Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Обетование потомства

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 20 февраля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

[Если вы будете послушны моей воле], не будет выкидышей и бесплодия в твоей стране. Я дам [вам прожить] сполна отведенный вам срок. (ШМОТ, 23:26)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Есть ли условия, при которых действует обещание «не будет выкидышей и бесплодия в твоей стране»? (стих 26)

Раши: [Да]. Если исполнишь Мою волю, [ваши жены не будут хоронить детей и не будут бесплодными].

Гур арье: Хотя стих не перечисляет условий, необходимых для исполнения этого обещания, нет оснований считать, что такое чудесное явление произойдет без предварительного соблюдения (определенных) условий.

Мизрахи: Поэтому Раши объясняет: этот стих следует читать как продолжение предыдущих стихов: «Не поклоняйтесь и не служите их богам… Служите Господу, вашему Богу» (стихи 24–25). Только тогда «не будет выкидышей…».

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Обетование потомства (стих 26)

В Торе нет благословений, которые даются вне зависимости от того, соблюдает ли человек заповеди или не соблюдает. Следовательно, даже это благословение — «не будет выкидышей и бесплодия в твоей стране…» — реализуется только при определенных условиях, хотя в нашем стихе никакие условия не упомянуты. В свете сказанного утверждение Раши (вкупе с толкованиями Гур арье и Мизрахи) представляется очевидным, так что приводить его не было особой нужды.

Однако вопрос, на который отвечает Раши, заключается не в том, зависит ли данное благословение от конкретных условий, а в том, какие именно требуются условия. Предыдущие стихи содержат два предупреждения:

а) «Если же вы будете слушаться его и сделаете все, что Я говорю» (стих 22), то есть изгнание врагов еврейского народа из земли Израиля зависит от активного соблюдения евреями всех заповедей, мицвот («Если… сделаете все, что Я говорю»).

б) «Не поклоняйтесь и не служите их богам… Я избавлю вас от болезней» (стихи 24–25) — это пассивное условие: пока еврейский народ не поклоняется другим богам, он полчает благословения в виде пропитания и здоровья [хотя в стихе говорится, что эти благословения сбудутся вследствие активного соблюдения мицвот: «Служите Господу… и т. д.» (стих 25), тем не менее это «служение» не касается соблюдения всех заповедей; скорее, речь идет о служении Всевышнему, а не идолам, упомянутым в предыдущем стихе (Рамбан, там же)]

Предположительно наш стих (26) продолжает стихи 24–25, то есть «благословение потомством» (отсутствие выкидышей и бесплодия) есть продолжение тех благословений, которые Бог обещал в ответ на пассивное воздержание от идолопоклонства.

Тем не менее Раши, очевидно, считал, что такое великое благословение нельзя заслужить, лишь пассивно воздерживаясь от идолопоклонства. Может ли быть столь великое, чудесное благо деторождения дано каждой женщине в земле Израиля за бездействие (неактивное действие, самоограничение)?

Раши делает вывод: это благословение связано с тем, о чем говорилось ранее — но не с предыдущими стихами, а с содержанием предшествующего раздела (стихи 22–23). Там Всевышний обещает народу благословения за активное соблюдение мицвот. То есть эти благословения будут даны, как пишет Раши, лишь в том случае, если вы «делаете все, что Я говорю» (читай: «выполняете — активно — Мою волю»).

(На основе Ликутей сихот. Т. 32. С. 128 и далее.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Когда отяжелело сердце фараона?

Бог предопределил, что фараон поработит еврейский народ. Однако сам фараон поработил евреев не для того, чтобы исполнить повеление Бога, но чтобы потворствовать своей злобе. Потому фараон и был наказан... Бог «ожесточил сердце» фараона перед началом десяти казней в наказание за его прежнее нечестивое поведение. Однако Бог все же сказал Моше, что «тяжело сердце фараона» само по себе, имея в виду наличие у фараона природной склонности угнетать еврейский народ, невзирая на Божественное вмешательство

«Хумаш Коль Менахем»: Возвращение в Египет

Бог повел еврейский народ не прямым путем, чтобы даже перед лицом трудностей возвращение в Египет все равно виделось людям затруднительным. Но неужели евреи могли захотеть вернуться туда, где страдали от каторжного рабского труда? Ведь, как сообщают нам мудрецы, даже женщин и детей заставляли в Египте работать. Зачем им думать о возвращении?

«Хумаш Коль Менахем»: Итро пришел не из-за Исхода

Воды моря разошлись, это чудо ошеломило всех. Вследствие этого все были впечатлены величием еврейского народа. Однако не само чудо побудило Итро отправиться в путь — по той же причине, о которой говорилось выше: уже не было возможности увидеть рассечение моря своими глазами. Оставалось вернуть евреям репутацию в глазах других народов после нападения Амалека, и Итро, находясь под впечатлением от чуда на море, отправляется в пустыню