Каббала информации

Квантовый Мир грядущий

Эдуард Шифрин 1 августа 2018
Поделиться

Монография Эдуарда Шифрина под названием «От бесконечности до человека», только что вышедшая в издательстве «Книжники», написана на актуальном в современном гуманитарном знании пересечении разных сфер: в данном случае науки и еврейской традиции. Автор интерпретирует такие глобальные темы, как зарождение жизни на Земле, теории Большого взрыва и т. п., одновременно привлекая самые современные научные знания по биологии, химии и физике, а также каббалистические представления и категории, постулаты иудаизма. В таком подходе есть полифония взгляда на мир интеллектуала и соблюдающего еврея, попытка цельной, гармоничной картины мира современного человека, включающая знание Торы и достижения теории информации, классической и квантовой физики, других наук. Предлагаем вниманию читателей фрагменты из нового издания.

В фильме Вуди Аллена «Светская жизнь» еврей‑гангстер перед казнью переходит в христианство, объясняя это тем, что в иудаизме нет жизни после смерти. Аналогичное мнение часто приходится слышать от многих верующих евреев. Это большая ошибка. Непреложной основой иудейской веры является вера в жизнь души после смерти, вера в приход Машиаха, вера в воскрешение мертвых и вера в наступление Мира грядущего.

Однако, несмотря на незыблемость данных положений, детали их описания, время наступления, форма существования душ и тел высказаны неоднозначно, а иногда и двусмысленно, поэтому эта тема являлась и является предметом серьезных дебатов в иудаизме.

В данной главе автор хотел бы проанализировать мнения еврейских религиозных авторитетов о вышеозначенных событиях с точки зрения современных научных знаний.

В самом тексте Торы мы не находим прямых указаний на воскрешение мертвых, приход Машиаха и наступление Мира грядущего. Маймонид и Саадья Гаон объясняют это тем, что Всевышний, в мудрости Своей, при даровании Торы хотел направить евреев на выполнение заповедей в этом мире и, соответственно, на награду и наказание в этом мире, не отвлекая их внимания на удаленные последующие события. Сведения о воскрешении мертвых были получены значительно позднее в пророчествах. Всевышний сказал Йехезкелю: «Передай им: “Смотрите, Я открою ваши могилы и выведу вас из ваших могил, о Мой народ…”» (Йехезкель, 37:12). Пророк Йешаяу объявил: «Твои мертвые оживут, мертвые тела поднимутся…» (Йешаяу, 26:19). У пророка Даниэля сказано: «И многие из тех, кто спят в земной пыли, пробудятся. Некоторые к вечной жизни и некоторые к наказанию» (Даниэль, 12:2). В Коелет по этому поводу сказано: «Тело человека уходит в землю, а душа возвращается к Б‑гу» (Коелет, 12:7). Аналогично в пророчествах мы находим сведения о приходе Машиаха и о Грядущем мире.

Концепция Маймонида

А.  В отличие от животной части души интеллектуальная часть души не подлежит разрушению.

Б. Наш мир имеет начало, и нет у него конца.

В. С приходом Машиаха произойдет воскрешение из мертвых. Однако смерть не исчезнет, люди будут продолжать умирать.

Г. Мир грядущий существует уже сейчас параллельно нашему миру, и мы будем находиться в нем в духовной форме.

 

