сделано. Потом Он излучил простой прямой луч из Его бесконечного окружающего света в пустое пространство. Этот луч постадийно опускался в пустое пространство… Через этот луч свет Эйн Соф распространился внизу, в пустом пространстве, потом он эманировал, создал, сформировал и сделал все миры. Через этот луч, который служит сжатым каналом, трансцендентный свет Эйн Соф распространяется и течет вниз — в миры, находящиеся внутри созданного пустого пространства».
Позднее концепция цимцум, описанная Аризалем, была дополнена Моше Закуто, который ввел понятие «решиму», означавшее, что Свет был не полностью, а лишь частично удален из пустого пространства, оставив в пустом пространстве свой след — «решиму».
Дискуссия
В какой-то момент среди каббалистов началась дискуссия о том, как толковать понятие «цимцум»: буквально (полное удаление света и образование абсолютно пустого пространства) или в переносном смысле, заменяя понятие удаления света понятием его сокрытия. У каждого толкования были свои сторонники и противники.
Идея понимать «цимцум» как сокрытие была впервые выдвинута раввином Аврамом Коэном де Эррера, а поддержана и развита основателем движения «Хабад» раввином Шнеуром-Залманом из Ляд (Алтер ребе). Суть этой идеи заключается в провозглашении каббалистического дуализма, предполагающего, что Всевышний в одно и то же время трансцендентен и имманентен своему творению.
Главным оппонентом этой теории выступал раввин Иммануэль Риччи. Он утверждал, что Б-жественность была удалена из пустого пространства. Риччи писал: «Я выдвигаю эту идею не в результате философского исследования природы Всевышнего, а потому, что она более приятна моему сердцу».
Комментируя одно из положений «Зоар» — «не существует места, где нет Б-га», — раввин Риччи интерпретировал это так, что нет места , где отсутствует Б-жественное провидение.
Со своей стороны, считаем нужным подчеркнуть, что, вслед за раввином Коэном де Эррера и рабби Шнеуром-Залманом из Ляд, мы стоим на позиции понимания цимцум в переносном смысле — как сокрытия.
Анализ процесса цимцум и возможные выводы
Отметим следующие положения, связанные с процессом цимцум.
1) Цимцум представляет собой бесконечный «скачок» из абсолютной неопределенности (поскольку мы не имеем никакой информации об «Эйн Соф») ко вполне определенной ситуации.
2) Цимцум представляет собой нарушение униформности «Эйн Соф» (для нас).
3) Вводится понятие события.
4) Вводится понятие темпоральной последовательности (пульсация, сжатие-расширение).
5) Из описания процесса цимцум очевидно, что вся реальность сотворена из света и иные «строительные материалы» отсутствуют. Это положение позволяет сделать вывод, что в Творении отсутствует множественность и нет принципиальной разницы между духовным и материальным.
6) Процесс сокрытия — это процесс сокрытия одного вида света другим.
Исходя из названных положений, закономерен вопрос: а какое содержание вкладывали каббалисты в понятие «Свет»? Обратимся к первоисточникам. Раввин Моше-Хаим Луццато (Рамхаль) пишет: «Заметь, ведь на самом деле Б-жественность не может быть определена никаким именем или словом. Но поскольку без слов невозможно говорить, то мы вынуждены дать ей некое имя. Однако следует выбрать наиболее близкое по смыслу. Из всех материальных субстанций свет — самая тонкая, поэтому данное слово не столь далеко от понятия Б-жественности, как другие, и мы назовем ее именно «Светом». При этом учти, что «Свет» в данном случае — это не буквальный свет, подобный материальному, а лишь нечто, называемое светом, дабы у него было хоть какое-то имя».
В каббале свет является также способом манифестации, выражением Всевышнего. В нашем понимании, процесс цимцум начинается с бесконечного скачка от абсолютной неопределенности — к определенной ситуации, то есть с бесконечного снижения неопределенности.
Единственным способом уменьшения неопределенности в сотворенной реальности является получение информации. Отсюда следует вывод, что для нас понятие света может быть заменено на понятие информации. Этот вывод подтверждается и тем фактом, что любая манифестация и выражение в нашей реальности происходят путем передачи информации. Также следует отметить, что понятие «данные», то есть базовые блоки информации, в современной теории информации определяется как нарушение процесса униформности. Таким образом, можно считать, что в процессе цимцум, который сопровождался нарушением униформности, для нас было введено понятие «данные».
От кого же было имевшееся в процессе цимцум сокрытие? И кому предназначается информация?
Эти вопросы мы рассмотрим позже, а сейчас перенесёмся в мир науки.
