Неразрезанные страницы

Каббала и философия

Эдуард Шифрин 31 мая 2018
Поделиться

Монография Эдуарда Шифрина под названием «От бесконечности до человека», только что вышедшая в издательстве «Книжники», написана на актуальном в современном гуманитарном знании пересечении разных сфер: в данном случае науки и еврейской традиции. Автор интерпретирует такие глобальные темы, как зарождение жизни на Земле, теории Большого взрыва и т. п., одновременно привлекая самые современные научные знания по биологии, химии и физике, а также каббалистические представления и категории, постулаты иудаизма. В таком подходе есть полифония взгляда на мир интеллектуала и соблюдающего еврея, попытка цельной, гармоничной картины мира современного человека, включающая знание Торы и достижения теории информации, классической и квантовой физики, других наук. Предлагаем вниманию читателей фрагменты из нового издания.

Традиционное в иудаизме разделение на философское и мистическое (каббала) течения представляется автору неверным. И первое, и второе имеют самое прямое отношение к философии. В то время как основные еврейские философы, такие как Саадья Гаон, Маймонид, Хасдай Крескас Хасдай бен Йеуда Крескас (1340–1411) — философ, теолог, государственный деятель и глава испанского еврейства в XIV веке. Раввин Сарагосы. Считается одним из самых самобытных еврейских и вообще средневековых философов. Новаторские взгляды Крескаса о бесконечности и природе, пространстве и времени способствовали антиаристотелевскому перевороту в натурфилософии, благодаря которому появилась возможность создания новой физики — классической механики. , стояли на позиции философии Аристотеля, каббале в некотором роде созвучны элементы философии Платона, и в большей степени философии неоплатонизма, которому присущи идеи божественной эманации и иерархического строения бытия.

Арон кодеш в синагоге Ари Ашкенази (Аризаля) в Цфате.

В начале ХХ века в результате бурного развития науки, в частности квантовой физики и теории относительности, в философии возникло новое течение — философия процесса, основанная блестящим математиком А. Уайтхедом. Однако корни этого течения мы обнаруживаем в философии античности, которую условно можно разделить на два направления: статическое (субстанциональное) и динамическое. Наиболее ярким представителем первого является философ Парменид, который утверждал, что за всеми видимыми проявлениями стоит единая неподвижная реальность. Родоначальником «динамического направления» является Гераклит из Эфеса, который произнес свои знаменитые слова: «Панта рей» («Все течет»). Гераклит по праву считается родоначальником философии процесса. В дальнейшем идеи философии процесса развивались неоплатоническим философом Плотином, Готфридом Лейбницем, Гегелем и получили наиболее полное развитие в работах А. Уайтхеда.

По мнению автора, основные положения философии процесса во многом созвучны, а иногда и полностью совпадают с идеями каббалы. В философии Уайтхеда мир представляется сетью взаимодействующих процессов. Именно в этом ее основная идея. Уайтхед отвергает статическую модель реальности. Каждый объект конституируется своими взаимоотношениями и существует только благодаря взаимоотношениям с системой и каждым из ее элементов. Каждое происходящее событие, в свою очередь, оказывает влияние на другие. Согласно Уайтхеду, базовой единицей реальности являются сущности, называемые «актуальные события», которые основаны на информации и имеют ментальные и материальные полюса. Каждое «актуальное событие» вырастает из всей информации, доступной во Вселенной. Уайтхед рассматривает мир как высокоинтегрированную динамическую структуру взаимодействия событий, построенную по иерархическому признаку (атом — молекула — клетка — орган — организм). Согласно каббале, творение (мир) представляет собой динамическую структуру, в которой процесс развертывания и обмена информацией не прекращается ни на мгновение, при этом все существующее взаимосвязано и оказывает влияние друг на друга.