Маймонид писал: «Душа любой плоти — это ее идея, данная ей Б‑гом». Речь идет об интеллекте, который есть идея души, поэтому при распаде тела, состоящего из элементов, исчезнет душа, дарующая жизнь, которая существует только вместе с телом, но эта идея не исчезнет, потому что в своих действиях она от души, дарующей жизнь, не зависит. По поводу прихода Машиаха Маймонид писал: «Да не возникнет у тебя мысль, что царь Машиах должен совершать чудеса и знамения, создавать нечто, чего не было в мире, воскрешать мертвых и совершать другие вещи подобного рода». Также он писал: «Да не появится у тебя мысли, что в дни Машиаха будет отменен какой‑нибудь закон природы или, наоборот, в мире появится что‑то новое. Ничего подобного не будет — законы мира не изменятся». Маймонид считал, что в соответствии с пророчествами во времена прихода Машиаха еврейский народ соберется в Земле Израиля, где будет построен Третий храм. Что касается воскресения мертвых, то Маймонид полагал, что оно произойдет незадолго до прихода Машиаха, либо во время прихода Машиаха, либо сразу после него. О Мире грядущем Маймонид писал: «Мы полагаем, что нынешняя действительность сохранится вечно, и не изменится в ней ничего, кроме некоторых частностей, — это будет следствием чудес». По его мнению, воскрешение мертвых не является конечной целью, конечная цель — Мир грядущий. Он отмечал: «В Мире грядущем не будет тел, как сказали учителя наши, не будет в нем ни еды, ни питья, ни половых сношений».

Маймонид также подчеркивал: «Все отделенное от материи существует более реально, чем принадлежащее материи; нет ничего более реального: ведь отделенное существование — это истинное (актуальное) существование, поскольку не затрагивается никакими изменениями» См.: Рабби Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных. Иерусалим–Москва, Гешарим–Мосты культуры, 2010.
.

Он не касался вопроса переселения душ (гильгуль) и наказания души в аду (Геином).

Машиах въезжает в Иерусалим. Зигмунд Фрост. 1965

Концепция Саадьи Гаона

Саадья Гаон считал, что после смерти душа человека находится под престолом Славы Г‑сподней до того момента, пока положенное Всевышним количество душ не будет произведено. После этого придет Машиах, произойдет воскрешение мертвых. Однако смерть не исчезнет. Принципиальное отличие позиции Саадьи Гаона от позиции Маймонида заключается в следующем. Ссылаясь на слова пророка Йешаяу: «Создам я землю новую и небо новое…» (Йешаяу, 65:17), р. Саадья утверждает, что через некоторое время после прихода Машиаха наш мир будет уничтожен и возникнет новая реальность — Мир грядущий, в котором мы будем присутствовать в наших телах. Р. Саадья уделяет огромное внимание вопросу о том, какова, по его мнению, будет жизнь в Мире грядущем. Однако в данной главе нет возможности полностью изложить эти взгляды.

Говоря о наказании, р. Саадья кратко упоминает Геином, ссылаясь на книгу пророка Йеошуа, однако, не дает объяснений, что такое Геином, и какой род наказания будет в нем присутствовать. Он категорически отрицал возможности реинкарнации (гильгуль) См.: Saadia Gaon. The Books of Beliefs and Opinions. Yele university press, 1976.
.

В качестве примера возможности существования без еды и питья Маймонид и Саадья Гаон приводят пребывание Моше на горе Синай в течение сорока дней. Этот пример очень важен, но мы к нему вернемся ниже.

Концепция Нахманида и каббалы

Согласно этой концепции часть души (нефеш) после смерти человека остается возле могилы и подвергается за свои грехи «наказанию могилы». Часть души (руах) также наказывается за свои грехи, но через 12 месяцев попадает в Ган Эден внизу. Часть души (нешама) возвращается к своему источнику и попадает в Ган Эден вверху, где находится до момента воскрешения из мертвых. Допускается переселение душ или частей душ (как правило, в наказание за запрещенные сексуальные связи). Души праведников могут подвергнуться реинкарнации с целью поддержания мира. Душа возвращается в верхний Ган Эден в одеянии из заповедей и хороших дел, которые она совершила в нашем мире, и находится в мире душ до воскрешения из мертвых. Понятие «Геином» определено нечетко и рассматривается как некое духовное очищение. Согласно книге «Зоар», душа Машиаха находится в специальном месте в Ган Эдене, которое называется «Птичье гнездо». В нашем материальном мире Машиах явится в Верхней Галилее. Царство Машиаха будет сопровождаться чудесами, мерцанием и падением звезд и так далее. Искупление во времена Машиаха будет возвращением к совершенству, которое было разрушено грехом Адама. Б‑жественное раскрытие в мире увеличится. Тайны Торы будут открыты. Мессианская эра будет продолжаться около тысячи лет. Воскрешение мертвых должно произойти в конце эры искупления в великий день суда Зогар. М., Эксмо, 2013. . Согласно Нахманиду, после нормальной физической жизни воскресшие тела будут очищены и попадут в будущий духовный мир, который наступит после разрушения нашего мира. В этом мире мы будем присутствовать в виде душ, облаченных в одухотворенные тела, сохраняя свою индивидуальность. Некоторые каббалисты, в том числе хасиды, считали, что в Мире грядущем души будут облачены в реальные тела. Согласно каббале, царь Машиах придет, когда будет завершен процесс исправления (тикун), т. е. когда все искры святости возвратятся из области клипот в область святости, и зло исчезнет из нашего мира.