Информационная энтропия
В 1942 году американский ученый Клод Шеннон, работавший в корпорации Bell, разработал математическую теорию коммуникации. Целью Шеннона были оптимальное кодирование информации и передача ее получателю в неискаженном виде с учетом наличия помех и шумов.
Основным понятием математической теории коммуникации являлось понятие «информационной энтропии». Упрощенно его можно представить в следующем виде:
E = log2.p
где E – это информационная энтропия, P – количество комбинаций из букв в месседже определенной длины с учетом ограничений, налагаемых языком. Данное определение энтропии аналогично определению энтропии в статистической механике, разработанному Людвигом Больцманом:
E=klognW
где k – константа Больцмана, W – количество микросостояний системы, которые невозможно отличить на макроуровне. Поясним на примере. Если мы видим камень, то его микросостояния, зависящие от координат и импульсов атомов, непрерывно меняются, но его внешнее (макро) состояние для нас остается неизменным.
Хотя работа Шеннона имела целью эффективное кодирование и передачу информации, введенное им понятие информационной энтропии в сегодняшней теории информации трактуется гораздо шире — а именно в качестве меры информационной неопределенности. Приведем еще один пример. Если мы подбрасываем монету с двумя «орлами», то результат для нас совершенно предопределен, и мы имеем дело лишь с одним состоянием: «орел». В этом случае энтропия Шеннона, она же информационная неопределенность, определяется следующим выражением:
E=log21=0
Если же мы подбрасываем монету с «орлом» и «решкой», то результат для нас неопределенен, и мы имеем дело с двумя состояниями: «орел» и «решка». В этом случае энтропия Шеннона определяется иным выражением, формулой бита:
E=log2=1
Возвратимся к каббале. С точки зрения теории Шеннона, имевший место при цимцум бесконечный скачок из полной неопределенности к определенному состоянию можно считать бесконечным снижением энтропии, или бесконечным уменьшением нашей неопределенности.
Сущность понятия информационной энтропии блестяще выразил выдающийся ученый 20 столетия Манфред Эйген. Он писал: «Информационная энтропия — это мера того, что мы не знаем, после того, как мы учли все, что мы знаем».
Сходство информационной и термодинамической энтропии поразительно. Обе имеют дело с количеством состояний. Очевидно, что увеличение информационной энтропии (нашей неопределенности) скрывает информацию.Также скрывает информацию увеличение термодинамической энтропии.
Представим себе, что у нас есть контейнер, разделенный посередине теплонепроницаемой перегородкой. В каждой части контейнера находится равное количество газа, но с разной температурой (к примеру, 100° и 300°). Если мы уберем перегородку, то энтропия системы увеличится и произойдет выравнивание температуры. В результате в контейнере будет находиться газ с температурой 200°, средней между 100° и 300°. Однако если мы видим только конечное состояние системы — контейнер с газом с температурой 200°, то мы не можем знать, каким было его начальное состояние, так как имеется бесконечное количество вариантов: температуры 100° и 200°, 50° и 250°, 25° и 375° и так далее до бесконечности.
Поразительным фактом является то, что в своем труде «Наставления колеблющимся», написанном в 12 веке, когда не было ни понятия термодинамики, ни понятия энтропии, процесс сокрытия информации блестяще описал Рамбам (Маймонид). Полемизируя с Аристотелем, Маймонид пишет: «Мы, община последователей Моше, нашего учителя, и Авраама, нашего отца, верим, что мир был сотворен соответствующим способом, существует в определенном состоянии, произошедшем от другого состояния, и был создан в определенном состоянии, последовавшем за другим состоянием. Аристотель, с другой стороны, базирует свои доказательства того, что мир существовал вечно, отталкиваясь от того, что существует сейчас. Что касается нас, мы заявляем против него, что эта природа после того, как она достигла состояния стабильности и совершенства, ни в чем не напоминает состояния, в котором она была в момент ее сотворения, и что она пришла в состояние существования из состояния абсолютного несуществования».
В этой же главе Маймонид подчеркивает: «Никакого вывода не может быть сделано ни в каком аспекте из природы вещи после того, как она была создана и достигла финального состояния стабильности и совершенства».
Здесь очевидна аналогия с представлением о том, что повышение энтропии скрывает более раннюю информацию. Продолжая мысль Маймонида (и Шеннона), можно заключить: исходя из нашего сегодняшнего знания о мире и даже принимая во внимание информацию о процессе цимцум, мы не можем сделать никаких выводов о Всевышнем в Его сущности — Эйн Соф, что подтверждает основной тезис каббалы о полной непознаваемости Эйн Соф.