«Хумаш Коль Менахем»: Просьбы Моше
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
«В то время я молился Господу так…»
(ДВАРИМ, 3:23)
«Но Господь разгневался на меня из-за вас и не слушал меня. “Полно тебе [просить]! — ответил Господь. — Не говори мне больше об этом!”»
(ДВАРИМ, 3:26)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
К какому виду молитвы относится ваэтханан? (стих 23)
Раши: Просьба о милости — хинун — всегда означает просьбу о даре [не обусловленном заслугами]. И хотя праведники могут просить вознаграждение за свои добрые дела, они просят Вездесущего [именно] о даре. И поскольку [Всевышний] сказал ему: «…и помилую (ва-ханоти) — когда помилую…» — Моше обратился к нему именно за милостью — ваэтханан. Другое толкование: это одно из десяти выражений, означающих молитву, как приведено в Сифрей.
Мидраш: Рабби Йоханан сказал: «Есть десять видов молитвы:
שַׁוְעָה, צְעָקָה, נְאָקָה, רִנָּה, פְּגִיעָה, בִּצּוּר, קְרִיאָה, נִפּוּל וּפִלּוּל וְתַחֲנוּנִים
Из всех этих видов Моше выбрал только молитву [хануним, обращение к Божественной милости]. Рабби Йоханан сказал: “Отсюда учим, что ни одно создание не имеет никакой ценности для Творца, ибо даже Моше просил Бога в той молитве, которая означает прошение о милости”»
Какой ответ дал Бог? (стих 26)
Раши: «Полно тебе…» — чтобы не сказали: «насколько суров учитель и до чего упрям и настойчив ученик».
Другое толкование: сполна, много больше этого уготовано для тебя — велико благо, которое ждет тебя [в Будущем мире].
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Просьбы Моше (стих 23)
Раши приводит два мнения о характере просьб Моше о входе в Землю Израиля.
1) Хотя Моше мог настоять на том, чтобы Бог позволил ему войти в Землю Израиля благодаря его добрым делам, он тем не менее этого не сделал. Вместо этого просил Бога позволить ему войти
в Землю, как просят о незаслуженном даре.
2) Моше молился Богу.
В чем разница между этими двумя объяснениями и зачем Раши понадобилось приводить два объяснения?
Объяснение
В Писании сказано: Бог «милостив ко всем творениям Своим» (Теѓилим, 145:9), что подчеркивает намерение Всевышнего обеспечить нужды всех, созданных Им. Еврей имеет особое достоинство — он потомок праотцев, благодаря которым у него есть право на дополнительное пропитание — как сказано в Мишне: «Даже если ты приготовишь для них трапезу, подобную трапезе Шломо в дни его расцвета, ты не исполнишь своего обязательства перед ними, ибо они — дети Авраѓама, Ицхака и Яакова» (Бава мециа, 83а).
Исполняя волю Бога, человек получает еще больше прав на пропитание, как говорится в стихе: «Если вы будете [изучать Тору, чтобы] поступать по Моим законам, соблюдать Мои заповеди и исполнять их, то Я пошлю вам дожди вовремя [в желанное для вас время], и земля даст урожай…» (Ваикра, 26:3–4).
Таким образом, в нормальной ситуации, когда человек обращается к Богу в молитве и просит о своих нуждах, его просьбы касаются вещей заслуженных, что согласуется с правилами, установленными самим Богом
.
Тем не менее, пусть человек этого и заслуживает, обращаться к Богу с молитвой он все равно обязан, поскольку даже заслуженное им согласно Торе не является для Бога долгом, который Он обязан возместить. Напротив, в удовлетворении нужд просящего проявляется милость Бога — Он просто решил быть милостивым к Своим творениям, обращать особое внимание на праведников и т. д. Поэтому даже заслуженное человеком дается ему в конечном счете только благодаря Божественной доброте. Человек должен просить (а не требовать) этого у Бога в молитве .
Два объяснения Раши
Принимая во внимание изложенное выше, обратимся к комментариям Раши.