С целью анализа вышестоящих мнений и концепций попробуем дать определение души и материального тела. Согласно книге «Сефер Йецира», Всевышний создал все миры при помощи 22 букв еврейского алфавита и 10 сфирот, которые называются числами. И буквы, и числа являются информационным кодом. Эта концепция сходна с идеями пифагорейцев, которые утверждали, что наш мир состоит из чисел (информационного кода). При этом различия в сотворении духовного и материального миров не указывается. Разница состоит в использовании букв. Так духовные миры были созданы с помощью буквы «йуд» имени Всевышнего, а материальный мир — при помощи буквы «гей» имени Всевышнего. Отсюда следует вывод, что основой всей реальности, как духовной, так и материальной, является информация. К этому выводу постепенно приходит и современная наука. Информация квантовых систем не может быть уничтожена. Все процессы трансформации энергии и материи имеют в своей основе информационные изменения. Тема эта очень обширна и полностью в этой книге изложена быть не может.

Тот факт, что духовная и материальная реальность состоит из информации, является формой философии монизма и помогает разрешить важный каббалистический вопрос, который заключался в следующем: «Если все, что существует и есть Б‑г, а наш материальный мир имеет множество форм, то тогда Б‑г должен изменяться, а это противоречит концепции неизменности Всевышнего» («И никогда Я не изменюсь»; Малахи, 3:6). Принимая постулат о том, что информация — это единая основа реальности, мы даем ответ на этот вопрос.

Согласно учению Аризаля, духовные миры — Ацилут (мир эманации), Брия (мир сотворения), Йецира (мир формирования) — и наш материальный мир Асия содержат в себе дерево из десяти сфирот. В каббале понятие сфирот описывается как сосуд, имеющий некоторое свойство (например, хохма — мудрость, бина — понимание и так далее) и наполненный светом. При этом все сфирот связаны друг с другом и каждая из них содержит в себе десять остальных сфирот. Фактически мир сфирот имеет структуру фрактала и стремящееся к бесконечности количество комбинаций из десяти сфирот.

С научной точки зрения мы понимаем, что представление сфирот в виде сосуда, наполненного светом, является аллегорией, так как ни пространства, ни сосудов, ни света в духовных мирах нет. С точки зрения автора, сфира — это информационная система, в которой содержатся и взаимодействуют два вида информации. Свет — это информация о существовании Всевышнего, его сущности. Сосуд — это информация об одном из свойств Всевышнего, выраженном в системе сфирот. Хесед — распространение, любовь, доброта. Гвура — сокращение, сжатие, строгость, суд. Поясним это следующим примером. Когда мы говорим: «Этот человек хороший», то мы передаем не только информацию о его свойстве, но и о том, что он существует.