Философия Уайтхеда отрицает разделение мира на физическую и ментальную составляющие. Согласно философии процесса, проблема взаимодействия разума и тела исчезает, если мы принимаем в качестве базовых компонентов реальности процессы переноса информации, в которых проявляются ментальные и физические аспекты в разных обстоятельствах.

Это положение полностью совпадает с рассмотренной в предыдущих главах теорией совмещения информационных прообразов при взаимодействии души и тела, вытекающей из каббалы.

Приверженцы философии процесса считают, что творить может не только Всевышний, но и, в некоторой ограниченной степени, человек, прямо считая человека подобием Всевышнего.

Одним из основных тезисов каббалы также является огромная роль и власть, которые дарованы человеку в системе мироздания — в творении. Как уже отмечалось в предыдущих главах, без участия человека в информационном процессе творение не может функционировать. Именно человеку, согласно каббале, дана власть и задача завершить творение путем процесса исправления (тикуна) и уничтожения зла.

Альфред Уайтхед.

Философия процесса стоит на позициях, сходных с панпсихизмом, считая, что все в природе имеет свою ментальную составляющую. Этот тезис прямо совпадает с положениями каббалы Аризаля.

Альфред Уайтхед в своей философии придает Всевышнему два свойства: «последовательная природа» и «изначальная природа» . «Изначальная природа» — это знание Б‑га о всех возможных мирах в потенциальной форме, «последовательная природа» означает понимание сути всех процессов, актуальных в мире.

Здесь мы видим аналогию между введенными Алтер Ребе и рассмотренными в предыдущих главах понятиями Высшее знание Эйн‑соф и Низшее знание в системе сфирот.

Философия процесса, описывая отношения Б‑га и мира, стоит на позициях панентеизма. Панентеизм — это промежуточная позиция между пантеизмом и классическим теизмом. Для пантеизма мир идентичен Б‑гу, для классического теизма мир является внешним проявлением Б‑га. Для панентеизма мир — в Б‑ге.

Данное положение полностью совпадает с каббалой, которая стоит на позиции панентеизма.

Теистическая философия процесса считает, что все кажущиеся случайными изменения и процессы мира направлены на выполнение конечной Б‑жественной цели, что полностью совпадает с положениями каббалы.

Таким образом, мы видим, что идеи каббалы о динамическом, ни на мгновение не прекращающемся характере творения, об огромной роли человека в нем, об отношениях Б‑га и мира, об информации, как о созданной Всевышним основе реальности, находят свое подтверждение в идеях, приобретенных человечеством в результате бурного развития науки в ХХ веке. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Б‑жественное провидение

Решая физические уравнения, в которых начальные различия содержались в четвертом знаке после запятой, Лоренц обнаружил, что их результаты разительно отличаются друг от друга, могут развиться в два совершенно различных состояния. Сегодня открытие Лоренца описывается известной фразой о том, что взмах крыльев бабочки в Бразилии может привести к урагану в Техасе. Таким образом, наука доказывает, что творение — это единое целое, и мы предлагаем читателю вспомнить слова Бааль‑Шем‑Това о движении травинки.

Благотворительность как квантовый компьютер души

Я задумался и вспомнил изречение наших мудрецов: «тот, кто выполняет заповедь цдаки, выполняет всю Тору». Возникает вопрос: почему именно эта заповедь, а не какая‑то другая, приравнивается к выполнению всей Торы? Ведь в Торе важны все заповеди. Тем более такие основополагающие, как запрет идолопоклонства, «не убий», «не укради». Почему же мудрецы выделили именно заповедь цдаки?..

Как что‑то возникает из ничего?

В книге я попытался показать, что мистическое (якобы антинаучное) течение в иудаизме на деле глубоко научно, а разделение иудаизма на философский и мистический по сути неверно. Проблема в том, что если философский иудаизм использовал научные идеи своего времени, то идеи мистического иудаизма опередили науку своего времени на столетия. И лишь сегодня, в XXI веке, мы начинаем понимать, что они глубоко научны.