На первый взгляд использование необычного слова «ваэтханан» в нашем стихе предполагает, что молитва (или просьба) Моше не носила обычного характера. Раши объясняет: слово «ваэтханан» указывает не на молитву, но «всегда означает незаслуженный (חנִםָּ) дар». Иначе, просьба Моше войти в Землю Израиля была не молитвой, ибо идея молитвы — просить о заслуженном. Однако Моше молил Бога не потому, что чувствовал, что он заслуживает войти (как объяснялось выше), но поступал как поступают праведники — «хотя праведники могли оправдать свои просьбы своими добрыми делами, они просят у Бога только “незаслуженные” дары».
Тем не менее понять буквальный смысл с помощью этого объяснения несколько проблематично, так как оно не согласуется с другими частями Торы. Мы не находим, чтобы праведники всегда просили у Бога незаслуженных даров. В ряде случаев мы видим, что они молились Богу об удовлетворении своих нужд, как молят о чем-то заслуженном.
Поэтому Раши привел второе объяснение, согласно которому ваэтханан — «это один из десяти видов молитвы», то есть Моше действительно молился Богу (он чувствовал, что заслуживает войти в Землю).
Однако Раши в силу нескольких факторов счел подобное объяснение вторичной интерпретацией (хотя оно видится более подходящим).
а) Это объяснение не дает ответа на главный вопрос: почему в нашем стихе используется необычное выражение «ваэтханан», если оно обозначает обычную молитву?
б) На уровне буквального смысла трудно согласиться с тем, что в иврите Торы, священном языке, которым пользуется сам Бог, одно понятие обозначается десятью различными словами.
Мнение рабби Йоханана в мидраше
В мидраше рабби Йоханан высказывает третье, промежуточное мнение. С одной стороны, рабби Йоханан полагал, что, в соответствии со второй интерпретацией Раши, ваэтханан действительно является одним из видов молитвы, а это значит, что Моше считал заслуженным свой вход в Землю Израиля. С другой стороны, рабби Йоханан утверждал: «Моше просил Бога в той молитве, которая означает прошение о милости», то есть не требовал, чтобы просьба была удовлетворена на основании его заслуг. Моше знал, что «ни одно создание не имеет никакой ценности для Творца» — как бы ни был велик человек, его дела в конечном счете Всевышнему не нужны.
Согласно мидрашу, Моше понимал, что заслуг у него много, но также осознавал, что его заслуги никакой реальной ценности для Бога не представляют. Напротив, первое (и основное) мнение Раши говорит о том, что Моше не считал себя достойным войти в Землю Израиля, поскольку в своем великом смирении чувствовал: его заслуги по-настоящему ничего не стоят. Следовательно, его просьба к Богу была вовсе не молитвой, но просьбой о «незаслуженном даре».
ИСКРЫ ХАСИДИЗМА
Почему Моше так хотел войти в Землю Израиля? Нужны ли были ему плоды ее или он стремился наслаждаться ее красотами? Моше сказал: «Еврейскому народу было приказано соблюдать многие мицвот, которые можно соблюдать только на Земле Израиля. Я войду в Землю, так что все [мицвот] будут выполнены через меня» (Сота, 14а). Моше знал, что дело рук его — вечно. Он знал, что, если бы привел еврейский народ в Землю Израиля, Храм не был бы разрушен и еврейский народ никогда не ушел бы в изгнание.
Моше не сказал: «Я войду в Землю Израиля, чтобы соблюсти все мицвот» — его цели не касались личных нужд. Скорее, он хотел войти в Землю Израиля, чтобы «[мицвот] исполнялись через меня» — чтобы заповеди, соблюдаемые в Земле Израиля, были результатом руководства Моше и, таким образом, носили вечный характер и евреям не грозил ни перерыв в их исполнении, ни изгнание.
(На основе «Беседы» в 4‑ю ночь холь ѓа-моэд Суккот 5746 г.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.
«Хумаш Коль Менахем»: Почему Корах вступил в спор с Моше?
«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»