Однако вернемся к понятию «душа». В книге «Тора ор» Алтер Ребе дает следующее определение: «Душа по сути своей — это цельный, неделимый свет, который не разделяется на разум и мидот». (Мидот — это шесть нижних сфирот, ра–зум — это три высшие сфиры: хохма (мудрость), бина (понимание), даат (осознание).) Последние служат лишь «одеяниями души» — иными словами, хоть они и принадлежат душе, но не относятся к ее сущности. Отсюда мы можем сделать вывод, что душа построена по принципу дерева сфирот. Ее сущность — свет. Это информация о существовании Всевышнего, а десять сфирот или одеяния души — информация о ее свойствах. Поскольку, как упоминалось выше, существует огромное количество комбинаций сфирот в духовных мирах, то существует и огромное количество душ, обладающих разными комбинациями свойств. Что касается общности духовной и материальной субстанции, Алтер Ребе пишет: «Вспомним, что в утренней молитве говорится: “…Обновляющий по доброте Своей творение мира каждый день, каждое мгновение”». Здесь имеется в виду постоянное возникновение мира материального из духовного (Йеш ме‑аин) См.: Рабби Шнеур‑Залман из Ляд. Тора Ор. Т. 1. М., Книжники, 2013. . Подобие души дереву сфирот объясняет фразу из первой главы книги Берешит о создании человека «по образу и подобию» Б‑га (Берешит, 1:26).

Десять сфирот (десять свойств души) можно уподобить ДНК генома человека. Это ДНК появляется в духовных мирах путем считывания информации различных комбинаций из десяти сфирот (десять свойств). По такой же схеме молекула РНК движется вдоль цепочки ДНК и считывает информационный код. Впоследствии рибосомы при помощи информационного кода производят протеины.

Говоря языком квантовой физики, душа человека нелокальна и несепарабельна. Расшифруем эти понятия. Локальными называются системы, свойства которых определяются их расположением в пространстве и во времени. Сепарабельными называются системы, свойства которых определяются только их внутренними качествами. Душа человека обладает свойством «вертикальной» несепарабельности, так как она связана со своим корнем в высших духовных мирах, откуда произошла, а также свойством «горизонтальной» несепарабельности. На душу оказывает влияние тело человека, а также души других людей. Последнее поясним подробнее.

В квантовой механике состояние любой системы отображается в многомерном пространстве Гильберта, в котором каждая точка соответствует определенному состоянию квантовой системы. Точно так же состояние нашей души может быть описано при помощи понятия «многомерного ментального пространства». Наше сознание имеет огромное количество различных состояний и их комбинаций и может быть описано в данный момент определенной точкой в многомерном ментальном пространстве. Непреложным является факт пересечения ментальных пространств различных людей, например гипноз. В частности, если два человека одновременно подумали друг о друге, то, хотя они и разделены в пространстве, в многомерном ментальном пространстве они находятся в одной точке. Приведу еще один пример. Согласно положениям иудаизма, в момент дарования Торы у подножия горы Синай присутствовали души всех умерших и еще не родившихся евреев. Таким образом, все евреи без исключения объединены в многомерном ментальном пространстве в точке синайского откровения.

В противоположность душе материальные объекты классического мира квазилокальны и квазисепарабельны. Квази — потому что квантовые корреляции хотя и присутствуют, но они крайне малы. Вопрос, почему макроскопические объекты теряют квантовые свойства, является одним из основных в квантовой физике. Одним из объяснений является процесс декогеренции, при котором происходит процесс обмена информацией с окружающей средой. В результате этого обмена система теряет квантовые свойства и приобретает «классические». Соответственно, существует и обратный процесс, называемый рекогеренцией, который подразумевает, что при полной изоляции системы от информационного обмена, она может потерять «классические» свойства и перейти в состояние суперпозиции (другой реальности). В настоящее время проведены эксперименты, доказывающие, что в условиях отсутствия информационного обмена квантовые свойства могут появляться относительно крупных объектов (молекулы углерода — бакиболлз, алюминиевые осцилляторы).

Вернемся к пребыванию Моше на горе Синай. Алтер Ребе пишет: «“И вошел Моше в середину облака и взошел на гору; и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей” (Шмот, 24:18). Все это время Моше не ел и не пил, и его материальное тело питалось лишь духовной пищей, подобно ангелу. Здесь все дело в облаке, которое окутало Моше… Оно служило Моше и пищей» См. примеч. 4. . Там же он пишет, что ангелы могут попасть в наш мир только в специальной одежде, и люди могут подняться в мир ангелов только в специальных одеждах. На что намекает Алтер Ребе? Из физики мы знаем, что материальное тело не может существовать сорок дней без воды и, соответственно, без обратного процесса (опорожнения). Однако Моше был покрыт облаком. С моей точки зрения, облако изолировало Моше от обмена информацией с окружающей средой нашего мира. В результате произошла рекогеренция, и тело Моше приняло промежуточную (нематериальную) форму, которая не нуждалась и не могла воспринять материальной подпитки.

Моисей на горе Синай. Гравюра из Амстердамской агады. 1695

Второй пример касается Адама и его жены. Отметим несколько важных моментов. Адам и его жена находились в специальном месте (Ган Эден), согласно каббале, одним из следствий греха Адама было «увеличение степени материальности нашего мира». До совершения греха Адам не дал женщине персонального имени, он дал ей видовое имя «жена» (иша). Отсюда можно сделать вывод, что до совершения греха Адам и его жена находились в Ган Эдене в не вполне привычном нам материальном состоянии. Сущность греха заключалась в считывании запретной информации о добре и зле, что соответствует физическому понятию декогеренции. В результате этого тела Адама и Евы приобрели классические свойства. (Г‑сподь сшил им кожаные одежды.) Адам осознал, что перед ним находится отдельная сущность, и дал жене имя Хава. В своем классически материальном состоянии первый человек и его жена уже не могли быть бессмертными и находиться в Ган Эдене, они были изгнаны.

Отметим также, что степень декогеренции в духовных мирах неодинакова. Так в мире Ацилут (эманации) присутствуют только свет и сфирот, при этом сосуды едины со светом, т. е. декогеренции практически нет. В мире Брия (сотворение) сосуды уже не едины со светом и появляются отдельные сущности (Ган Эден, души и архангелы), т. е. появляется декогеренция. Она усиливается и далее в мире Йецира (формирование), где обитает бесчисленное количество ангелов. Декогеренция достигает своего максимума в мире Асия (наш материальный мир), где мы воспринимаем материальную субстанцию в виде разделенных объектов.

Из всего вышесказанного автор делает следующий вывод. Мир грядущий не будет материальным в нашем классическом понимании этого смысла. Он будет, подобно духовным мирам, миром частичной рекогеренции. При этом наши тела и души будут объединены. Однако мы не можем говорить о классической материальности нашего тела. Какая это будет степень рекогеренции, мы не знаем. По моему мнению, наиболее близко к правильному ответу подошли каббалисты, которые сказали, что прообраз Мира грядущего нам дан в Торе в качестве пребывания Моше на горе Синай и пребывания Адама и Хавы в Ган Эдене. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Каббала и философия

Философия процесса, описывая отношения Б‑га и мира, стоит на позициях панентеизма. Панентеизм — это промежуточная позиция между пантеизмом и классическим теизмом. Для пантеизма мир идентичен Б‑гу, для классического теизма мир является внешним проявлением Б‑га. Для панентеизма мир — в Б‑ге.

Как что‑то возникает из ничего?

В книге я попытался показать, что мистическое (якобы антинаучное) течение в иудаизме на деле глубоко научно, а разделение иудаизма на философский и мистический по сути неверно. Проблема в том, что если философский иудаизм использовал научные идеи своего времени, то идеи мистического иудаизма опередили науку своего времени на столетия. И лишь сегодня, в XXI веке, мы начинаем понимать, что они глубоко научны.

Благотворительность как квантовый компьютер души

Я задумался и вспомнил изречение наших мудрецов: «тот, кто выполняет заповедь цдаки, выполняет всю Тору». Возникает вопрос: почему именно эта заповедь, а не какая‑то другая, приравнивается к выполнению всей Торы? Ведь в Торе важны все заповеди. Тем более такие основополагающие, как запрет идолопоклонства, «не убий», «не укради». Почему же мудрецы выделили именно заповедь цдаки?..